Мы надеемся, что теперь АОЗТ «Днепропетровский стрелочный завод» в конкурентной борьбе сможет наполнить рынок Украины своими изделиями, загрузить производственные мощности более полно и создать новые рабочие места на предприятии.»[5]
Однако, следует понимать, что введение антидемпинговой пошлины или квот по специальному расследованию не означает вытеснение с рынка Украины других производителей, на оборот, такие меры направлены на развитие здоровой конкуренции между национальными и иностранными производителями.
С нашей точки зрения одной из причин, по которой большинство национальных производителей не рискуют начинать антидемпинговые и специальные расследования является незнание ими всех нюансов законодательства, которое регламентирует порядок проведения таких расследований, что, в свою очередь, не позволяет им квалифицированно защищать себя в случаях недобросовестной конкурентной практики производителей из других стран. То есть не используются в полную силу всемирно-признанные правовые рычаги.
Более того, иногда бывают случаи отказа производителей товаров от начала антидемпинговых расследованиях, что почти автоматически приведет к значительному снижению их доли на внутреннем рынке.
Правда, в последнее время (2001-2003 гг.) Межведомственной комиссией по международной торговле принято ряд решений о возбуждении ряда специальных и антидемпинговых расследований (цемент, пищевая сода, древесноволокнистые плиты, автомобили, стрелочные переводы). С нашей точки зрения такова активность национальных товаропроизводителей поясняется тем, что с июня 2001 года изменился режим взимания НДС для товаров происхождением с Российской Федерации. Кроме того, цены на энергоносители в Российской Федерации для отечественных предприятий на много меньше, чем для Украинских. В свою очередь это оказывает влияние на формирование цен на товары российского производства. Фактически, с нашей точки зрения, в РФ происходит субсидирование производителей со стороны государственных органов. На лицо поддержка государственными органами РФ производства и переработки товаров, в результате которой субъекты хозяйственно-правовых отношений РФ получают приоритетные позиции на рынке других стран. Это ставит их в более выгодные условия в конкурентной борьбе на внутреннем рынке Украины.
Для защиты отечественного товаропроизводителя 22 декабря 1998 г. был принят и в марте 1999 г. вступил к действию "Антидемпинговый Кодекс" - пакет законов, которые предназначенные для защиты отечественного производителя от недобросовестных бизнесов-действий иностранных конкурентов. Он состоит из шести законов, три из них описывают саму систему защитных мер: "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта ", "О защите национального товаропроизводителя от субсидированных импортных поставок" и "О применении специальных мероприятий относительно импорта в Украину". Другие три закона предназначенные для "стыковки" названных законов с существующими правовыми актами-законами "О системе налогообложения", "Про единый таможенный тариф" и "Про внешнюю экономическую деятельность".
Кодекс регулирует принципы и порядки нарушения и проведение антидемпинговых, антисубсидийных и специальных расследований и применения соответствующих мероприятий.
2. Принятие решения о начале проведения антидемпингового расследования
В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» расследование с целью установления наличия и воздействия демпинга начинается Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (далее Министерство) с возбуждения антидемпинговой процедуры за письменной жалобой, поданной национальным товаропроизводителем или от его имени.
Жалоба, направляемая заявителем, должна содержать доказательства наличия демпинга и вреда, о которых утверждается, что они имеют место, и причинно-следственной связи между ними. Она также должна содержать сведения, в частности, о:
· заявителе и лицах, которые входят в его состав, подтверждение соответствующей дееспособности этих лиц, объемы и стоимость их производства в Украине подобного товара. Если жалоба направляется от имени национального товаропроизводителя, в ней указываются:
· сведения о национальном товаропроизводителе, от имени которого эта жалоба направляется, объем и стоимость его производства в Украине подобного товара;
· перечень всех известных украинских производителей подобного товара (или объединений украинских производителей подобного товара) и при возможности объем и стоимость производства этими производителями в Украине подобного товара;
· товар (включая его полное описание), о котором утверждается, что он является объектом демпинга, название стран происхождения или экспорта;
· каждого известного экспортера или иностранного производителя вместе с перечнем известных лиц (физических или юридических), которые импортируют товар, который является объектом расследования;
· цены, по которыми товар, являющийся объектом расследования, продается для потребления на внутреннем рынке стран происхождения или экспорта;
· объемы и динамику импорта, о котором утверждается, что он является демпинговым, воздействие этого импорта на цены подобного товара на рынке Украины, а также следствие этого импорта для национального товаропроизводителя;
После получения жалобы, Министерство возбуждает антидемпинговую процедуру, в ходе которой рассматривает доказательства, которые содержатся в жалобе, с целью определения, есть ли эти доказательства достаточными для возбуждения антидемпингового расследования.
Похожие нормы содержатся и в Законе Украины «О применении специальных мер, относительно импорта в Украину», на основании которых национальный товаропроизводитель может подать в Министерство заявление, содержащее ходатайство о применении относительно импорта в Украину специальных мер (квот), предусмотренных этим законом. Такое заявление в обязательном порядке должно содержать обоснованные доказательства наличия факторов массированного импорта.
3. Сбор информации для маркетингового расследования
Перед предприятием - заявителем стоит задача собрать необходимую информацию, которая доказывает факт демпинга и часть этой информации должна собрать маркетинговая служба предприятия. К такого рода информации относят:
· описание ввозимого на таможенную территорию Украины товара с указанием наименования страны (стран) происхождения или экспорта товара, сведения об известных иностранных производителях и (или) экспортерах товара, а также об известных украинских импортерах товара;
· сведения о нормальной стоимости товара (информация о ценах, по которым товар продается на внутренних рынках стран происхождения или его экспорта, за период расследования);
· сведения об экспортной цене, по которой товар продается первому независимому покупателю на территории Украины, за период расследования.
· сведения об изменениях объема импорта товара за 3 предшествующих календарных года, по которым имеются необходимые статистические данные, включая период расследования.
· сведения о темпах и абсолютных величинах прироста импорта товара (в абсолютном и относительном выражении) за 3 предшествующих календарных года.
· сведения о доле импортного товара в общем объеме реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Украины за 3 предшествующих календарных года.
· информация о соотношении цен на ввозимый в Украину товар и на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, производимый в Украине, за период расследования.
· сведения о влиянии импорта товара на цены аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Украины и последующем влиянии импорта на состояние отрасли украинской экономики.
4. Подготовка к антидемпинговому расследованию
Соответственно решению Комиссии Министерство начинает антидемпинговое расследование и проводит его вместе с другими органами исполнительной власти в Украине.
Антидемпинговое расследование проводится с целью установления фактов демпинга и вреда. Период расследования избирается, как правило, сроком до одного года, но не меньшее шести месяцев, которые непосредственно передуют началу антидемпинговой процедуры. В отдельных случаях период расследования может превышать один год. Сроки периода расследование определяются Министерством.
Министерство вместе с сообщением о начале антидемпингового расследования присылает известным экспортерам, импортерам, другим сторонам антидемпингового расследования, которых считает необходимым привлечь к участию в антидемпинговом расследовании, или компетентным органам страны экспорта вопросники с целью получения информации и доказательств, которые используются для проведения антидемпингового расследования.
Ответы на вопросник направляются к Министерству в 30-дневной срок с даты его получения. Срок для предоставления ответа на вопросник может быть продолжен Министерством с учетом сроков, установленных для антидемпингового расследования, и при условии, если заинтересованная сторона предоставит убедительные доказательства необходимости такого продления.
Министерство имеет право получать от органов исполнительной власти в Украине информацию, документы, материалы, необходимые для проведения антидемпингового расследования. На запрос члена Комиссии Министерство передает ему или Комиссии неконфиденциальное резюме сведений, полученных от указанных органов.
При проведении антидемпингового расследования Министерство имеет право:
1. для выполнения решений Комиссии поручать другим органам исполнительной власти в Украине осуществлять проверки или мероприятия контроля за деятельностью импортеров, продавцов и украинских производителей;