Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.
Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, еще В.В. Стасов отмечал: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».
Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.
Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Вопрос №2. Цель и задачи эстетического и художественного воспитания.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.
В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только
1) эстетико-ценностную ориентацию личности, но и
2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания).
3) развивает познавательную способность личности.
4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.
Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:
- формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;
- развитие ее эстетически-творческих потенций.
Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям (по: Апресян Г.З., с.74):
- вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;
- учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;
- развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;
- сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в быту и личном поведении.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Принципы эстетического воспитания.
Рассмотрим некоторые из них, применительно к процессу эстетического воспитания.
1. Связь воспитания с жизнью. Методологически этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует в связи с формируемыми эстетическими убеждениями такой организации деятельности студентов, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.
2. Единство воспитания, обучения и развития. Данный принцип реализуется в воспитывающем характере обучения, в единстве учебной и внеучебной деятельности воспитываемых.
Любая деятельность молодежи должна носить эстетическую направленность; в ходе ее должны формироваться не только идейно-политические, нравственные, но и эстетические идеалы.
3. Комплексный подход ко всему делу воспитания. Данный принцип предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.
На практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.
4. Сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью. Процесс эстетического воспитания — педагогически руководимый и управляемый процесс. Однако он предполагает большую активность студентов, которая возрастает, если в создаются ситуации, побуждающие к самостоятельности, социально полезному самоутверждению.
5. Систематичность и последовательность воспитания. Воспитание, являющееся сложным, диалектически противоречивым процессом, требует систематического и последовательного взаимодействия воспитателей и воспитуемых с целью формирования у последних тех или иных качеств. Свою реализацию этот принцип находит в планировании работы по эстетическому воспитанию, в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов, в преемственности содержания, методов и форм воспитания. Принцип исключает такую организацию воспитательного процесса, когда она представляет простую совокупность отдельных художественных мероприятий, мало связанных между собой, не учитывающих имеющийся эстетический опыт студентов, их интересов.
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Принцип предполагает хорошее знание особенностей студенческого возраста, уровней сформированности эстетических убеждений, что позволяет правильно отобрать содержание воспитательного мероприятия, определить методы и формы его проведения.
7. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала студента — суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество — форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества — это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.
Творческий потенциал формируется самым эффективным образом при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самодеятельного художественного творчества. В работе «О специфике искусства» Э.В. Ильенков отмечал, что «эстетически неразвитый индивидуум сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством».
Произведения искусства — продукт творчества, и их восприятие предполагает соответственно творчество реципиента. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа»,— считал Нильс Бор.
Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе. Отсюда следует, что никакое обновление высшей школы невозможно без специальной программы культурно-эстетической подготовки студентов.
Творческий процесс — важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.
С психологической стороны творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.
Говоря о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, надо помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере ощутим в неразрывном сочетании с другими направлениями воспитания. Вне труда, творчества эстетическое воспитание не только теряет свою базу, но и цель.
Универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.
8. Принцип преемственности представляет собой одну из наиболее общих диалектических закономерностей и выражает объективные связи между явлениями в процессе поступательного развития.
Процесс преемственности предполагает:
1) передачу предшествующим поколением результатов своей деятельности последующему, а также творческую переработку и использование этого наследия.
2) взаимодействие старого и нового опыта, знаний, результатов деятельности; связь между различными этапами развития, с частичным повторением положительных элементов старого, их качественным обновлением, но на более высокой стадии; связь между новым и старым в процессе расширения и углубления знаний, умений и навыков на более высокой научно-практической основе.
Специфику преемственности в области эстетического воспитания можно выразить как необходимость формирования у молодежи психологической установки на обогащение духовного мира как на непреходящую ценность, нравственную основу. Кроме того, преемственная организация эстетического воспитания средствами искусства предлагает следовать от национального, народного искусства к интернациональному:
Принцип преемственности имеет следующие аспекты своей реализации: содержательный, методический и организационный.
Содержательный аспект предусматривает наличие четкой программы эстетического развития личности студента с первого по пятый курсы; методический аспект предполагает преемственность в выборе способов воспитания, а организационный — это последовательность в этапах воспитательной работы.
9. Принцип сочетания науки и искусства. Проблемы соотношения науки и искусства, познавательной и эстетической деятельности нашли свое достаточно полное решение в работах Э.В. Ильенкова, М.Ф. Овсянникова, М.С. Когана, В.И. Толстых, А.Г. Егорова, B.C. Старовойт и других.
Вопросу взаимосвязи науки и искусства придавали большое значение ученые, художники прошлого (Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой и др.), объясняя ее тем, что они отражают один объект — реальную действительность, тем, что являются результатом творческой деятельности людей, а также тем, что часто выполняют одни и те же функции. В системе многообразных функций науки и искусства ведущими являются функции познавательные и воспитательные, эффективность воздействия которых на личность зависит от уровня ее интеллектуального и эстетического развития, способности к восприятию, эстетическому переживанию.
На уровень такого развития влияют потребности в научных и художественных знаниях, формирование которых — педагогическая проблема.
Говоря о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет наши знания о мире, почерпнутые из газет, научных трактатов, из реального опыта, что, спрягая наш личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.
Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического освоения человеком окружающего мира. Искусство и наука формируют в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную картину объективной реальности, которые органично дополняют друг друга.
Отличие науки от искусства в том, что первая дает людям знание законов объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знание о том значении явлений действительности, которые они имеют для человека.
Взаимосвязь же науки и искусства заключается в том, что научное познание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.
Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.
Воспитательная функция науки реализуется через ее познавательную и мировоззренческие функции. В них диалектически взаимосвязаны научно-познавательные и эмоционально-ценностные моменты. Во всех областям человеческой деятельности в настоящее время для оценки труда употребляются понятия научности, оптимальности, эффективности, для соответствия которым человек должен развивать себя интеллектуально, нравственно, эстетически.
Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.
Заключение
Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Структуру эстетической культуры личности составляют:
- развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
- развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
- степень совершенства эстетического вкуса;
- последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Принципы эстетического воспитания следующие:
- связь воспитания с жизнью;
- единство воспитания, обучения и развития;
- комплексный подход ко всему делу воспитания;
- сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью;
- систематичность и последовательность воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
- принцип креативности;
- принцип преемственности;
- принцип сочетания науки и искусства.
Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.
Литература:
Основная
1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.
2. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
4. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительная:
1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . – М.: МВШМ МВД России, 1993.
Страницы: 1, 2