К концу XVII столетия
«годуновский классицизм» сменился «голицынским» и «нарышкинским»
стилями
.
Однако шатровая архитектура с большим неудовольствием воспринималась официальной церковью, видевшей в ней опасный отказ от вековых традиций, от византийских форм.
Церковь толкала зодчих вернуться к формам прошлых столетий – строить храмы византийского типа по образцу московского Успенского собора конца XV в. Но то, что было выдающимся словом в зодчестве в конце XV в., теперь имело совсем иное значение после Дьякова, Коломенского, и Покровского соборов. Кроме того, всякое подражание неизбежно обрекало художников на создание сооружений, лишенных творческого решения.
Консервативные взгляды на задачи зодчества были присущи во второй половине XVI в. и самому Ивану IV, находившемуся под сильным влиянием осифлянской идеологии. По его заказу в 1568-1570 гг. был выстроен громадный собор в Вологде, упрощенно повторивший формы Успенского собора в Москве. Тяжелая массивность оказалась присуща и другому подражанию Успенскому собору – собору Троице-Сергиевой лавры, строительство которого было завершено в 1585 г.
Тем не менее, опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение ряда зданий и в условиях второй половины XVI в. Разнообразием форм и объемов, сочетанием шатров, башен, и куполов характерен выстроенный еще в 50-х годах XVI в. государевым мастером Андреем Малым собор Авраамиева монастыря в Ростове. Очень пышным и декоративным был возведенный в конце столетия храм в селе Вяземы; столь же интересен также относящийся к концу века Рождественский собор Пафнутьева Борисовского монастыря. Вообще следует отметить заметное оживление декоративного начала в зодчестве конца XVI в. Стройные формы и изящная отделка были присущи построенному в 1593 г. собору московского Донского монастыря.
К XVI в. сложилась общерусская архитектурная школа, началось блестящее развитие шатрового зодчества, неразрывно связанного с творчеством народных мастеров. Успехи русского зодчества середины XVI в. подготовили условия для возобновления его подъема в конце столетия и последующих новых, важных изменений в зодчестве, происшедших уже в XVII в.
2.Особенности храмовой архитектуры XVII в.
Для архитектуры ХVII в. также характерно сочетание народных традиций и новых тенденций. Процесс "обмирщения" затронул и зодчество. Начинается отход от строгих церковных канонов, усиливаются светские мотивы. Строгость, простота всё больше уступают место внешней нарядности, живописности. Несмотря на то, что церковь прилагала большие усилия, чтобы сдержать усиление светского начала, процесс «обмирщвления», как образно называли его современники, все больше превращал церкви - «дом божий» в красивые, нарядные сооружения, которые больше отвечали вкусам их заказчиков – владельцев [1, стр. 302]. Последними часто выступали в городах общины прихожан. Следует иметь в виду, что влияние церкви стало подрываться, но оставалось еще очень большим. Поэтому тяжелой была борьба светских элементов в искусстве за свое существование и развитие.
В первой половине ХVII в. в церковной архитектуре продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, поставленные по принципу «восьмерик на четверике». Но и здесь всё заметнее проявляется стремление к внешней нарядности, декоративности. Переходы от нижней части к шатрам стали усложняться. Строили также церкви с так называемым «кубоватым покрытием», в том числе с пятиглавыми «кубами», были ярусные покрытия, как, например, в церкви Ивана Предтечи на Широковом погосте (Пеновский район бывшей Великолукской области), были ярусные церкви, как Вознесенская церковь в Торжке, и другие. Деревянное зодчество испытало обратное влияние каменной архитектуры. Некоторые деревянные церкви строились теперь «на каменное дело» [1,с.304], подобно тому как “на деревянное дело” возводились шатровые сооружения XVI в. Таков, например, собор в городе Шенкурске Архангельской области, построенный в 1681 г.
В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Менее связанное с потребностями и вкусами высшей феодальной знати и менее подверженное официальной церковной регламентации, деревянное зодчество воплотило в себе красочность и богатство народных талантов, характерное для XVII в. стремление к «узоречью». Религиозная идея отступала на задний план в архитектурном решении деревянных храмовых построек, уступая место живой игре форм и объемов, декоративным украшениям. Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живописные и нарядные храмы XVII в.
Черты «обмирщения» и проникновение народных, светских элементов в каменное строительство ярко сказалось и в церковном зодчестве. Становились длинными шеи подкупольных барабанов, а сами главки вытягивались вверх и приобретали луковичную форму. Возводились устремленные в небо шатровые храмы. Все больше карнизов, кокошников, наличников, колонок и других украшений появлялось на зданиях.
Выдающимся памятником шатрового зодчества в храмовом строительстве стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве, возведённая в 1649-1652 гг. Церковь богато украшена каменными узорами и увенчана пятью разновысокими шатрами. Отдельные детали церкви повторяют мотивы храма Василия Блаженного. Этот храм современники называли "каменной песенкой"[4,с. 321].
Характерным памятником этого типа в архитектуре стала церковь по заказу Д.М. Пожарского в Медведкове. Церковь отличается богатым декоративным убранством, мощным шатром. Она была построена на пожертвования князя Дмитрия Пожарского на месте молебна войска перед битвой за Москву. Также в память об освобождении Москвы и на средства Пожарского построена церковь Спаса Преображения в Пурехе. Главной достопримечательностью храма была хранившаяся здесь победная хоругвь, с которой Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин воевали за независимость Отчизны [5,с. 12].
В г. Угличе в 1628 г. была
возведена Успенская церковь Алексеевского монастыря, она также является
характерной для нового стиля. В это же время возводились церковь Зосимы и
Савватия в Троице - Сергиевом монастыре.
Всё чаще заказчиками церквей становятся купцы, посадские общины.
Обособленность храмового зодчества от гражданского строительства начинает
утрачиваться. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Характерным образцом
такого типа храмового зодчества становится церковь Живоначальной Троицы в
Никитниках. Она была возведена в 1635-1653 гг. в Китай - городе по заказу
богатого купца Г.Л. Никитникова. Церковь напоминает жилые хоромы своей
асимметричностью, жизнерадостностью художественного облика. Церковь была
украшена иконами и фресками, выполненными выдающимся русским живописцем того
времени С.Ф. Ушаковым. Церковь в Никитниках оказала влияние на целый ряд
построек в других городах, таких, как Вознесенский храм в Устюге, построенный
по заказу купца Никифора Ревякина в 1648 г., Троицкий храм в Муроме (1642-1648
гг.).
По заказу отдельных богатых купцов,
посадских общин в это же время были построены церкви в других крупных
торговых городах. В частности, в г. Ярославле в 1647-1650 гг. по заказу
купцов Скрипиных была построена церковь Ильи Пророка, в 1649-1654 гг. купцы
Неждановские возвели церковь Иоанна Златоуста. Эти церкви отличали
торжественность, нарядность, обилие архитектурных деталей.
Церковь пыталась противостоять процессу "обмирщения" в
искусстве. Патриарх Никон в 50-х гг. запретил возводить шатровые покрытия,
выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. Патриарх попытался
использовать искусство для утверждения могущества Церкви в обществе. Он пытался
возродить строгий монументализм. По его велению в 1656 по 1694 г. под Москвой
на р. Истра архитекторами А. Мокеевым и Я. Бухвостовым был построен комплекс
зданий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции
патриарха.
По замыслу Никона, в постройках храма должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строился по образцу Иерусалимского храма "над гробом Господним", были использованы его чертежи и модель, которые привезли из Святой Земли особые послы. Однако строители собора придали ему специфические русские черты, использовав при этом "дивное узорочье". Многоцветное изразцовое украшение храма было невиданным по своей роскоши. Таким образом, монументальность собора сочеталась с ярко выраженным декоративным началом.
По инициативе патриарха Никона в
Кремле архитекторами Д. Охлебининым и А. Мокеевым были построены Патриаршие
палаты с Крестовой палатой, в которой размещался приёмный и церемониальный зал
московских патриархов. Пол Крестовой палаты был выстлан чудесными разноцветными
изразцами, в окна были вставлены оконницы из переливающейся слюды, украшенной
разноцветными цветами. Роскошью и красотой убранства Патриаршие палаты
соперничали с Теремным дворцом Алексея Михайловича.
Как воплощение идеи о главенстве церкви был задуман крупный ансамбль
построек ростовского митрополичьего двора, так называемый Ростовский кремль,
возведенный ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 70-х годах XVII в. Характерно, что башни укреплений были ниже, чем высокие главы
церкви, что указывало на преимущество духовной церковной силы над светской.
Здания ростовской митрополии, храмы и палаты отличались сдержанностью и
строгостью. С особой нарядностью были выстроены лишь ворота с надвратными
церквами Воскресения над северным входом и Иоанна Богослова над западным.
Еще ранее, в 50-х гг., Аверкием Мокеевым были возведены здания Валдайского монастыря – собор, трапезная и палаты патриарха Никона, выполненные в монументальной манере. Таким же монументальным был и Крестный монастырь, поставленный в Онежской губе Белого моря на Кий – острове.
Постройки, возведенные по замыслу Никона, убедительно свидетельствуют о том, что в условиях XVII в. попытки противодействовать развивающемуся «обмирщению» и проникновению светских элементов в искусство оказывались в общем малосостоятельными. В диктуемые официальным церковным регламентом монументальные формы сооружений неизбежно проникало то самое «узоречье», против которого пытался бороться патриарх. И шатровые сооружения тоже оказалось невозможно изжить. Шатры теперь стали перемещаться на колокольни, образуя красочный ансамбль с пятиглавыми строениями основной части храма. Более того, соперничество со светской властью вынуждало Никона идти на богатое убранство храмов, что открывало дорогу опять-таки преследовавшимся им тенденциям к декоративности и нарядности церковных сооружений.
Религиозная символика все более отступала перед живописным и жизнерадостным искусством, и даже постройки ростовской митрополии приобрели сказочный характер, столь типичны для народного искусства. Посадское направление в зодчестве, светское по своим художественным приемам, не утратило своей силы и в условиях строгой церковной регламентации. На Руси продолжали возводиться замечательные по своей красочности храмы, далекие в сущности от того, чтобы вызывать строго религиозное чувство, радовавшие глаз живой игрой своих форм и богатством цветов. Таковы постройки крупнейшего мастера – декоратора П.Потехина, построившего великолепный по своей отделке храм в селе Останкине под Москвой (1678 – 1683 гг.).
Особенно сильно светское направление проявилось в ярославском зодчестве. Здесь особенное внимание уделяли не воплощению религиозных идей, а богатству и пышности храмов, долженствовавших отразить богатство их заказчиков – крупных купцов. Таков, например, возведенный в 1647-1650 гг. купцами Скрипиными храм Ильи Пророка. Храм представляет собой пятиглавое здание, окруженное папертью – галереей, с запада к нему примыкает шатровый придел. Замечательны цветовые контрасты отделки красным кирпичом на фоне белой стены, которая, в свою очередь, была украшена зелеными, синими и желтыми изразцами. Объемы здания разнообразны, колокольня богато украшена.
В 16490 – 1654 гг. купцы Неждановские построили за рекой Которослью храм Иоанна Златоуста, в котором замечательно сочетание нарядности и строгости. В 1669 г. рядом с ним был построен другой пятиглавый храм. Они были объединены великолепной шатровой колокольней, одним из лучших образцов такого рода построек в XVII в. Многокрасочными изразцами, черепичным покрытием глав и кровель отличался возведенный в 1665 – 1672 гг. храм Николы «Мокрого».
В 1671 – 1687 гг. прихожанами была построена грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Богатые горожане – заказчики хотели, чтобы их храм был лучше каменных построек в Ярославле. Зодчему, выполнявшему заказ, удалось соединить торжественную монументальность с декоративной многоцветностью. Каждая деталь была отделана с большим искусством. Церковь в Толчкове является изумительным памятником искусства народных мастеров-резчиков по дереву и кузнецов, живописцев и кирпичников, создавших прекрасные формы фигурного кирпича, образцом посадской архитектурной культуры второй половины XVII в. Рядом с пятнадцатиглавой церковь была воздвигнута многоярусная колокольня. «Народная любовь к красоте и украшенности мира и вещи была выявлена в Толчковской церкви с предельной полнотой. Архитектура храма резко отступала от феодальной строгости и сухости выражения предшествующего времени и превращалась в ликующую симфонию народной фантазии», - отмечал знаток древнерусской архитектуры Н.Н.Воронин.
Замечательные постройки появились и в других городах Поволжья. Среди них – Воскресенские церкви в Костроме и Романове – Борисоглебске (Тутаеве) и других.
Стремление к украшению, нарядности заметно
нашло отражение и в архитектуре кремлей и монастырей, прежде всего Московского
Кремля. Ещё в 1624 г. - 1625 гг. русский зодчий Б. Огурцов и англичанин Х.
Головей сделали высокую кирпичную надстройку над Спасской башней, богато
украсив её белокаменными узорами. Вскоре украшенные белокаменной резьбой
шатры появились и на других башнях Кремля. Обновлённый Кремль засиял
золотом куполов и многоцветьем дворцов. В это же время богатой и
нарядной отделкой были украшены стены и башни Донского, Данилова,
Ново-Девичьего, Троице-Сергиева монастырей.
После воссоединения Украины с Россией начинается интенсивное
расширение культурных связей России с Западной Европой. Там в это время
главенствовал стиль барокко с его пышностью. Родственники Петра I по матери
Нарышкины строили роскошные здания, стиль которых вошёл в русское искусство как
"нарышкинское барокко". Характерными чертами его стали чёткость,
симметричность, подчёркнутая устремлённость ввысь, многоярусность. Процессы
образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне
ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал,
которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала
себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но
процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их
отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не
могли миновать и зодчество. В его пределах начались поиски новых средств,
позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.
Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя: то, что характерно только для наступившего периода, и то, что получило дальнейшее развитие. Во втором слое, где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в., очевидны аналогии с западноевропейскими пост ренессансными стилями - маньеризмом и барокко.
Самым прекрасным памятниками этого стиля стала церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К. Нарышкиным. Храм словно вырастает из земли. Открытые галереи, живописные лестницы, гладкие стены из красного кирпича в сочетании с белокаменными наличниками, тонкие колонны, ажурные кресты легки, воздушны, сказочны. В таком же духе выполнены церковь в селе Уборы под Москвой, сооружённая зодчим Я. Бухвостовым, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря.
Одной из последних несказанных высот
древнерусского зодчества стал знаменитый на весь мир двадцатидвуглавый
Преображенский храм на погосте Кижи на острове в Онежском море. Храм был
возведён в 1714 г. из брёвен без единого гвоздя. Русь уже стремительно
менялась, становилась иной. Древняя Русь словно посылала прощальный привет и
хотела показать грядущим поколениям красоту, высоту, чистоту, гений русской
души.
Заключение
Храмовое строительств на Руси в XVI-XVII веках шло в неразрывной связи с прошедшими периодами русской культуры и, в свою очередь, явилось основой для развития архитектурного дела в последующие годы.
Отличительные особенности архитектуры данного периода обусловлены общеисторическим развитием России: окончательным объединением русских земель вокруг Москвы, развитием городов, ремесла, сельского хозяйства, специфическими моментами внутрицерковного развития. Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два десятилетия XVII в., входящие уже в следующий период развития русской культуры, ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества, воплотившемся в так называемом «московском барокко» с его четкой композицией и ясно выраженным вертикальным движением, которые сочетались с вертикальным движением, которые сочетались великолепным нарядом многоцветной декоративной обработки здания. На смену монументальным храмам предшествующего времени приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами, вызывающие радостное чувство красоты и праздничности.
Список литературы:
1.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. М., 1984.
2. Баталов А.Л. Судьбы ренессансной традиции в средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI века. В сб. Искусство христианского мира Вып. 5. М., 2001.
3.Рабинович М.Г. Облик Москвы в XII – XVI веках. Вопросы истории, 1977, №11.
4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.,1981.
5. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести. М.,1991.