Так, считается, что зороастризм оказал немалое влияние на формирование доктрины некоторых ранних иудео-христианских сект, в частности ессеев с их упором на идею добра и справедливости. Вообще проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны иранских религий. Известно, например, что культ Митры, распространившийся в восточных провинциях Рима незадолго до начала нашей эры, оказал огромное воздействие на римских легионеров после восточных походов I в. до н. э. Воитель Митра, патрон воинов, отождествлялся в рамках митраизма то с Ахура-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с тем мессией-спасителем, который упоминался в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения - митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно в день 25 декабря (позже - день рождения Христа) отмечали день рождения Митры. Веровавшие в Митру имели обыкновение причащаться хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь.
Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.
Но зороастризм был активен не только на западной периферии Ирана. Не менее ярко проявилось воздействие его на религиозные доктрины и на востоке, в частности в пределах Кушанской империи, существовавшей на рубеже и в первые века нашей эры. Отголоском зороастрийского влияния следует считать некоторые элементы буддизма Махаяны, сформировавшегося в начале нашей эры. Специалисты считают, что кушаны внесли в буддизм Махаяны эсхатологию зороастризма, что своим этическим потенциалом буддизм Махаяны обязан именно зороастризму, а сам будда грядущего Майтрейя в системе Махаяны - это ипостась все того же Митры.
Выход на передний план в зороастризме культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Мазды сыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был, прежде всего, связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками.
Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть - это элемент сил тьмы и зла. Поэтому необходимо было остерегаться нечистоты, в том числе и трупов. Чтобы тела покойников (символ нечистоты) не соприкасались с чистыми стихиями (вода, земля, огонь, растения, металл), существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые каменные ямы-башни особые служители сносили умерших. Их тела склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались затем на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Такие сооружения сохранились и по сей день у парсов, живущих в западной Индии и исповедующих зороастризм. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем им необходимо было пройти через специальный обряд очищения.
В процессе очищения, как упоминалось, самую важную роль играл огонь. Огонь был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды, которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой и вином и нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. Особым почтением пользовались также и некоторые виды животных - бык, лошадь, собака, пожиравшие трупы грифы.
Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскому культурному влиянию, а в Сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцев мобедан-мобед был в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой ряда сектантско-религиозных движений.
ЗОРОАСТРИЗМ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
К 642 г. Сасанидский Иран был включен в состав Арабского халифата. При халифах из династии Омейядов [661-750] население прикаспийских областей было почти полностью зороастрийским, зороастрийцы не носили еще отличной от мусульман одежды. При Аббасидах (династии, правившей с 750 г.) в халифате усилилось влияние иранской культуры, и некоторое время отношение к зороастризму было довольно терпимым. Соборные мечети в городах строились напротив храмов огня.
До середины IX в. В Иране не наблюдалось массового принудительного обращения в зороастрийцев ислам. Позднее начались притеснения. В IX-X вв. были уничтожены многие храмы и алтари огня, зороастрийские святыни. Зороастрийцев стали называть гебрами (искаженное «кафир» - «неверный» по-арабски). Между ними и их соотечественниками-мусульманами участились конфликты.
Часть зороастрийцев переселилась в Индию, где их стали называть парсами, поскольку первые их поколения говорили на персидском языке. Из священных книг они взяли с собой только самые простые авестийские тексты для молитв. Обосновались они в Гуджарате. Долгое время их община жила там обособленно, браки за ее пределами запрещались, и она росла очень медленно. Парсы расселялись в городах, в том числе портовых. Через 200-300 лет они говорили уже только на гуджаратском языке и носили местную одежду. В конце XVI-XVII вв. они в основном сосредоточились в портовых городах Бомбее и Сурате.
На протяжении веков парсы поддерживали контакты с единоверцами в Иране, положение которых стало еще более трудным при сельджукских султанах (XI-XII вв.) и особенно во время нашествия монголов на Иран в XIII в. Когда немногие сохранившиеся к тому времени храмы огня были разрушены, а священные книги уничтожены.
Притеснения иранских зороастрийцев продолжились при Тимуре и его преемниках в эпоху Сефевидов. Шах Аббас I [1587-1629] насильственно переселил 3 тысячи богатых семей зороастрийцев из Йезда в столицу Исфаган.
С конца XVIII в. Зороастрийцам запрещено было заниматься многими видами ремесел, связанных с изготовлением тканей, одежды и т.п. Многовековые гонения низвели последователей древнего пророка Заратуштры до положения малочисленного и дискриминируемого религиозного меньшинства. К началу ХХ в. Их община в Иране не превышала нескольких тысяч человек.
В 1925-1979 гг. шахи династии Пехлеви пытались «восстановить» древнеиранскую культурно-историческую традицию. Новая идеология основным источником самосознания иранцев провозглашалось величие древнего, доисламского Ирана и его культуры. Подданные династии Пехлеви должны были считать себя прежде всего представителями народа, создавшего в древности великие империи, и только во вторую очередь мусульманами-шиитами. В 1934 г. На литературном факультете Тегеранского университета было введено преподавание Авесты. Изучалась зороастрийская философия и этика. Издавались и комментировались тексты на авестийском, древнеперсидском и среднеперсидском языках. Началась реформа литературного языка – многие арабские слова заменялись персидскими, в том числе и неологизмами. Началось археологическое изучение древнеиранских городов. В конце 20-х годов зороастрийское население было уравнено в правах с мусульманским.
Но такое положение не могло устраивать шиитских богословов, со времен Сефевидов обладавших исключительным влиянием на духовную жизни иранцев и на всю общественную жизнь в стране. Поэтому многие изавторитетных шиитских идеологов, включая будущего вождя исламской революции 1978-1979 гг. в Иране Аятоллу Хомейни, активно выступили против реформ. Узаконенные конституцией Исламской республики Иран (декабрь 1979) полномочия духовных лидеров шиитов позволили им упразднить многие нововведения шахов пехлеви. Властью утверждается непререкаемое первенство исламских начал во всех областях жизни. Согласно конституции, зороастрийцы наряду с иудеями считаются религиозным меньшинством.
Исламизация Ирана положила конец зороастризму как широко распространенной и тем более официально господствующей религии. В мусульманском Иране огнепоклонники стали преследуемым меньшинством, В самом Иране в XVII в. насчитывалось 14 зороастрийских сект, в основном небольших общин. Впрочем, многое из идей зороастризма было воспринято исламом и особенно отдельными шиитскими сектами, как, например, исмаилитами.
СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ
· Гаты (Песнопения);
· Ясна (Книга ритуала);
· Яшта (Книга гимнов);
· Вендидад (Кодекс против дэвов);
· Висперад (Книга обо всех высших существах);
· Нийайишн (Молитвы);
· Гах (Молитвы);
· Хорд (Ежедневные молитвы);
· Хадохт Наск (Книга писаний);
· Аокмаэга (Мы принимаем);
· Нирангистан (Правила культа);
· На языке пехлеви:
· Зенд (Толкование Авесты);
· Бундахишн (Первотворение);
· Денкарт (Деяние веры);
· Сборник жреца Затспрама;
· Датисан-и-Диник жреца Манушчехра;
· Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений);
· Намак (Книга);
· Датисан-и Менок-и Храт.
ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Существует 3 календаря, используемых сегодня зороастрийцами — Фасли, Шахеншахи и Кадими. Наиболее древним из них является календарь Фасли. Согласно нему, год начинается с дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и состоит из 12 месяцев, по 30 дней каждый. Последние 5 или 6 дней года называются Днями Гат. Каждый из месяцев ("мах") и дней ("руз") календаря посвящен одному из Амешаспандов (Бессмертных Святых, Архангелов) или Язадов (Достойных Почитания, Ангелов).
Мах 1 — Фарвардин (21 марта — 19 апреля)
Мах 2 — Ордибехешт (20 апреля — 19 мая)
Мах 3 — Хордад (20 мая — 18 июня)
Мах 4 — Тир (19 июня — 18 июля)
Мах 5 — Амордад (19 июля — 17 августа)
Мах 6 — Шахривар (18 августа — 16 сентября)
Мах 7 — Мехр (17 сентября — 16 октября)
Мах 8 — Абан (17 октября — 15 ноября)
Мах 9 — Азар (16 ноября — 15 декабря)
Мах 10 — Дэй (16 декабря — 14 января)
Мах 11 — Бахман (15 января — 13 февраля)
Мах 12 — Эсфанд (14 февраля — 15 / 14 марта)
Дни Гат (16 / 15 марта — 20 марта)
Каждый месяц зороастрийского календаря состоит из 30 дней, посвященных одному из Изадов (Достойных Почитания):
Ахура Мазда (Урмазд) — Творец.
Ваху Ман (Бахман) — Благая Мысль.
Аша Ва Хишта (Ордибехешт) — Высшая Истина и Праведность.
Хаштара Ва Ирия (Шахривар) — Сила, Сдержанность.
Спента Армайти (Эсфанд) — Благодетельный Мир, Добро, Любовь.
Хуртат (Хордад) — Здоровье, Созревание.
Амертат (Амердад, Мордад) — Бессмертие.
Дэй Базар — Благодать, Создатель.
Атар (Азар) — Огонь.
Апам Напат (Абан) — Воды.
Хур (Хоршид) — Солнце.
Мах — Луна.
Тиштрия (Тирташ, Тир) — Звезда Дождя, Звезды.
Геуш (Гуш) — Живая Душа, Мир.
Дэй Бемехр — Создатель.
Митра (Мехр) — Дружба, Око Божье.
Соруш — Повиновение.
Рашн — Справедливость.
Фарваши (Фарравахар, Фарвардин) — Сила Развития.
Вертрагна (Варахрам) — Победа.
Рамман (Рам) — Покой, Радость.
Вата (Бад) — Ветер.
Дэй Бедин — Создатель.
Даэна (Дин) — Совесть, Вера.
Арта (Аши, Ард) — Счастье, Имущество.
Арштат (Аштад) — Правда, Праведность.
Асман — Небо.
Зэм (Замьяд) — Земля.
Мантра Спанд — Благое Слово.
Спента Манью (Анарам) — Изначальный Свет, Вечность, Победа над Временем.
Последние 5 дней года названы в соответствии с 5 Гатами Заратуштры:
Ахунават (Ахнуд) Гах
Уштават Гах.
Спантамат Гах.
Вахухшатр Гах.
Вахишто Ишт Гах.
Поскольку каждый астрономический год включает в себя 365 дней, 5 часов, 48 минут и 49 секунд, периодически к 5 последним дням добавляется 6 — Авардад ("данный сверх обычного"), на пехлеви — Бахизак.
В дни Бахман, Мах, Гуш и Рам практикуется воздержание от употребления мяса.
ЗНАЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА
Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выдвижении на передний план этического идеала и, во-вторых, в том, что в его дуалистической структуре на первом месте был резко отделившийся от всех остальных верховный Бог-творец Ахура-Мазда. Возвышение и возвеличение Бога-творца, высшего символа Света и Добра, было в общем контексте истории религий важным шагом на пути к монотеизму.
Все ранние религии и религиозные системы были политеистическими, а существование и почитание верховного божества, своего рода первого среди равных, не мешало господству политеизма как идейно-структурной основы религиозного мировоззрения, что хорошо видно на примере и ближневосточных, и индоевропейских верований. Правда, тенденция к структурным сдвигам в сторону монотеизма уже намечалась, причем совершенно логично, что, прежде всего, она ощущалась там, где существовали длительные традиции централизованного государства во главе с обожествленным правителем, свидетельством чему является неудавшаяся реформа фараона Эхнатона. По-своему эта тенденция проявилась и в древнем Иране, где дуалистическая структура, выросшая на фундаменте политеизма, была своего рода вариантом монотеизма и, во всяком случае, важным шагом в его сторону.
Резюмируя, следует заметить, что идея монотеизма в ближневосточной древности на определенном этапе развития этого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что же касается образа идеального человека в религии Заратуштры, то это – мужчина, потому как 1) женщина слишком часто пребывает в нечистых состояниях (особенности жизненного цикла, рождение детей); 2) первым человеком был мужчина, значит такая форма существования более угодна Ахура-Мазде.
Жизнь следует постоянным трудом и заботой о продолжении рода. По традиции, самым почитаемым из видов деятельности считаются разведение скота и земледелие. Борьба со злом понимается как сражение с демонами. Силы зла суть силы смерти. Ахура-Мазда противостоит злу, как свет тьме, как жизнь нежизни. Поэтому поддерживающие жизнь еда и питье – это борьба против злого духа, и зороастризм не налагает запрета на умерщвление любых живых существ и не предписывает вегетарианства. Другим способом показать свою приверженность силам Добра - быть вежливым, приветливым, если есть возможность – подавать милостыню. Обязательной является пятеричная ежедневная молитва.
В зороастризме сохраняется более древнее представление о свободе выбора человеком своего пути. В современном зороастризме сохраняются провозглашенные пророком требования сохранения жизни и борьбы со злом.
Посмертная судьба человека определяется в зороастризме соотношением его добрых и злых дел, слов и помыслов в течение всей жизни. Этот принцип допускает снисходительность к человеческим слабостям: не все провинности человека будут положены на весы последнего суда. Проступки и прегрешения искупаются исповедью, покаянием и молитвою, а также добрыми делами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999;
2. История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002;
3. Рак И.В. мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М., 1998;
4. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.-СПб., 1997;
5. avesta.org.ru;
6. www.rubricon.ru.