Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономическ...

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%[21].

По состоянию на 1 января 2002 г. членами ВТО являлись 144 государства. На различных стадиях переговоров о присоединении находятся, помимо России, около 30 государств. Процесс присоединения к ВТО достаточно сложен. Процедура вступления предусматривает как подготовку необходимого внутреннего законодательства, так и проведение двусторонних переговоров о мерах по открытию рынка со всеми торговыми партнерами, целью которых является согласование внешнеторговых тарифов, условий субсидирования внутреннего производства и допуска на рынки, включая рынок банковских и страховых услуг.

ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств государств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний.

Вопрос вступления России в ВТО возник в 90-х годах ХХ века. Вокруг него происходят самые острые дискуссии. У вступления в ВТО большое число как сторонников, так и противников. Интрига разворачивается, главным образом, вокруг условий вступления нашей страны в ВТО. Россия завершила первый, информационный, этап присоединения к ВТО. Будущие партнеры по торговой организации ознакомлены с позицией РФ по таможенным тарифам. Цель  наших потенциальных партнеров – снижение уровня наших ввозных барьеров до величины, принятой в ВТО, с целью открытия отечественного рынка для импорта и максимальной либерализации торгового режима.

Среди специалистов широко распространено мнение о высокой степени открытости рынков стран-членов ВТО, обычно говорят об уровне тарифных барьеров в 5-7%. Принято считать, что именно такой уровень определяет среднюю степень защищенности внутренних рынков членов ВТО, и на него предстоит ориентироваться России, чтобы стать полноправным членом торговой организации. Для количественной оценки общего уровня таможенных барьеров, действующих в странах ВТО  можно пересчитать импортных тарифов США, ЕС и России и эквивалент адвалорных ставок по девятизначной номенклатуре кодов товарных позиций. Оказывается, что средний уровень таможенного тарифа в США и странах ЕС в зоне действующих правил ВТО существенно превышает средний уровень отечественных ставок.(Таблицы 2.1, 2.2).

                                                                                         Таблица 2.1.

Средненоминальные и средневзвешенные ставки импортного тарифа в странах ЕС, США и России (в эквиваленте адвалорных ставок, %)

 

 

 

 

Россия

 

Страны ЕС

 

США

Действующие пошлины

Конвенционные пошлины

Автономные пошлины

Конвенционные пошлины

Автономные пошлины

Средненоминальный тариф

18,1

15,4

25,4

6,4

34,9

Средневзвешенный тариф

16,1

27,0

41,1

10,7

38.5

Источник: «Эксперт».-1999.-№20. 

Таблица 2.2.

Средний уровень адвалорных ставок импортного тарифа в России и ЕС (без учета специфических и комбинированных пошлин, %)

Россия

 

 

Страны ЕС

Действующие пошлины

Конвенционные пошлины

Автономные пошлины

Средненоминальный тариф

11,4

6,0

14,8

Средневзвешенный тариф

7,4

6,1

16,5

    Источник: «Эксперт».-1999.-№20.

Высокий уровень реальной тарифной защиты внутреннего рынка стран – членов ВТО объясняется тем, что структура их таможенных тарифов сильно отличается от структуры импортных пошлин России.

Следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что формирование единых правил международной торговли в рамках ВТО не привело к устранению межстрановых торговых конфликтов: объем взаимных претензий не уменьшается, скорее, наоборот, растет, но их регулирование осуществляется теперь в соответствии с установленными многосторонними правилами.

Главным объектом торговых споров выступает так называемая недобросовестная конкуренция, под которой понимается, главным образом, демпинг со стороны компаний-экспортеров. По данным журнала «Эксперт»(2001, №41), в 1990-1999 гг. было начато 2483 антидемпинговых дела. Почти половина этих дел было начало ЕС, Австралией, США и Канадой. В США по состоянию на 1 января 2000 года действовало 315 окончательных антидемпинговых мер.

Размер вводимых антидемпинговых пошлин бывает иногда столь велик (120-140%), что эти меры полностью закрывают внутренний рынок для иностранной конкуренции и превращаются для стран-экспортеров в непреодолимый барьер.

Антидемпинговые и другие ограничительные меры, применяемые зарубежными странами в отношении российских товаров, остаются важным факторов, сдерживающим рост российского экспорта. В 1992-1999 гг. количество ограничительных мер, принятых зарубежными партнерами в отношении России, значительно возросло и увеличилось с 27 в 1990-1994 гг. до 47 в 1995-1999 гг. (данные ВТО). Между тем, в России практика применения защитных мер, предусмотренных российским законодательством, в ответ на дискриминационные действия иностранных государств, пока не получила развития. Основой мерой защиты внутреннего рынка от импорта выступают в нашей стране специальные защитные меры в форме повышенных импортных тарифов.[22]

Анализ многочисленных публикаций на предмет вступления/не вступления России в ВТО и современной конъюнктуры внешней торговли, позволяет высказать ряд соображений по этому поводу. Не оспаривая в принципе необходимость присоединения России к ВТО, на наш взгляд:

1.Полномасштабное снижение отечественных импортных пошлин не целесообразно и не очевидно.

2.Новые реалии и задачи структурной перестройки экономики России требуют более осмысленного подхода к стратегии защиты отечественных производителей.

3.Принимая во внимание крайне низкий уровень конкурентоспособности отечественных производств, быстрое открытие внутреннего российского рынка приведет не только к большой экспансии иностранных товаров, но и может поставить под вопрос существование некоторых депрессивных отраслей народного хозяйства.

Достаточно очевидно, что в настоящее время, на наш взгляд, внешнеторговая политика России находится в стадии формирования. Причем формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы, распада сложившихся экономических связей. Цели и задачи внешнеэкономических связей России тесно связаны с общим экономическим положением России. Многие трудности на современном этапе в значительной мере обусловлены тем, что многие преобразования в стране начались с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку. Сейчас трудно найти ответственных лиц, проводивших неэффективную внешнеэкономическую политику, но одно ясно, эта политика являлась продуктом деятельности государственного аппарата, как на федеральном, так и на региональном уровне. Важнейшие для экономики страны вопросы решались порой без учета реальных стратегических интересов России. К сожалению, многие пороки, присущие процессу государственного регулирования в первые годы реформ до сих пор не изжиты, возникла, правда, другая крайность: из плохо контролируемой внешнеторговая деятельность превратилась в «зарегулированную». Курс на либерализацию внешней торговли практически свернут, широким фронтом в этой сфере выступили многочисленные административные барьеры, строить которые наша страна умеет лучше других. Российские проблемы в сфере внешней торговли усложняются лоббированием многих важных правовых актов со стороны так называемых политических и экономических элит, преследующих исключительно меркантильные цели. Борьба вокруг вступления в ВТО – наглядный пример тому, как разные силы видят будущее положение России на мировом рынке товаров и услуг. В качестве «бедного родственника» или полноправного партнера. Имея почти 140-миллионное население, обладая значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Это делает ее весьма желанным партнером для многих стран. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна в силу многих причин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать