Внедрение механизма подушевого финансирования возможно при выполнении трех условий:
Реализация образовательными учреждениями предусмотренного Законом об образовании права на юридическую и финансовую самостоятельность, включая открытие банковских счетов;
Выделение бюджетных средств не постатейно, а общей суммой, при государственном контроле за соблюдением минимальных нормативов по социально значимым выплатам;
Формировании общественно-государственных органов (попечительских советов образовательных учреждений), осуществляющих контроль за расходованием средств, включая полученные из внебюджетных источников.
Предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления.
3.3. Реформирование оплаты труда работников образовательной сферы
В настоящее время
проводится реформирование отраслей бюджетной сферы по переводу бюджетных
учреждений на новые принципы финансирования из государственных и муниципальных
источников.
Одним из важнейших компонентов реформирования является оплата труда работников
бюджетных учреждений.
Целью реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы является ее адаптация к новым условиям хозяйствования, что предусмотрено проектом программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.).
В рамках достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
§ повысить мотивацию специалистов к качественному результату труда;
§ создать условия для привлечения высококвалифицированных кадров;
§ повысить общий уровень оплаты труда;
§ обеспечить оптимальную структуру занятости в бюджетной сфере.
Согласно нововведениям теперь зарплата учителей будет зависеть не от количества учебных часов, а от числа учеников в классе, квалификации педагога и нормативов, определяющихся с учетом конкретных условий каждого региона. Переход на отраслевую систему оплаты труда позволит увеличить зарплату российского учителя вдвое.
Одной из первых эту систему оплаты труда опробовала Самарская область. С 1 сентября новые принципы финансирования были введены во всем регионе. В результате ухода от единой тарифной сетки зарплата учителей повысилась с 4 до 8 тысяч рублей, а в некоторых школах - до 11 тысяч.
Из областного бюджета только в этом году на дополнительные выплаты учителям будет выделено 308 млн. рублей, а в 2007 на эти цели планируется направить более 900 млн. рублей. Всего же в бюджете области на следующий год траты на образование составят 7 млрд. рублей.
Новая система оплаты труда предусматривает прямое финансирование школ - деньги приходят к директору, минуя муниципалитеты. Это позволит руководителям школ в зависимости от количества учеников рассчитывать, какую зарплату они смогут предложить учителям, какое оборудование и учебники закупить. Исходя из формулы оплаты труда, один урок учителя стоит 2 рубля 30 - 40 копеек за каждого ученика. Также внедрение нормативно-подушевого финансирования поможет решить давно ставшую наболевшей проблему нехватки в школах молодых кадров.
Кроме того, следует существенно повысить зарплату лучшим учителям России. Нужно добиваться того, чтобы высокие зарплаты у лучших учителей составляли легально 20-30 тысяч рублей, но для этого нужно перестроить всю систему работы в школе и ввести отраслевую систему оплаты труда.
За последние шесть лет зарплата учителя увеличилась в пять раз. Если в 2000 году средняя зарплата составляла тысячу 240 рублей, то сегодня - шесть тысяч рублей. Для многих регионов это значительное увеличение.
3.4. Повышение инвестиционной привлекательности
Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.
Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
§ создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
§ создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;
§ обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;
§ обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
§ создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.
Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
Глава IV. Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (среднего профессионального образования)
Таблица 1
Расчет тарифных ставок и стоимости одного часа преподавателей
Разряд |
Коэффициент |
1 разряд |
Тарифная ставка |
Ставка 1 часа |
1 |
1 |
1170 |
- |
1170 |
2 |
1,11 |
1298,7 |
- |
1298,70 |
3 |
1,23 |
1439,1 |
- |
1439,10 |
4 |
1,36 |
1591,2 |
- |
1591,20 |
5 |
1,51 |
1766,7 |
- |
1766,70 |
6 |
1,67 |
1953,9 |
- |
1953,90 |
7 |
1,84 |
2152,8 |
29,90 |
2152,80 |
8 |
2,02 |
2363,4 |
32,83 |
2363,40 |
9 |
2,22 |
2597,4 |
36,08 |
2597,40 |
10 |
2,44 |
2854,8 |
39,65 |
2854,80 |
11 |
2,68 |
3135,6 |
43,55 |
3135,60 |
12 |
2,69 |
3147,3 |
46,96 |
3147,30 |
13 |
3,12 |
3650,4 |
50,70 |
3650,40 |
14 |
3,36 |
3931,2 |
54,60 |
3931,20 |
15 |
3,62 |
4235,4 |
58,83 |
4235,40 |
16 |
3,9 |
4563 |
63,38 |
4563 |
17 |
4,2 |
4914 |
68,25 |
4914 |
18 |
4,5 |
5265 |
73,13 |
5265 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14