Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим человеком.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства,(то есть с троюродным братом и сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а так же между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но не возможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника хотя бы одного из супругов.
Расторжение Церковного Брака.
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).
СОБОРОВАНИЕ.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.
Ни с каким Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием. Говорят, что после Соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам, а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда.
Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка можно прочесть, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).
Елеосвящение – таинство исцеления. Обычно оно совершается на дому, у постели болящего, но в Великом Посту оно бывает в храмах. В ходе таинства, которое совершают несколько священников (“собор”), освящается елей – растительное масло, прочитываются 7 Апостолов и Евангелий, 7 особых молитв. После каждого чтения батюшка помазует соборующемуся голову, грудь, руки и ноги. Елей – образ милости Божией, любви и сострадания.
Кроме исцеления от болезней, Елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не скрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.
ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ.
По смерти христианина тело его омывают, одевают в чистые, если возможно, в новые одежды и полагают в саван (белый покров) в знак того, что умерший при своем крещении, дал обет проводить жизнь в чистоте и святости, - или же одевают в одежды звания умершего в указании того, что он идет к Господу Богу дать отчет в прохождении им обязанностей своего звания.
На лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью ”Святый Боже…” в знак того, что умерший как христианин вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждой, по милосердию Божию и ходатайству Божией Матери и Иоанна Предтечи, получить венец на небесах.
На руки его кладут крест или какая-либо икона в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божьих.
Тело умершего полагается в гроб и наполовину покрывается священным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Православной Церкви.
Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи в знак того, Что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.
Затем при гробе начинается чтение псалтири с прибавлением молитв об упокоении умершего, и служатся панихиды (до погребения полагается особое последование по исходе души, помещенное в конце псалтири). Псалмы читают в утешение скорбящих о смерти умершего.
Служатся панихиды (краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в царстве небесном умершего). При панихидах собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь. В конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.
До погребения тело для отпевания переносилось в храм. Перед выносом совершалась краткая заупокойная служба (лития), а во время перенесения пели “Святый Боже…”
В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю, и по четырем сторонам гроба зажигаются светильники. Идет служба отпевания.
После отпевания родные и знакомые дают умершему последнее целование, прощаются с ним, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает его крестообразно землей, произнося:”Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущие на ней”. Гроб закрывают крышкой и умершему поется “вечная память”.
Гроб переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом на восток. При этом совершается заупокойная лития.
На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное дерево, под тенью которого покоится христианин.
Святая Православная Церковь молится за усопших в третий, девятый, и сороковой дни после их смерти.
В третий день, вспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.
В девятый день молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.
В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего.
Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока дней, со служением заупокойной литургии и панихиды. Это поминовение называют сорокоустом.
На годовщину смерти молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни. День перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.
Суточный круг церковного богослужения.
Церковный устав предписывает совершать в течении суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.
В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считается не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня.
На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисеево законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.
После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.
В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.
Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
Третий час (10 часов утра) возводит священными напоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Святой, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а Девятый час (три по полудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.
Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличии от прочих служб, литургия не только напоминает о Боге, но предоставляет возможность реально соединится с Ним в Таинстве Причащения. По времени литургия совершается между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полуношница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню, и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течении целой ночи. Древние христиане, действительно нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.
Утром последовательно служится третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.
Заключение.
Христианство имеет длительную историю, оно вошло в кровь и плоть европейской культуры. Нельзя отрицать, что самые высокие побуждения людей, их стремления улучшить жизнь общества долгое время питались духовными основами этого вероучения. Православная ветвь христианства органично встроилась в жизнь русского народа и продолжает в ней существовать. Нельзя игнорировать или, там более забыть православные традиции нации, которые в свое время были единственными идеологическими и психологическими скрепами общества (как нельзя даже из повседневной разговорной речи выбросить выражения “не дай бог» или “слава богу”). Но необходимо различать принципы народного самосознания, принявшие христианскую форму, и принципы религии, выдаваемые за всенародные.
Список литературы.
1. “Религиоведение” учебник. О.Ф. Лобазова Москва 2005
2. “Таинства, молебны, обряды православной церкви” изд-во “феникс” 2003
3. “Азы православия” СПб “Сатисъ” 2005
4. “Русские традиции и практические советы” изд-во “Новая пресса”1991