Прогноз на 2008 год
Расчет прогнозных показателей баланса трудовых ресурсов на 2008 год и на период до 2010 года (с использованием метода передвижки возрастов, коэффициентов дожития, сохранения современного уровня сальдо миграции) даёт основание предположить, что в 2007 – 2008 годах численность трудовых ресурсов останется неизменной – 70,8 тыс. человек. В рассматриваемом периоде процессы замещения поколений практически уравниваются, естественная убыль трудоспособного населения в трудоспособном возрасте компенсируется трудовой миграцией. К 2010 году численность трудовых ресурсов снизится к уровню 2007 года на 0,8% в связи с тем, что число выходящих из трудоспособного возраста превысит число вступающих в него (2009 год – около 900 человек, 2010 год – 400).
Проблему дефицита трудовых ресурсов предполагается решать путем дополнительного привлечения иностранных трудовых мигрантов; увеличения численности занятого населения старше трудоспособного возраста; увеличения экономической активности трудоспособного населения за счет профессиональной переподготовки и вовлечения в экономику безработных.
Продолжающиеся процессы оптимизации численности персонала (вследствие автоматизации производства, совершенствования технологий, выделения непрофильных активов в отдельные хозяйствующие единицы) повлекут дальнейшее сокращение занятых в крупных и средних предприятиях и организациях города. Среднегодовая численность занятых в экономике города составит по прогнозу в 2008 году 52,3 – 52,7 тыс. человек и уменьшится к уровню 2006 года на 0,7 – 0, 3 тыс. человек. В 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом на 2,4 тыс. человек численность занятых в государственном и муниципальном секторах экономики за счет того, что из муниципальной собственности в частную перешло «Управление коммунального хозяйства».
Высокие требования, предъявляемые современным рынком труда к уровню профессиональной подготовки работников, позволяют прогнозировать в 2008 году сохранение высокого числа обучающихся с отрывом от производства: 6,0–6,2 тыс. человек, в 2009-2010 годах – 5,7-5,9 тыс. человек.
Структура незанятого населения по расчетам останется, практически, неизменной. Из-за увеличения экономически активности населения несколько возрастет общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией МОТ, и составит 7,6 – 8,0 тыс. человек в 2008 году. По этим же причинам незначительно возрастет и уровень регистрируемой безработицы до 0,8 – 0,5 % в прогнозируемых периодах.
Заключение
В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. На мой взгляд, главным в социальной политике является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 1
Уровень безработицы в соответствии со стандартами МОТ (в % к численности экономически активного населения) в среднем за февраль-ноябрь 2004 г.
Всего
Из них
мужчины
женщины
город
село
фев.2004-ноя.2004
Российская Федерация
7,8
8,0
7,5
6,8
10,8
Центральный
федеральный округ
4,6
5,1
4,2
4,3
6,3
Белгородская область
5,9
5,9
5,9
7,0
3,7
Брянская область
8,8
11,0
6,6
8,2
10,2
Владимирская область
9,1
10,1
8,1
8,5
11,8
Воронежская область
8,6
9,5
7,7
9,0
7,9
Ивановская область
4,6
5,7
3,5
4,5
4,9
Калужская область
6,3
7,0
5,6
6,4
5,8
Костромская область
5,9
5,8
6,0
4,7
8,3
Курская область
7,4
9,3
5,5
7,8
6,7
Липецкая область
4,2
4,3
4,1
4,4
3,8
Московская область
3,7
4,0
3,4
3,7
3,9
Орловская область
5,9
7,7
4,2
6,8
4,2
Рязанская область
5,8
5,9
5,7
5,4
6,7
Смоленская область
9,1
10,5
7,8
9,4
8,4
Тамбовская область
9,6
9,2
10,1
10,2
8,8
Тверская область
5,3
5,3
5,3
5,2
5,7
Тульская область
4,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11