Закаливание детей водой

Закаливание детей водой

Содержание

1.                 ЗАКАЛИВАНИЕ

   1.1.Основные факторы закаливания.

       1.1.1.Среда.

       1.1.2.Ребёнок.

        1.1.3.Врач.

       1.1.4. Родители.

 1.2.Основные принципы закаливания.

 1. 3.Средства  и методы закаливания

     2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

2.1.Обливание водой.

2.2.Купания.

2.3. Дети и баня.

2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.

 2.5.Организация закаливания

Литература.


1.ЗАКАЛИВАНИЕ


Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реаги­рующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.

Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составных:

•      Закаливание — это система мероприятий. Вернее, зака­ливание — это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе — дома, в детском саду, в школе.

•      Механизмы защиты и компенсации генетически предо­пределены. Это значит, что есть люди изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети.

Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сер­дечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны ин­тенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).

• Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-
то нужно только поддерживать определенный уровень
здоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтому
закаливание для каждого индивидуально, его нужно
проводить только в семье, а в детском учреждении можно
выбирать только те методы и методики, которые абсолют­
но безвредны для всех.

•      Закаленный человек — это тот, кто довольно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды.

•      Гомеостаз — это постоянство внутренней среды организ­ма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие показатели деятельности внутренних органов). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе температурных колебаниях, не происходит серьезных сдвигов в деятельности внут­ренних органов, т. е. он не болеет.

•      Закаливая часто болеющего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.

Современные экологические катастрофы постоянно напомина­ют нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.

Принципиальная схема закаливания детей


Факторы закаливания

Тепло, холод; механические и другие раздражители

Средства закаливания

Воздух, вода, солнце

Механизмы закаливания (какие системы организ­ма участвуют)

Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовид­ной железы и др.

Корковые отделы центральной нервной системы. Подкорковые от­делы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники)

Внешнее проявление спе­циальной закаливающей процедуры

Сосудисто-двигательная реакция:

I   фаза — вазоконстрикция (сужение сосудов),

II  фаза — вазодилятация (расширение сосудов)

III  фаза — паретическая (нежелательная)

Результат закаливания

Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при ох­лаждении, теплоотдача при перегревании)

Морфофункциональные проявления закаливания

Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижнос­ти нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивос­ти. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем

Положительная динамика клинических проявлений

Компенсация и нормализация функционального состояния орга­низма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение частоты острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уров­ня физической подготовленности

Данная схема дает возможность сориентироваться при выбо­ре средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с со­стоянием здоровья ребенка.

Так, при слабости со стороны центральной нервной систе­мы  не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.

Своеобразный метод проверки такой: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это оттого, что его плохо закаливают зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок летом часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо боль­ше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.

Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).

 

1.1.Основные факторы закаливания.


Структура схемы закаливания в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:

—среда, окружающая ребенка;

—сам ребенок;

—врач, дающий рекомендации;

—родители и воспитатели — исполнители всех назначений. Рассмотрим отдельно каждый фактор.


1.1.1.Среда.

—частая смена метеоусловий;

—изменение климата;

—монотонность температурных условий, плохой микро­климат помещений;

—постоянное ухудшение экологической ситуации — все это требует тренировки адаптационных механизмов;

—рост требований к социальной адаптации. (Тренировка механизмов закаливания улучшает социальную адап­тацию.)


1.1.2.Ребёнок.

Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:

Поверхность кожи на 1 кг веса тела

Взрослый

Ребенок

0,025 м2

0,069 м2


На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет больше оснований для переохлаждения:

— незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;

—«гусиная» кожа, помогающая уменьшить поверхность теплоотдачи, имеет место только с 2—2,5 лет, поэтому ребенок быстро переохлаждается;

—потоотделение у детей раннего возраста бывает даже при

охлаждении;

—бурая жировая ткань, обладающая теплопроводимостью, содержится между лопатками, поэтому при любом дефиците массы (у недоношенных, морфологически незрелых) нарушена теплопродукция;

—до 6 мес. ребенок легко принимает температуру окружающей среды;

—невнимание к движениям, закутывание, утяжеление  одежды ведут к невозможности «съежиться» или расслабиться, т.е. включить мышечную систему (у многих детей снижена мышечная масса);

—до 2,5 лет ребенок термолабилен.


Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:

—аллергические заболевания и связанные с ними особенности реагирования сосудистой системы;

—заболевания носоглотки, сопровождающиеся гипертрофией лимфоидной ткани, аденоиды, синуситы, атопические состояния;

—       наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины — это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации
сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из
организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной
дисфункцией — это дети с дефицитом катехоламинов.

У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.


1.1.3.Врач.

К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае — это  беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.


1.1.4. Родители.

Бросаются из крайности в крайность, не получая нужных рекомендаций от врача. Отсюда иногда совершенно неправиль­ные даже теоретически выводы (а главное — перенос на боль­ного ребенка «крайних» методов закаливания, разработанных и рекомендуемых только взрослым).

Еще раз следует подчеркнуть, что закаливание — это образ жизни, необходимый как система, а не как «хочу — не хочу», «пойдет — не пойдет»...

                                

1.2.Основные принципы закаливания.


•       Учет возрастных и индивидуальных особенностей

По индивидуальному преобладанию процессов возбуждения и торможения детей шутливо делят на «шустриков» и «мямликов».

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать