Манипулятивные технологии в политической рекламе и пропаганде

Применялись ambient media. Гитлер широко использовал нестандартные рекламоносители для пропаганды нацистской идеологии. Наибольшее распространение это явление получило в среде СС (охранных отрядах). Как сугубо эсэсовская, так и общая государственная символика прослеживалась в деталях одежды (причём, и форменной и цивильной), снаряжении, декоративных элементах, личных вещах (портсигарах, бумажниках, фляжках) и т.д. Среди самых ярких примеров подобных проявлений следует отметить кольца и перстни с соответствующей символикой, выпускавшиеся в Третьем Рейхе, как на заказ, так централизованно. Члены СС вообще были живой рекламой для НСДАП. Их формированиям присваивали говорящие названия, такие как: LAH (Liebstandarte Adolf Hitler), Deutschland, Das Reich, Der Führer.

Все эти действия благотворно повлияли на политический имидж и популярность Адольфа Гитлера, и в 1933 году возглавляемая им Национал-социалистическая немецкая рабочая партия пришла к власти в Германии. Возникла новая задача - тотальное информационное воздействие на психику людей. Именно Гитлер, после прихода к власти в Германии, впервые предпринял попытку глобального информационного воздействия на население других стран. Информационное влияние осуществлялось следующими способами:

1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путём доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть;

2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием;

3. Путём проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом;

4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т.д.).

Информационные воздействия на войска и население Австрии в 1938 году, содействовали успеху военной операции по присоединению её к Германии. После этого были созданы (в августе 1938 года) специальные воинские формирования пропаганды. Именно они сыграли решающую роль в успешном проведении стратегической дезинформационной кампании под кодовым названием «Ледокол», по обеспечению внезапного нападения на СССР.

В дальнейшем для обеспечения более благоприятных условий для ведения радиопропаганды в Австрию была направлена большая партия дешёвых радиоприёмников.

В самом Вермахте при штабе Верховного главнокомандования в апреле 1939 года был сформирован отдел пропаганды. Ему подчинили специальные воинские подразделения - роты пропаганды. Согласно инструкции № 51/39, они предназначались для решения следующих задач: ведения пропаганды среди немецкого населения и военнослужащих («пропаганда на родину»), ведения пропаганды в прифронтовой полосе («фронтовая пропаганда») и ведения пропаганды среди войск противника («пропаганда на врага»). Кроме того задачи по подготовке и распространению листовок, а также обратного отпуска военнопленных выполняли группы по разложению противника из состава команд и армейских групп «Абвера». По степени важности пропаганда на противника приравнивалась к вооруженной форме борьбы.

К началу второй мировой войны Вермахт располагал 14 ротами пропаганды, которыми руководил отдел пропаганды во главе с Хассо фон Веделем.

В конце 1940 года руководителям основных информационно-пропагандистских центров рейха - министерства пропаганды, иностранных дел, Главного управления имперской безопасности (РСХА), а также Восточного отдела внешнеполитического управления имперского руководства нацистской партии (НСДАП) - лично Гитлером была поставлена задача по подготовке к ведению войны против СССР.

Немецкие ведомства, начали активную работу по сбору информации в интересах проведения информационно-психологического обеспечения нападения на СССР: обрабатывались материалы красноармейских газет приграничных военных округов и другая периодическая печать, вплоть до многотиражек крупных заводов и ведомственных журналов, выходящих небольшими тиражами. К работе привлекались так называемые «специалисты по России», в том числе и из состава эмигрантских организаций, изъявивших желание сотрудничать с немцами. Они готовили аналитические материалы, определяли слабые стороны советских военнослужащих, вскрывали проблемы советского общества, разрабатывали рекомендации по информационно-психологическому воздействию на личный состав Красной Армии и население с учётом национально-психологических особенностей, традиций и культуры.

21 февраля 1941 года с планом нападения на Советский Союз был ознакомлен начальник отдела пропаганды Вермахта полковник Ведель.

Армейская разведка «Абвер» начала засылку в СССР агентов, подготовленных для ведения информационного противоборства. Они должны были проводить акции информационно-психологического характера, в частности, сеять слухи, распространять компрометирующие материалы на руководство страны, командный состав РККА и т.п.

Так, одна из школ «Абвера» первую партию таких агентов-пропагандистов направила в феврале 1941 года, вторую - в мае 1941 года. Они осели в приграничных военных округах, имея задачу до начала военных действий «подготовить почву» для предстоящих акций. Агенты вербовали недовольных советской властью, распространяли через них листовки, компрометирующие материалы, слухи, способствующие разжиганию национальной вражды и т. д. О тщательности и скрупулезности подготовки содержательной стороны пропаганды, расстановки акцентов наглядно свидетельствует запись Геббельса в дневнике от 5 июня 1941 года: «Директивы о пропаганде против России: никакого антисоциализма; никакого возвращения царизма; не говорить открыто о расчленении русского государства, так как мы озлобим армию, которая состоит в основном из русских; против Сталина и стоящих за ним евреев; земля - крестьянам, но колхозы пока сохраняются, чтобы спасти урожай; острые обвинения в адрес большевизма».

Отдел пропаганды штаба Главнокомандования Вермахта подготовил директиву о применении пропаганды в операции «Барбаросса». Она стала основополагающим документом по организации и ведению психологической войны против СССР. В директиве определялись цели пропаганды, её формы и методы, она была направлена в войска 6 июня 1941 года.

Основными целями информационно-психологического воздействия являлись:

1. Устрашение противника;

2. Усиление пораженческих настроений;

3. Создание позитивного представления о плене;

4. Подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР;

5. Побуждение к добровольной сдаче в плен и к дезертирству;

6. Подрыв авторитета командиров и начальников, неповиновение им;

7. Усиление недовольства гражданского населения положением в стране;

8. Побуждение населения к лояльному отношению к военнослужащим вермахта;

9. Усиление тревоги за судьбу родных.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 года свыше 30 миллионов листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. Когда 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут немецкая артиллерия наносила огневой удар по объектам на территории Советского Союза, при помощи агитснарядов было распространено значительное количество листовок с обращением к красноармейцам, командирам Красной Армии. Так началось информационно-психологическое воздействие в ходе боевых действий. В течение первых двух месяцев войны немцами было распространено около 200 миллионов листовок.

Основной формой пропаганды проводимой вермахтом, являлась печатная пропаганда (листовки, газеты, журналы, использовалось и устное вещание).(См. Приложения) Наибольших успехов пропагандистская машина вермахта добилась в 1942 году. После этого командование Вермахта предпринимает дополнительные меры по усилению воздействия на психику военнослужащих Красной Армии, населения Советского Союза (происходит усиление подразделений пропаганды, они становятся самостоятельным родом войск).

На начало 1943 года войска пропаганды Вермахта включали: 21 роту пропаганды сухопутных войск, 7 взводов военных корреспондентов сухопутных войск, взвод военных корреспондентов «Великая Германия», 8 батальонов пропаганды на оккупированной территории, состоящих из добровольцев-пропагандистов.

На министерском инструктаже 6 января 1943 г., после разгрома 6-й армии под Сталинградом, Геббельс заявил: «...пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Поэтому, вплоть до последних минут существования рейха пропаганда, увлекала зомбированные массы навстречу гибели. В последней оставшейся у него газете - боевом листке «Панцербер», выпускаемом для защитников Большого Берлина, министр продолжал утверждать, что столица будет вызволена, большевиков отбросят и положение Германии изменится в лучшую сторону. 27 апреля Геббельс издал распоряжение о том, чтобы осажденный город был буквально забросан листовками. Берлинцы могли убедиться, что листовки эти предназначены для солдат армии Венка, а не для них. На самом же деле они были адресованы местным жителям - для поднятия их боевого духа. Геббельсу было отлично известно, что армии генерала Венка более не существует.

29 апреля 1945 года в фюрербункере состоялась последняя PR-акция Гитлера - его бракосочетание с Евой Браун. На следующий день фюрер застрелился. Следом за ним покончила с собой его супруга Ева Гитлер.

Даже последние минуты своей жизни Гитлер превратил в циничную апологию своих деяний, обеление своей так называемой «идеологической работы», заключавшейся в культивировании зверских инстинктов, во внедрении в сознание немецкого народа нелепой идеи расового превосходства и практических задач уничтожения и порабощения людей «неполноценных рас», представлявших якобы лишь удобрение для произрастания «расы господ». Примером тому могут послужить его «Последняя воля» и «Политическое завещание».

Последняя воля Адольфа Гитлера:

«Так как в годы моей борьбы я считал, что не могу принять на себя ответственность, связанную с супружеством, то теперь, прежде чем закончится мое земное существование, я решил взять в жены женщину, которая после многих лет преданной дружбы добровольно приехала в этот город, уже практически окруженный, чтобы разделить со мной свою судьбу. По собственной воле она умрет вместе со мной, как моя жена. Это вознаградит нас за все, чего мы оба были лишены из-за моей работы на благо моего народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать