Защитные функции бухгалтерского учета и основы их использования в правоохранительной деятельности
По теме №_2_ : «Защитные функции бухгалтерского учета и основы их использования в правоохранительной деятельности»
Содержание лекции:
Введение
Основы организации бухгалтерского учета.
Защитные функции бухгалтерского учета.
Методика бухгалтерского учета.
Балансовый метод отражения информации в бухгалтерском учете.
Заключение.
План |
Вступительная часть |
Учебные вопросы: |
1. Основы организации бухгалтерского учета |
2. Защитные функции бухгалтерского учета |
3. Методика бухгалтерского учета |
4. Балансовый метод отражения информации в бухгалтерском учете |
5. Бухгалтерские счета и методы записей в них. |
6. Значение двойной записи в реализации защитных функций бухгалтерского учета. |
Заключительная часть |
Вступительная часть
В настоящее время в зависимости от объектов учета, методов его ведения и решаемых задач в системе бухгалтерского учета выделяют собственно бухгалтерский (или финансовый) и управленческий учет. В основе такого деления лежит общепринятая классификация пользователей информации на внутренних (работников организации) и внешних (правоохранительные органы, государственные органы).
Основные слагаемые системы организации бухгалтерского учета – первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, объем и содержание отчетности.
Общими принципами построения учета является его государственное регулирование с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета, его рационализации и совершенствовании.
Учет в организациях в зависимости от объема работы может осуществляться:
1. Посредством учреждения бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, возглавляемого главным бухгалтером;
2. Введением в штат хозяйствующего субъекта должности бухгалтера;
3. Передачей на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
4. Путем ведения учета руководителем организации лично (ст. 6 ФЗ).
Вопрос 1. Основы организации бухгалтерского учета.
Ведение учета на предприятии по общему правилу возлагается на главного бухгалтера, который отвечает за формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. В своей работе он руководствуется законодательством, Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными актами, утверждаемыми в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера, так же как и без подписи руководителя организации, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (ст.7 ФЗ).
Главный бухгалтер (бухгалтер) организации назначается или освобождается от должности руководителем после проведения комплексной документальной ревизии, и подчиняется непосредственно руководителю.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя организации (ст.6 п.1 ФЗ). Во исполнение этого пункта, он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который принимает на себя всю полноту ответственности.
Если руководители организаций и главные бухгалтера нарушают порядок, установленный законодательством и нормативными актами компетентных органов, искажают отчетность, не соблюдают сроки ее представления и публикации, они, в зависимости от фактических обстоятельств могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Об этом говорит федеральное законодательство: Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ (административные правонарушения в области торговли и финансов), а так же Уголовный кодекс РФ (ст.173 «Лжепредпринимательство», 195 «Неправомерные действия при банкротстве» и др.).
Основным документом, регламентирующим бухгалтерскую работу на конкретном предприятии, является «Учетная политика». Термин «учетная политика организации» используется в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», а сама она формируется в соответствии с данным законом и иными нормативными документами в области бухгалтерского учета.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается ее руководителем. Избранная организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица и до окончания существования организации. Но п.4 Положения об учетной политике предусматриваются и случаи ее изменения. К их числу относят:
изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработку организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенное изменение условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением вида деятельности.
Изменения в учетной политике должны вводиться только с начала нового финансового года (1 января), они оформляются приказом либо распоряжением руководителя организации до их введения.
В целом учетная политика организации должна обеспечивать соблюдение требований полноты, своевременности и законности бухгалтерского учета.
Юридический аспект оценки учетной политики предполагает исследование документов, ее закрепляющих, по целому ряду направлений и осуществляется как оперативно-следственной, так и в гражданской правоприменительной практике для решения задач предупреждения, выявления и расследования преступлений в сфере экономики.
Во-первых, проверяется соблюдение порядка оформления приказа руководителя предприятия об утверждении Учетной политики организации.
Во-вторых, анализируется избранная и применяемая в практике конкретного хозяйствующего субъекта система способов ведения бухгалтерского учета и соответствие ее действующему законодательству в области бухгалтерского учета и отчетности.
В-третьих, анализируется последовательность исполнения принятой учетной политики в обеспечение защитных функций бухгалтерского учета, что способствует вскрытию различных нарушений, в том числе и противоправного характера.
Вопрос 2 Защитные функции бухгалтерского учета.
Сам по себе бухгалтерский учет обладает защитными функциями. Их можно сформулировать, как способность системы бухгалтерского учета адекватно отражать факты противоправной (преступной) деятельности в сфере экономики и своевременно на них реагировать.
По отношению к событию преступления среди защитных функций можно выделять превентивную (предупредительную), следообразующую и охранительную. Все они взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг – друга.
На основании данной схемы определяется механизм взаимодействия учетно-экономической и преступной деятельности. Распознаванию этого механизма служит использование защитных функций в различных интерпретациях как самостоятельно юристом, так и путем привлечения специалиста для выявления и распознавания следов этого взаимодействия.
В судебной бухгалтерии такие учетно-информационные следы принято разделять на три группы: экономические, документальные и учетные.
В первом случае (экономические следы) имеются в виду изменения значений показателей, характеризующих хозяйственную деятельность данного объекта, вызванные влиянием преступления на хозяйственную деятельность, что может проявляться в искажении бухгалтерской отчетности. Такие следы устанавливаются с помощью криминалистического анализа хозяйственной деятельности.
Документальные следы, связаны с нарушениями порядка первичной регистрации хозяйственных операций, допущенными при составлении бухгалтерских документов или при заполнении материалов инвентаризаций. Содержание указанных следов состоит в несоответствии между фактическими характеристиками конкретных хозяйственных операций и отражением фактических данных в документах первичного учета. Это противоречие может, в свою очередь порождать разного рода несоответствия в документальном оформлении одной или нескольких взаимосвязанных операций. Содержание учетных следов проявляется как несоответствия между элементами метода бухгалтерского учета, вызванные вмешательством события преступления (записи в учете не подтвержденые документами, отчетность, не вытекающая из данных учета и т.п.).
Такие следы могут устанавливаться самостоятельно правоприменителем, но и могут выявляться с помощью инвентаризаций, документальных ревизий и бухгалтерских экспертиз.
Грубое нарушение правил бухгалтерского учета может снижать или полностью разрушать присущие ему защитные функции. Наиболее часто нарушения имеют вид: