Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

·                   частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

·                   количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

·                   месту, длительности и условиям применения ТСО;

·                   частоте чередования видов преподавания;

·                   наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 мин.

смена через 11-15 мин.

смена через 15-20 мин.

5.

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6.

Чередования видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

через 15-20 мин.

не чередуется

7.

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применение ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9.

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

11.

Психологический климат

преобладают положительные эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не менее 35-37 мин.

до 30 мин.


IV.5.5. Использование в образовательных учреждениях технических и
аудиовизуальных средств обучения

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. При применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином уроке расписания занятий должно строиться таким образом, чтобы в течении учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу I сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). Это способствует сохранению работоспособности. В настоящее время в Америке и Англии принята длительность передач учебного телевидения для старших школьников 30 мин, а для младших школьников 20 мин (от 3 до 6 раз в неделю).

Использование в старших классах приводит к большой утомляемости в основе которой лежит несколько причин: 1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается большой объем информации; 2) хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия. Поэтому необходимо регламентировать время передачи, определять наиболее благоприятный тип передачи и структуры ТВ-урока, а также создавать оптимальные условия просмотра ТВ-передач в школе. Педагоги и психологи считают оптимальным следующее распределение времени на уроке типа телевизионной лекции: 5 мин в начале урока для работы учителя с классом; 25-35-передачи и то 5 до 15 мин – работа учителя с классом по условию материала, его обобщению и дополнению. При телевставке на уроке время можно распределить так: 15 мин – для работы учителя, 15-20 – телевставка и оставшиеся 15-10 мин – работа учителя по просмотренным материалам или дальнейшее изложение курса.

Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием: а) передач длительностью свыше 25 - 35 мин (в зависимости от предмета); б) преобладание в передачи слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора; в) однообразной структуры урока при недостаточном контакте «ведущий – учащийся - педагог»; г) неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс, расположение учащихся к  экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте, плохое качество изображения) и т.д.

Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств в учебном процессе устанавливается согласно следующей таблице:

Классы

Длительность просмотра (минут)

диафильмов,

диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

3 – 4

5 – 7

8 – 11

7 – 15

15 – 20

20 – 25

15 – 20

15 – 20

20 – 25

25 – 30

15

20

20 – 25

25 – 30


В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6. При использовании ТСО необходимо также знать, что оптимальным размером объекта восприятия для подростков, на расстоянии 7,3 м непосредственно против экрана, является 40 мм. Потеря информации при считывании ее с экрана на стене будет минимальной, когда горизонтальный размер предъявляемого объекта составляет 60 мм и виден учащимися крайних столов под углом зрения в горизонтальной плоскости 20 минут. Оптимальная плоскость просмотра плоского экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у вершины в 900, а допустимая – в 1100.


IV.5.6. Рациональная организация общего режима дня школьников

Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима для учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать