Юрий Гагарин на Мурманской земле
Реферат:
Юрий Гагарин на Мурманской земле.
Вступление.
«Освоение космоса сулит человечеству горы хлеба и бездну могущества»1
К.Э. Циолковский
Начало ХХ века было отмечено бурным ростом авиации и космоса. Ракетами занимались только очень верящие в это направление науки и техники люди. Но когда опыт летания был накоплен солидный, снова начался всплеск «космических интересов» как у широкой публики, так и у научно-технической общественности. 15 мая 1960 года был запущен первый корабль-спутник. На второй корабль-спутник посадили четвероногих пассажиров – знаменитых Белку и Стрелку. Пятый запуск кораблей-спутников, состоявшийся 25 марта 1961г., сопровождали собака Звездочка и «Иваны Ивановичи» - манекены. Начало эры непосредственного освоения космоса человеком связано с Юрием Алексеевичем Гагариным, человеком который первый из землян совершил полет в космос.
Сбылась мечта, рожденная веками.
Над миром голос радости звенит:
«Товарищи, друзья, сейчас над нами
Впервые в космос человек летит!»2
Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934г. в г. Гжатск, Гжатского р-на, Смоленской обл., в семье колхозника. С 1957г. до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота. Первые самостоятельные полеты Юрий Гагарин совершил в небе Заполярья, здесь проходило становление летчика. Здесь родилась первая дочь Юрия – Лена. Отсюда, с Севера, началась дорога к звездам. Вызов в Москву и подготовка к космическому полету. Позже Гагарин скажет: «Чтобы понять Север, надо его самим увидеть. Диковинный край. Сопки и мхи. Мхи и сопки. Чуть не полгода – ночь, почти столько же – день. Поначалу здорово на психику действует, не сразу привыкнешь к этому».3 Юрий Гагарин служил в поселке Сафоново с 1957г. по 1960г. А затем было 12 апреля 1961г. и всемирная слава. Полет Гагарина в космос изменил жизнь землян. В этом году 12 апреля будет 45 лет с того момента, как человек совершил первый полет в космос и начал его освоение. К сожалению, Юрий Алексеевич трагически погиб в 34 года 27 марта 1968 г. в авиационной катастрофе, вблизи деревни Новоселово, Киржачского р-на, Владимирской обл. при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве. Но для меня и для многих других он останется вечно живым.
Цель моей работы: определить значение периода службы в Заполярье в судьбе Юрия Гагарина.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1.Изучить литературу и материалы периодических изданий о службе Гагарина на Северном флоте и сделать выводы о значении этого периода в жизни первого космонавта.
2.Определить влияние службы в Заполярье на формирование личности будущего первого космонавта.
В качестве гипотезы я выдвигаю следующий вопрос: можно ли считать службу в Заполярье первой ступенью к космосу.
И чем дальше от нас день первого полета человека в космос, тем больше начинаешь понимать величие подвига первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
«И стало в космосе тесней немного
Средь звездной бесконечности глубин.
Одним из первых проложил дорогу
Советского Союза гражданин!
И в нашу звонкую, я это вижу,
Прославленную летопись стократ
Тисненьем золотым навечно впишут:
«Гагарин Юрий – первый космонавт»4
Основная часть.
Первые мечты о небе. Военные годы.
Юрий Гагарин утверждал, что хорошо помнит себя трехлетним мальчонкой. «Память у меня хорошая. Я многое помню…»5 - говорил Гагарин, будучи взрослым. Все интересное его увлекало. Как рассказывал Гагарин: «Однажды я нашел в деревушке затерявшуюся модель планера. Это был первый планер в моей жизни. Не беда, что повисло беспомощно крыло, что корпус в дырах и трещинах. Самолет летал, значит, будет летать».6 Когда модель была готова к полету, Юра предложил нарисовать на крыльях звезды и вывести на фюзеляже крупными буквами слово «Гагарин». Но отец круто осадил Юру: «Не сметь! Вдруг не полетит – на посмешище выставить себя хочешь? И кто ты такой: Га-га-рин?.. То же мне Петр Великий».7 Такие уроки не остались бесследными в детской его душе. Планер стартовал бесфамильным. Раз пять заваливался, падал, ломался. И все-таки полетел! Сельское житье любит трудолюбивых, и, как всякий деревенский мальчишка, Юрий познал эту истину в раннем возрасте. Были у Юры сестра Зоя и два брата: Валентин и Борис. Жили очень трудно. Пришла война, совсем худо стало. Из дома вынуждены были перебраться в землянку, а дом их фашистские солдаты под постой забрали. Так что Юра с детства холод и голод узнал, обид натерпелся. По весне выползали мальчишки из землянки и давай первую траву щипать. Нарвали, принесли домой и просят маму, чтобы сварила. Война да нужда всему научат. Валентин и Зоя ходили на огород, искали перемерзшие клубни картофеля. Потом эти клубни сушили на огне, перетирали на крахмал. Получались оладьи из крахмала, перемешанного с отрубями. У Юры с Бориской тоже была постоянная работа: по утрам они надевали рукавички и шли обрывать по канавам молодую крапиву. Из крапивы их мама варила щи. Война не давала о себе забыть ни на минуту. Дни и ночи шли через деревню беженцы. Годы не стерли в памяти Юры увиденного и пережитого. А однажды Валентина забрали в Германию в рабство. А на следующий день – и Зою. Отсутствие достатка не сделали Юру скупым и расчетливым. Другое дело, что, зная цену каждой копейки, он рос бережливым. И в то же мог отдать товарищу последнее, будь то игрушка или кусок хлеба.
Выбор.
«Твоя дорога вымощена звездами».8
Антуан де Сент-Экзюпери
Гагарин был натурой очень динамичной, быстро прогрессирующей. Трудолюбивый паренек был неугомонным в работе и не только в физической. Тянулся ко всему интересному, пробовал себя в разных областях. Всегда и всему учился одинаково хорошо. Юношеские увлечения очень важны. Именно тогда определяется далеко ли пойдет человек и на чем остановится. Юрий увлекался спортом упоенно и в то же время методически. А вместе с тем легко, без болезненного самолюбия и стремления добиться первенства любой ценой. Из-за своего маленького роста (165 см) ему пришлось отказаться от своего желания стать баскетболистом. На вопросы, почему поступил в Саратовский индустриальный педагогический техникум, Гагарин ответил: «Хочу освоить литейное производство, стать хорошим специалистом».9 Гагарин впитывал в себя окружающее: жадность его мозга бала удивительна, голова вмещала все. Ему нравились уроки литературы, он много читал. Видимо, стезя индустрии не привлекала Гагарина с самого начала. Он учился хорошо, потому что все делал хорошо, но нравилось ему что-то другое. Его тянули к себе порядок, четкость и возможность более убыстренного движения по жизни. А его страсть к нагрузкам, каждый раз чуть превышающим сегодняшние силы, оставалась не изменой во все времена. В этот период в его жизни появилось новое увлечение-«аэроклуб». Уже с четвертого курса Юрий разрывался между занятиями в техникуме и самолетами. В 1955г. Гагарин окончил саратовский аэроклуб и получил рекомендацию для поступления в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище. С годами Гагарин менялся во многом. Но одно оставалось в нем неизменным до последнего дня: отзывчивость и доброта. Сострадательный взгляд натерпевшегося с детства ребенка подмечал те мелочи, мимо которых беззаботно проходили другие.
При свете Северного сияния. Первые самостоятельные полеты.
«Бури, туман, снег – конечно, все это будет тебе докучать. Думай тогда о тех, кто испытал это до тебя, и говори себе: Если справились другие, справлюсь и я».10
Антуан де Сент-Экзюпери
В ноябрьские дни 1957 года Юрий Гагарин стал офицером, летчиком-истребителем. Тогда же сыграли и свадьбу. Любимую жену Гагарина звали – Валентина Ивановна Гагарина (в девичестве Горячева). В личном деле курсанта Оренбургского высшего военно-авиационного училища Гагарина появилась короткая, но выразительная характеристика: «За время обучения в училище показал себя дисциплинированным, политически грамотным… Строевая и физическая подготовка хорошая. Теоретическая – отличная. Летать любит, летает смело и уверенно. Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой «отлично». Летал на самолетах ЯК-18 и МИГ-15-бис. Имеет 586 посадок, налетал 116 часов 41 минуту».11 Училище окончил по первому разряду, и Юрию было представлено право выбора места дальнейшей службы. Можно было уехать на юг, предлагали Украину, хорошие благоустроенные авиационные гарнизоны. Но командование училища, не отпускало Гагарина, оставляя на должности летчика-инструктора. Но Гагарин решил ехать туда, где всегда труднее, на Север.
…Дайте трудное дело,
Дело гордых высот,
Чтобы сердце запело,
Отправляясь в полет…12
Север сразу просеивает людей, сортирует, распределяет по характерам, склонностям, качествам. Гагарин со своими друзьями – Валентином Злобиным и Юрием Дергуновым уехали из Москвы на этот немыслимо далекий Север. Они добрались до штаба. Получили направление и поехали к месту службы в дальний гарнизон. К месту назначения добрались далеко за полночь, но в гарнизонной гостинице их ждали. Утром, после завтрака, явились к командиру. Подполковник напомнил о традициях подразделения и пожелал им быть достойными наследниками боевой славы его ветеранов. После первых бесед со старожилом Севера, Леонидом Даниловичем Васильевым, Гагарин понял, что здесь, на Севере, мало одного умения летать, надо уметь управлять самолетом в непогоду, да еще ночью. На Севере, в сложнейших условиях Заполярья, люди особенно ценят дружескую поддержку, взаимовыручку.
Так началась настоящая летная служба в Заполярье. А в марте, когда солнце по нескольку часов стало появляться в северном небе, начались полеты. В третий раз все с самого начала: сперва «вывозные» полеты, затем «провозные» и лишь после этого – самостоятельные. Молодых офицеров учили работать в особых полярных условиях: тут, на Севере летать было намного сложнее, чем раньше. Первый «провозной» полет. Юрий Гагарин посадил самолет точно у знака. И, конечно, в числе первых он получил разрешение на самостоятельный вылет. Кто был, тем более летал на Севере, тот знает, что погода там очень капризна и переменчива. Так было и тогда, когда Юрий Гагарин в первый раз в части пошел в самостоятельный полет. А вскоре в «боевом листке» сообщалось: «Сегодня лейтенант Юрий Гагарин в сложных метеорологических условиях совершил первый самостоятельный полет на реактивном самолете…»13 Напряженные занятия, ночные учебные тревоги, новая техника и подготовка к полетам – все это требовало сил, выдержки, навыка. Морская авиация слабых не любит. Оказывается, даже после двух лет учебы не так просто с одного захода «обстрелять» цель, особенно наземную. Объективная лента кинофотопулемета неизменно фиксировала все его промахи и ошибки. И Юрий вновь садился за учебники. «Я никогда не жаждал приключений и опасностей ради них самих»,14 - сказал как-то Гагарин. А вскоре произошло событие, которое едва не стоило Гагарину жизни. Был обычный летный день. Юрий шел в дальний маршрут для отработки полета по приборам. Он выполнил задание и тут только заметил, что видимость резко упала, мгла окутала все вокруг. Смазались и стали едва различимы даже знакомые очертания берега, фиордов и островов. Навалился циклон. Юрий запросил аэродром. Тут же он услышал в шлемофоне встревоженный голос руководителя полетов: ««Кедр», немедленно возвращайтесь.
Страницы: 1, 2