В 630 г. Мухаммад возвращается в Мекку победителем. Город становится центром ислама, а мусульманство — религией всех арабов. Как раз в это время и зародилась идея войны мусульман со всеми неверными. Угроза «исламизации» дошла до самой Византии. Начиналась эра арабских завоеваний, принявших форму религиозной войны — джихада (усилие), или газавата (так были названы походы Мухаммада против Мекки). О сущности джихада в Коране имеются неоднозначные высказывания. Джихад в древности действительно считался важным и священным долгом мусульман, однако трактовки его различны. В исламе существует точка зрения, что священная война становится обязанностью только тогда, когда на общину мусульман кто-либо нападает. В стане противника в любых случаях запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, а взрослых мужчин положено обращать в военнопленных. Последних можно убить или превратить в рабов (пленных, принявших ислам, убивать нельзя). Такая оборонительная доктрина джихада наиболее характерна для большинства идеологов ислама в наши дни. Существует и вообще иное иносказательное истолкование джихада как духовной борьбы человека с самим собой, собственным грехом.
Не успев, очевидно, отдать последние указания о судьбе объединенной в результате религиозных войн Аравии и о своем наследнике, пророк Мухаммад умер в 632 г. Перед смертью он находился на вершине могущества, соединяя в себе единого вождя, правителя и духовного лидера всех арабов. Мухаммад — бесспорно историческая личность и, независимо от того, верить в его богоизбранность или нет, нельзя не признать, что он входит в небольшой круг исторических деятелей, глобальным образом вметавшихся в ход истории. Почти не возникает сомнений также и в том, что Коран — результат своеобразного пророческого озарения и действительно был написан как некое неосознанное творение.
Распространение ислама. Коран.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась силой и оружием. После смерти Мухамма-да в Аравии правили так называемые халифы (букв, заместители Мухаммада и самого Аллаха) — жестокие за-воеватели. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и сделал первые завоевания за пределами халифата (государства, возглавляемого халифами). Но правил он всего два года (632—634). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммада с целью сведения их в единую книгу (Коран). Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф — Омар, устроивший погромы в захваченных им центрах древней культуры — Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того римлянами святыни древних евреев — Храма Соломона надолго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI— XIII вв. происходили, как вы помните, под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и другие территории. С тех пор подавляющее насе- | ление этих стран — арабы, носители ислама. В более |1 позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, [ мусульмане распространили свое влияние на Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже — на отдельные народы Северного Кавказа, на часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). Через завоевания турок ислам распространился на территории павшей в 1453 г. Византии и дошел до Европы (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы Балканского полуострова). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.
После убийства собственным рабом в 644 г. Омара третьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман. При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы в каирском издании в начале XX в. Важно знать, что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык, — лишь текст для информации о ее содержании1. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержанию, а по длине: вначале — самые длинные, в конце — короткие (от 286 до 3 стихов). За исключением короткой первой суры они расположены в обратном порядке: ранние — в конце, поздние — вначале. Так как написана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. Несмотря на это, Коран признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-художественным памятником древности. Если вам когда-либо приходилось видеть мечеть (мусульманский храм), то вы, наверное, обратили внимание на то, что она сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а храмы (мечети) украшаются только орнаментом — каллиграфическим текстом. Не случайно некоторые ученые-религиоведы говорят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммадом на арабском языке.
Общие черты мусульманского вероучения
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха — единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное — всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един, христианскую Троицу они трактуют как уступку многобожию.
Мухаммад — пророк и посланник Аллаха. Библейские персонажи и пророки рассматриваются как его предшественники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они — ниже Мухаммада.
В исламе есть учение об ангелах (Джибраил — Гавриил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека — два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их разновидность шайтаны) — олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.
Существует рай и ад. Рай изображается в виде прекрасного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости, от своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд! Согласно представлениям мусульман, он будет происходить на Земле и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники спокойно преодолеют этот путь. Аллах вручит в руку каждого человека книгу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники — в левую.
Как видно из этого короткого изложения, вероучение мусульман имеет много общего с христианством.
Это можно объяснить едиными (хотя и далекими; корнями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения, христианство есть «недозревший ислам».
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.
1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения). Вера должна быть искренней — любое лицемерие является непростительным грехом.
2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (шмаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.
3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц — рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение' рамадана отмечаются памятные даты — праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя вести военные действия.
4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму (зеленый — цвет ислама) и титул хаджи.
Священный день мусульман — пятница. Для общественной молитвы они собираются в мечети.
Положение женщины в исламе подчиненное, существует традиция многоженства. Согласно традиции, женщина обязана скрывать свое лицо и очертания фигуры под паранджой. Женщина создана для обслуживания и услады мужчины. Европейцы с удивлением отмечают, как в исламских странах мужчина может идти налегке, а женщина, идущая рядом, несет тяжелый чемодан. Вместе с тем мужчина обязан заботиться о своих женщинах — членах семьи, не проявлять к ним жестокости. Распространенное у нас понятие гарем (букв, запретный) означает женскую часть дома, где живут мать, сестра, жена, дочь. Таким образом, гарем — это не обязательно свидетельство многоженства. Вход в гарем для посторонних запрещен.
Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца рамадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все мусульмане проводят ее бодрствуя и, как правило, в мечети. Считается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам — радостный праздник «разговения», длящийся 3—4 дня и сопровождающийся раздачей милостыни и походами на могилы предков.
Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник — курбан-байрам — праздник жертвоприношения животных.
Ислам в России
Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с XVI в., когда при Ива» Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами Эти государства можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды (современные татар живущие на Волге, являются плодом слияния монголе татарских завоевателей и волжских булгар, живпп здесь с глубокой древности). Монтоло-татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычникам; ислам они приняли позже, в XVI в. В этом же веке России присоединились Большая Ногайская Орда, час Башкирии, Сибирское ханство — огромные территории среди населения, которых господствовал ислам.
В XVIII в. между двумя русско-турецкими война] (при Екатерине II) в состав России вошло мусульман кое Крымское ханство. В начале XIX в. активно процесс присоединения Закавказья, в результате которого под покровительство России перешла православная Грузия, часть монофизитской Армении и мусульманский Северный Азербайждан.
В 1817—1864 гг. Россия вела длительную и кровопролитную Кавказскую войну за присоединение народа Северного Кавказа, которые в большинстве своем были мусульманами (это, главным образом, многочислен народы Чечни и Дагестана). Движение горцев, сформировавшееся там под религиозными лозунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм (воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть, победа России далась очень дорогой ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жителя г. Калуги. Под конец жизни правительство отпустило его в Святые места. Немного не доехав до Мекки, он умер. В 60-70-х тт. ХК в. активно шел процесс присоединения к России народов Средней Азии — носителей ислама.
Мусульманство в России могло существовать свободно, но было лишь терпимой религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику, хотя под флагами ислама иногда вспыхивали восстания и антиправительственные движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после октября 1917 г. их число еще больше возросло (в связи с уравнением религий в правах). В 20—30-х гг. мусульманство пострадало от антирелигиозных кампаний, как и христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви отправляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой Отечественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно и годами возрождения православной церкви.
После распада СССР возник целый ряд государств (Азербайджан, страны Средней Азии), где ислам сейчас занимает все более важное положение в общественной и государственной жизни.
В России носителями ислама выступают главным образом татары. В целом в нашей стране ислам — вторая по количеству приверженцев религия после православия.
Среди татар и других народов России, исповедующих мусульманство, было и есть множество людей, прославивших себя в качестве деятелей науки, культуры, искусства как в нашей стране, так и во всем мире.
Страницы: 1, 2