В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.
Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. Кроме того, Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним можно отнести право на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен товара ненадлежащего качества, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей. В Законе особое внимание уделено имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и, в особенности, возмещению убытков. При этом положения Закона опираются на принципы гражданского права. Наряду с этим Закон содержит нормы, регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.
Вместе с индивидуальной защитой интересов потребителей в Законе предусмотрена и коллективная защита. Основное ударение сделано на специальные государственные органы по защите прав потребителей, определена их компетенция.
Закон содержит фундаментальные права потребителей, опирается на основные принципы гражданского законодательства. Он регулирует гражданско-правовые отношения между потребителями-гражданами и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере бытового, торгового и иного обслуживания. Закон тесно взаимодействует с законодательными актами, устанавливающими требования к деятельности таких организаций, качеству товаров и т.д.
Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.
Однако, несмотря на явные преимущества последней редакции Закона по сравнению с предыдущими, она, тем не менее, содержит некоторые недостатки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.
Приложение № 1
Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП
России и его территориальными управлениями дел о
нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"
(с изменениями от 11 марта 1999 г.)
В целях обеспечения реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ и упорядочения деятельности МАП России и его территориальных управлений по рассмотрению дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (прилагается).
2. Заместителю Министра (Фонаревой Н.Е.) обеспечить правильное и единообразное применение Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
3. Отменить:
- приказ ГКАП России от 24.08.92 г. N 185 "Об утверждении Положения о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей" (зарегистрирован в Минюсте России 11.09.92 г. N 53);
- приказ ГКАП России от 23.04.93 г. N 51 "Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей" (зарегистрирован в Минюсте России 30.04.93 г. N 243);
- приказ ГКАП России от 28.06.95 г. N 89 "О внесении изменений в Положение о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по
вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей" (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.95 N 900).
4. Направить настоящий приказ в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя Министра Фонареву Н.Е.
Приложение: упомянутое на 41 листе.
Председатель комитета Л.А.Бочин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 1996 г.
Регистрационный N 1065
Приложение
Положение
о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными
управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей
(утв. приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42)
1. Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и выдачи предписаний
2. Порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей 3. Порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний МАП России (территориальных управлений)
4. Порядок обжалования предписаний и постановлений о наложении штрафов
Настоящее Положение разработано в соответствии с главой IV Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года (далее - Закон) и предусматривает:
- порядок рассмотрения дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, (далее - порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей), и выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписания);
- порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении (приостановлении) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.
1. Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и выдачи предписаний
1.1. МАП России и его территориальные управления в пределах своей компетенции рассматривают дела о нарушениях продавцами (изготовителями, исполнителями) законодательства о защите прав потребителей.
1.2. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению МАП России.
МАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.
1.3. Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей в МАП России образуется комиссия в составе заместителя председателя МАП России, курирующего вопросы защиты прав потребителей, руководителей Управления по защите прав потребителей и его отделов (лиц, исполняющих их обязанности), а также специалистов указанного управления.
В территориальных управлениях МАП России комиссия образуется в составе начальника территориального управления (его заместителя), начальника отдела по защите прав потребителей (его заместителя), специалистов управления.
В МАП России председателем комиссии является заместитель Министра, курирующий вопросы защиты прав потребителей (в его отсутствие - лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей), в территориальном управлении - начальник управления (его заместитель).
Персональный состав членов комиссии для рассмотрения конкретного дела
определяется председателем комиссии в определении о возбуждении дела.
Общее количество членов комиссии МАП России не может быть менее пяти человек, а комиссии территориального управления - менее трех человек.
До начала рассмотрения дела председатель комиссии может вносить изменения в состав комиссии, о чем выносит соответствующее определение.
Об изменении состава комиссии извещаются лица, участвующие в деле.
1.4. В ходе подготовки, рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, а также исполнения решений и предписаний МАП России и его территориальные управления вправе:
запрашивать у заявителя, а также у продавца (изготовителя, исполнителя) необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела;
проводить собеседования с заявителем, а также с представителем продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело;
запрашивать письменные объяснения по существу дела от продавцов (изготовителей, исполнителей), а также их должностных лиц;
привлекать к участию в деле заинтересованных лиц;
привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов;
проводить проверки продавцов (изготовителей, исполнителей) о соблюдении ими законодательства о защите прав потребителей (далее по тексту - проверки).
МАП России (его территориальные управления) вправе принимать другие меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.
1.5. Основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей могут быть заявления (иные материалы) общественных объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора, а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) МАП России (его территориальными управлениями).
1.6. Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии МАП России (территориального управления).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23