Четвертый-шестой месяц
1. И.п. — на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на
обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается,
двигает руками и ногами .
2. И.п. — на спине и на животе. Легкое
массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. — на спине. Дыхательное
упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности
стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а
предплечья — к передним отделам грудной клетки.
4. И.п. — на спине. Сгибайте и разгибайте
ножки ребенка — вначале попеременно, затем одновременно.
5. И.п.
— на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя
стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища — «присаживание».
Затем опустите ребенка в исходное положение.
6. И.п. — на спине. Повороты со спины на
живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени
ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а
затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в
правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка,
поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью.
7. И.п. — на спине. Ритмично надавливайте
ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную
кость.
8. И.п. — на спине. Круговые движения ног
в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях,
подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего
выпрямите их и сведите вместе.
9. И.п. — на животе. Ползание за игрушкой.
Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к
игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку
стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном
направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не
делайте цель недостижимой — после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему
подержать ее, похвалите.
10. И.п. — на спине. Приподнимите лежащего
на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное
сгибание туловища вперед и выпрямление ног.
11. И.п. — на спине, на животе.
Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на
спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно приподнимает головку и
плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки.
6-9 месяцев
1. Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. Вызывание реакции
оживления. В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у
ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и
движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется»
всем телом.
2. (а) И.п. — лежа на животе.
Хватание игрушки (мама держит ее перед малышом и сбоку от него на расстоянии
вытянутых рук ребенка) вытянутыми руками. (б) То же в и.п. лежа на спине
— игрушка вверху, слева, справа; ребенок высоко поднимает руки и верхнюю
половину туловища. (в) То же в и.п. сидя.
3. И.п. — на спине. Круговые движения
стоп. Слегка приподнимите ногу ребенка, захватив снизу одной рукой голень,
другой — стопу. Совершайте круговые движения в голеностопном суставе
(осторожно!) по часовой стрелке и против, поочередно правой и левой стопой.
4. И.п. — на спине. Упражнение на
сопротивление: отталкивание от руки, от тела взрослого или от мяча.
5. И.п. — на спине. Активные повороты за
игрушкой (с незначительной помощью матери или без нее) вправо и влево.
6. Ползание на животе. Побуждайте малыша
к этому яркой, лучше звучащей, игрушкой, ласковыми словами, одобряющими его
достижения.
7. Вставание на четвереньки, вначале с помощью
взрослого, а затем без него.
8. И.п. — на спине. Вложите указательный
палец в правую ладонь ребенка, другой рукой зафиксируйте бедра или голени
ребенка. Подтягивайте правый кулачок ребенка к его левой ноге, стимулируя его
усилия игрушкой, словом, побуждайте ребенка к переходу в положение сидя.
Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.
9. И.п. — стоя на столе лицом к
взрослому, который поддерживает ребенка подмышки. Упражнение для развития
навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале поддерживая малыша подмышки,
затем — за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Однако лишь при условии, что
ребенок может самостоятельно стоять у опоры.
10. И.п. — стоя на четвереньках. Упор на
руках. Придерживая ребенка за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры,
помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони.
11. И.п. — стоя на столе. Ребенок должен
достать игрушку со стола из положения стоя спиной к матери, которая
поддерживает его спереди за ноги. По просьбе взрослого достать игрушку ребенок
наклоняется, берет игрушку и выпрямляется.
Специальные виды гимнастики для малышей
Динамическая гимнастика
Когда родители в первый раз видят, как на занятиях динамической гимнастикой малышей подбрасывают и переворачивают вниз головой, их охватывает ужас и они думают: "Так заниматься с моим ребенком? Да никогда!" Но потом они меняют мнение. Почему?
Слабый или сильный?
Долгое время среди родителей и врачей бытовало представление о новорожденном как чрезвычайно хрупком существе, которое и на руки-то взять страшно. Но появлялись методики раннего развития, и становилось ясно: новорожденный отнюдь не беспомощен - в нем заложен огромный потенциал. Одними из первых воспользовались этим супруги Никитины: их дети бегали босиком по снегу, буквально с пеленок осваивали спорткомплекс, поражая всех, кто их видел. Знакомые с экспериментами Никитиных родители восторженно отнеслись к идее раннего физического развития, и это немало способствовало появлению на свет динамической гимнастики.
Язык тела
Как утверждают авторы этой методики, основа всех упражнений - совместное движение ребенка и взрослого. Язык движений понятен малышу: ведь именно с помощью движений - толчками еще не родившийся малыш показывал маме, что не спит, и реагировал на ее прикосновения. Почему бы не общаться с ребенком на этом языке и после рождения?
По мнению родителей, которые занимаются с детьми динамической гимнастикой, в процессе занятий они лучше понимают своего малыша, а тот, в свою очередь, с энтузиазмом и, главное, бесстрашно осваивает окружающее пространство.
От простого к сложному
Начинается все с простейших движений: с покачиваний из стороны в стороны, с приподнимания ребенка за ручки. Если дать новорожденному палец -он обязательно ухватится за него и даже попробует подтянуться. Взрослый как бы подсказывает ребенку: "Вот смотри, ты и так можешь, и так тоже". Постепенно упражнения усложняются: покачивания переходят в раскачивания, раскачивания становятся все интенсивнее, ребенка уже подбрасывают, подкидывают и крутят во всех направлениях.
"Да это просто варварство!" - воскликнут многие, и у них есть основания думать так. Когда родители ставят над своим ребенком эксперимент, осваивая динамическую гимнастику по книжкам, - это безответственность. Когда единственным стимулом к занятиям является соображение, что у соседки ребенок на месяц старше, а уже вон что умеет!- это преступление, чреватое несчастьем: малыш может быть травмирован, даже искалечен. Ребенок действительно способен на многое, у него действительно огромный потенциал, но он далеко не всегда готов реализовать его: он может недомогать, быть в плохом настроении, ему может быть страшно, наконец.
Плюсы
Занятия динамической гимнастикой помогают решать проблемы с мышечным тонусом, избавляют от колик, укрепляют нервную систему. Если ребенок капризничает, динамическая гимнастика - способ быстро успокоить и даже развеселить его.
Минусы
Какие бы аргументы ни приводили сторонники динамической гимнастики, она все-таки травмоопасна, все-таки рискованна. Именно поэтому осваивать упражнения нужно только с опытным инструктором: он покажет, как держать ребенка, чтобы избежать травм, проследит за правильным выполнением движений и т.д.
Кто же прав?
Отношение к этому виду занятий крайне противоречиво. Одни родители счастливы, что узнали о гимнастике, благодаря которой (как они думают) их дети растут крепенькими. Другие не могут простить себе этого увлечения, поскольку связывают с ним возникшие у детей проблемы со здоровьем.
Но один факт бесспорен: на занятиях динамической гимнастикой дети хохочут. А ведь чего только не вытворяют с ними! Инструктор закидывает ребенка за спину, крутит, кувыркает - и как ни странно, ручки-ножки остаются целы. (Разительный контраст с теми родителями, которые с величайшей осторожностью даже вынимают малыша из кроватки.) У маленьких ярко выражен инстинкт самосохранения: если что не так, они громким плачем немедленно дают знать об этом. Не говорит ли это о том, что с самого рождения человек испытывает острую нужду в движении? Так есть ли смысл лишать его этого важнейшего стимула к развитию, пеленать и ограничивать пространством детской кроватки?
Вверх тормашками.
Теперь перейдем, собственно, к самой динамической гимнастике.
Начало занятий должно быть очень ранним.
Дело в том, что многие упражнения можно начинать делать только тогда, когда
малыш еще довольно легкий и его еще неподготовленные суставчики свободно
выдерживают собственный вес. Будьте внимательны, осторожны и последовательны. И
в любом случае, если вы решили начать заниматься, обязательно поговорите с
инструктором по динамической гимнастике и своим участковым педиатром, а еще
лучше с хирургом или ортопедом.
Итак, вы определились, что динамическая гимнастика как раз то, что нужно. Тогда
берите кроху за ноги и поднимайте в воздух. Разумеется, скорее всего, он удивленно
или возмущенно завопит, тогда положите его обратно, но не сразу, а через
секунду-другую. Если вы сразу прекратите занятие, то малыш, чувствуя вашу
неуверенность, больше не разрешит вам никаких «вольностей». Однако помните:
ваша цель не приучить его не бояться, а показать, что это совсем не страшно и
даже весело.
В следующий заход немного покачайте «маленького акробата» из стороны в сторону
— упражнение называется «маятник»: взад-вперед, вверх-вниз. Проделать те же
самые движение, совершая захваты одной рукой за обе ручки, другой за обе ножки
и только потом за одну ручку и за одну ножку. Первый раз все делаете
однократно. Постепенно время занятий увеличивается. Вращайте ребенка за две
ножки, за одну, попеременно меняя их. Кстати, если вес и размеры чада уже не
позволяют подбрасывать его, как пушинку, и крутить за одну ножку или ручку, то
вы вполне можете подключить к этому делу папу и заниматься втроем.
Максимальное время привыкания малыша к таким вот выкрутасам с его персоной —
две недели. Потом эта часть упражнений становится самой любимой. Занятия
правильнее всего проводить при наличии минимума одежды, а еще лучше голышом и
желательно при притоке свежего воздуха.