Использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Земельный налог относится к общеобязательным и взимается на всей территории России. Земельный налог устанавливается на рентной основе исходя из плодородия почв, других природных и экономических условий, местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника, владельца, пользователя земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год[12].
Конкретный размер земельного налога устанавливается органами местного самоуправления в соответствии со средними ставками земельного налога по региону и коэффициентами увеличения, определенными в Законе РФ «О плате за землю».
Ставки земельного налога зависят от следующих факторов:
– категории земель, критерием является целевое назначение земель;
– местоположения, ставки налогообложения определяются с учетом комплексной экономической оценки территории, основанной на всесторонних исследованиях ценности земель по зонам. Дифференциация обусловлена многими факторами, в том числе условиями транспортной доступности, близости к центру, экологическим состоянием, престижностью и др.;
– размера земельного участка, он должен быть обоснованным и минимально необходимым. Утверждается в соответствии с нормами отвода земель для жилищного строительства, предпринимательской деятельности.
Сумма земельного налога определяется по формуле :
Нз = S Si x Сi x Кi х Лi , (1)
где: Нз — сумма земельного налога; S — площадь земельного участка; C — ставка земельного налога по земле соответствующего назначения (с учетом ежегодных повышающих коэффициентов); К — коэффициенты корректировки ставки земельного налога, устанавливаемые местными органами власти (индекс градостроительной ценности); Л — коэффициент налоговых льгот; n — количество земельных участков соответствующего назначения (i).
Юридические лица, с которых взимается земельный налог, рассчитывают его самостоятельно до 1 июля и оплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Сумму земельного налога (арендной платы) за земли, связанные с основной деятельностью, относят на себестоимость продукции и издержки обращения. Закон РФ « О плате за землю» (ст.12) предусматривает льготы в оплате за использование земли.[13]
Для определения земельного налога периодически проводятся рентные оценки земельных участков на основе учета дополнительного дохода, образующегося за счет местоположения земельного участка и развития инфраструктуры территории.
Лица, имеющие земельные участки, суммарная площадь которых превышает предельные размеры, установленные земельным законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом на ту часть земельного участка, которая превышает предельный размер. Ставки прогрессивного земельного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (по принадлежности земель) посредством введения повышающих коэффициентов к утвержденным ставкам земельного налога на земли данного целевого использования.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Арендная плата за землю городов устанавливается договором между муниципальными органами и пользователем земли. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором и по действующему законодательству этот размер не ограничен (кроме земель сельскохозяйственного назначения). Объектом данных договоров является весь земельный участок с его инфраструктурой, природными и иными объектами.
Лица, получившие по договору участок, имеют право на доход, возникающий в результате его эксплуатации. При аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, органы власти устанавливают базовые ставки арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (отечественные, иностранные и т.д.). Ставка арендной платы должна определяться в соответствии с комплексной экономической оценкой городских территорий, величина которой дифференцируется от различных качеств (местоположение, престижность, развитость инфраструктуры).
Арендная плата (Ап) за городские земли включает затратную (условно-постоянную) ( За ) и рентную (Ра) составляющие:
Ап = За + Ра , (2)
Затратная составляющая отражает фактические и будущие затраты на городскую инфраструктуру, т.е. позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры города в целом.
Рентная часть формируется из внутригородской и внегородской ренты.
Внутригородская рента отражает преимущества участка по местоположению и его ценности. Внегородская рента фиксирует превосходство в природно-географическом и экономическом развитии города по сравнению с другими городами страны.
Арендная плата выражается обычно в периодических (месячных, квартальных, годовых) денежных платежах. Размер арендной платы устанавливается на один год с последующей корректировкой в сторону повышения, что связано с уровнем инфляции.
Расчет арендной платы может быть представлен в виде:
Ап = С х r х Кр х S , (3)
где: Ап — величина арендной платы для конкретного участка; С — стоимость единицы территории, определенной с помощью различных методов оценки земли; r — ставка капитализации или норма годовых отчислений; Кр — коэффициенты регулирования отдельных видов деятельности; S — площадь арендуемого участка.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Нормативная цена земельного участка — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли применяется для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность гражданам, передачи по наследству, дарении, получении банковского кредита. Нормативная цена земли по конкретным участкам определяется по формуле:
Цн = 200 х Нз х К1 х К2 , (4)
Где: Цн — нормативная цена земли; 200 — повышающий коэффициент по России; Нз — земельный налог для данного участка (с учетом повышающих коэффициентов); К1 — повышающий коэффициент, устанавливаемый органами власти субъектов РФ (до 75 % от рыночной цены); К2 — повышающий коэффициент, устанавливаемый администрациями районов и городов (до 25 %). Для определения нормативной цены земельных участков под приватизированными предприятиями — 200-кратный размер земельного налога снижен до 10 -кратного, что направлено на наращивание инвестиций в экономику.
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Средства от платежей за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, поступают в местный бюджет и могут быть частично централизованы соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации и федеральный бюджет. Платежи за земельные участки направляются на финансирование мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, освоению новых земель, социальному и инженерному обустройству поселений, межселенных территорий, ведению государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга и контроля земель, районирования земель, территориального планирования использования земель, зонирования земель и др.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первом разделе работы были рассмотрены земельные ресурсы местного самоуправления, городские земли, их состав, характеристики и классификация. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что земля один из важных экономических ресурсов, затрагивающих различные сферы деятельности: экономическую, политическую, социальную. В частности земельные ресурсы муниципальных образований — необходимый компонент для увеличения урбанизации, расширения строительства в городах, а так же для развития агропромышленного комплекса в муниципалитетах.
Значительно влияет на эти преобразования правильное определение, разграничение и классификации земельных ресурсов. С принятием Земельного кодекса и прочих нормативно-правовых актов стало намного легче, хотя и не совсем, ориентироваться в земельных правоотношениях.
Второй раздел курсовой работы касается исследования собственности на муниципальную землю. Проблема собственности всегда стояла особенно остро, тем более собственности на городскую землю. На сегодняшний день наблюдается тенденция передачи муниципальной земли в частную собственность, в связи с этим и возникают проблемы земельной собственности муниципалитетов. Важную и нужную роль в разрешении вопросов земельной собственности играет исполнительная власть муниципальных образований. Только грамотное и правильное управление земельными ресурсами, в соответствии с действующим законодательством, может улучшить и стабилизировать земельные отношения.
Таким образом, для решения проблем, связанных с земельными ресурсами, и реализации земельного законодательства необходима мощная управленческая основа для эффективного и результативного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Законодательство и официальные документы
1.1 Конституция Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Новосибирск, 2002. – 50 с.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 мая 2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2005. 560 с.
1.3 Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск. Сиб.унив.изд-во, 2003. – 112 с.
1.4 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 мая 2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2005. 436 с.
1.5 Закон Российской Федерации « О плате за землю» Статья 12. от 11.10.1991г.
2. Специальная литература
2.1 Антипов А.А, Носов С.И. Организация и оценка эффективности землепользования и землевладения. М.: РЭА. 2000.
2.2 Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельных реформ. М., 1998. – 146 с.
2.3 Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М. фонд «Институт экономики города». 2004. – 340 с.
2.4 О´Салливан А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002. Ч. II Земельная рента и землепользования. 706 с.
2.5 Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях / Под ред. Э.К. Трутнева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
2.6 Руднев А. В. Управление муниципальными землями. — М.: ГУУ, 1998.
2.7 Серова Е.В. Аграрная экономика. Учебник. М.: ГУ ВШЭ, 1999. – 480 с.
2.8 Экономика, управление, учет. Справочник руководителя, бухгалтера, аудитора, юриста, финансиста./Под ред. профессора В.И. Степанова. – Барнаул, 2003. – 218 с.
2.9 Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Едиториал УРСС. 2004 – 224 с.
[1]О´Салливан А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002. Ч. II Земельная рента и землепользования. С. 199-229
[2] Земельный кодекс Российской Федерации. Статья 6. – Новосибирск . Сиб.унив.изд-во, 2003. С.15
[3] Земельный кодекс Российской Федерации. Статья 7. – Новосибирск . Сиб.унив.изд-во, 2003. С.15
[4] Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельных реформ. М.,1998.
[5] Документы утратили силу с принятием Земельного кодекса РФ, принятого ГД РФ 28.09.2001 г.
[6]Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во,2003 – 112 с.
[7]Конституция Российской Федерации. Статья 36. принята 12 декабря 1993 г. Новосибирск, 2002. – 50 с.
[8] Земельный кодекс Российской Федерации. Статьи 16-17. – Новосибирск . Сиб.унив.изд-во, 2003. С.22-23
[9] Серова Е.В. Аграрная экономика. Учебник. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
[10] Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 154-ФЗ от 12.08.1995г. Статьи 1,28,29.
[11] Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Едиториал УРСС. 2004.
[12] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 мая 2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2005. 436 с.
[13] Закон Российской Федерации « О плате за землю» Статья 12. от 11.10.1991г.
[14] Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М. фонд «Институт экономики города». 2004. Лекция 3. - Общие сведения о недвижимости. Рынок земли. Лекция 4. – Инфраструктура рынка недвижимости.