Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более – подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводит к их переутомлению. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
Классы
Ежедневный
объем времени
(часов)
Культурно-оздоровительные мероприятия
Гимнастика до учебных занятий (мин)
Физкультминутка на уроках
(мин)
Подвижные перемены
(мин)
Спортивный час в продленном дне (ч)
I
2
5-6
5
15-20
1
II
2
5-6
5
15-20
1
III
2
5-6
5
15-20
1
IV
2
5-6
5
15-20
1
V
2
5-7
5
35-45
1
VI
2
5-7
5
35-45
1
VII
2
6-8
5
35-45
1
VIII
2
6-8
5
35-45
1
IX
2
6-8
-
35-45
1
X
2
6-8
-
15-20
-
XI
2
6-8
-
15-20
-
Классы
Уроки физкультуры в неделю
(час)
Внеклассные формы занятий в неделю: спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП
(час)
Общешкольные
мероприятия
Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин)
Участие в соревнованиях в учебном году (раз)
Дни здоровья и спорта
I
2
1,1
6-8
Е
10-15
II
2
1,3
6-8
Ж
15-20
III
2
1,3
6-8
Е
15-20
IV
2
1,3
6-8
М
15-20
V
2
1,3
8-9
Е
20-25
VI
2
1,3
8-9
С
20-25
VII
2
2
8-9
Я
20-25
VIII
2
2
8-9
Ч
20-25
IX
2
2
8-9
Н
25-30
X
2
2
10
О
25-30
XI
2
2
10
30-35
IV.5.4. Рациональная организация урока
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по:
· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38