Наибольший интерес к рекламе своей продукции на телевидении по данным агентства «Росмедиамониторинг», проявляют российские предприятия автомобильной, легкой промышленности, производители хозяйственных и бытовых товаров, компании медицинской отрасли, изготовители стройматериалов и сантехники, косметики и парфюмерии.
Тем не менее, доля заказов иностранных производителей в бюджетах рекламных агентств пока преобладает. Это объясняется психологией большинства российских компаний, которые до сих пор воспринимают затраты на рекламу как досадную необходимость и относят к разряду текущих расходов то время как западные фирмы — к разряду долгосрочных инвестиций. Разница достаточно существенная: отечественные фирмы стремятся, как можно меньше потратить на рекламу и ожидают получить быстрый эффект. Это — во-первых. Во-вторых, реклама — дорогое удовольствие, на которое у большинства российских производителей просто нет средств. Стоимость одного ролика, к примеру, Видео Интернейшнл, может составлять от 2 до 20 тысяч долларов, Премьер СВ — 20—70 тысяч долларов, а минута телевизионного эфира стоит от 3 до 15 тысяч долларов. Предприятию приходится выбирать, на что потратить небольшой запас денежных средств — на зарплату рабочим, на покупку нового оборудования или на рекламу своей продукции.
В дальнейшем рекламная деятельность предприятий все больше будет связана с их экономическим состоянием. Рекламироваться будут только те предприятия, продукция и услуги которых действительно могут по своим ценам и качеству конкурировать на рынке.
В новом Уголовном кодексе, вступающем в действие с 1 января 1997 года, содержится статья, предусматривающая два года лишения свободы в качестве максимальной меры наказания за заведомо ложную рекламу. Это говорит о том, что в нашей стране еще не сформировались цивилизованные отношения между рекламирующими производителями и потребителями рекламы.
Социологи Антимонопольного комитета провели опрос в 27 регионах России, в ходе которого попытались узнать, что думают потребители о рекламе. Как оказалось, наиболее популярна реклама среди жителей крупных городов. На село только 50% опрошенных признали ее полезность (виной тому — оторванность от цивилизованного рынка и нехватка денег), 18,2% сельских жителей крайне негативно относятся к рекламе, а 31,8% вообще не смогли выразить своего отношения к ней.
Руководители, владельцы и специалисты предприятий, принимающие ответственные решения (от 64 до 70%), более высоко оценивают необходимость рекламы. К ним примыкает наиболее прогрессивная часть общества — учащаяся молодежь. Менее всего заинтересованы в рекламной информации домохозяйки и неквалифицированные рабочие, то есть, как правило, люди с более низким уровнем образования, значительная часть которых считает, что реклама не нужна вообще (от 15 до 20%).
Разница в отношении к рекламе у представителей pазличных сфер деятельности весьма существенна. Большинство работников кредитно-финансовых организаций, торговли и снабжения, органов управления и общественных организаций (выразили мнение, что реклама необходима всем (до 83%). Достаточно высоко оценивают ее нужность люди науки (17,9%) и образования (84,6%). Самая низкая оценка — у работников сельского, лесного и жилищно-коммунального хозяйства (33,3 и 37,3%). А наибольшее число негативно относящихся к рекламе людей оказалось среди спортсменов, родителей и работников сферы обслуживания.
Наиболее популярный рекламный канал — это, естественно, телевидение, на втором месте — печатные СМИ, причем квалифицированные рабочие, а также учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и безработные, имеющие больше свободного времени, отдают заметное предпочтение телевидению, и только для неквалифицированных рабочих печатные издания стоят на первом месте. Рекламу по радио чаще слушают пенсионеры, домохозяйки и безработные. Как и следовало ожидать, главное, что привлекает в рекламе — это полезность информации. Необычность оформления стоит на втором месте, оригинальность текста является менее значимым критерием. Что потребители предпринимают, если рекламная информация оказалась ложной. Большинство опрошенных ничего не делают, не веря в возможность что-либо изменить. Но нашлись и такие, кто, испытав несоответствие реальных качеств разрекламированного товара заявленным, пытался отстоять свои потребительские права. Большинство обращались с рекламациями к фирме-производителю, меньшая часть — в территориальные управления ГКАП России, и лишь немногие — в суд.
ИМИДЖЕВАЯ РЕКЛАМА
Хотя в последнее время большинство компаний стало отдавать предпочтение рекламе отдельных товаров и услуг, а не имиджу фирмы, имиджевая реклама, по словам экспертов, может на российском рынке оказаться не менее эффективной, чем «раскрутка» конкретной продукции. Если во времена расцвета финансовых структур соотношение корпоративной (имиджевой) рекламы и рекламы какой-либо услуги или товара равнялось примерно 70 к 30%, то спустя три года сложилась совершенно обратная ситуация: теперь примерно треть рекламы, распространяющейся в российских СМИ, можно назвать рекламой компанией, а остальная часть приходится на чисто торговую. Тем не менее имиджевая реклама для многих компаний остается не заменимой, а некоторые специалисты в этой области считают, что в России без нее не обойтись даже тем фирмам, которые в других странах рекламируют лишь свою продукцию. Продажи компании находятся в прямой зависимости от ее образа и восприятия у потребителя, поэтому многим просто необходимо тратить на рекламу фирмы не меньше денег, чем на рекламу товарных марок, которые она производит.
Охотнее всего имиджевой рекламой пользуются банки. Большинству российских банков нужно не только завоевать авторитет и доверие, но и просто достичь эффекта узнаваемости. Для этого нет лучшего средства, чем интересная реклама, абстрагированная от цифр. Рекордсменом по трансляции корпоративной рекламы стал банк «Империал», который, согласно данным, затратил на «раскрутку» своего имиджа порядка 5,7 миллионов долларов. Если сравнить тот объем имиджевой рекламы, который «Инкомбанк» транслировал и СМИ три-четыре года тому назад и сейчас, то он окажется меньше. Однако не стало меньше мероприятий по созданию его имиджа. Банк проводит приемы для участников Отечественной войны, а также спонсировал авторов ряда книг и создание кинокартины на «Мосфильме».
Когда та или иная компания объявляет, что потратила сумму денег на благотворительность, это должно косвенно сказываться на продажах услуг или товара: у каждого, кто кладет деньги на депозит или покупает банку прохладительного напитка, появляется дополнительно стимул: он знает, что часть его денег пойдет потом на пользу не только этом компании, но и обществу.
АНТИРЕКЛАМА
Не позавидуешь положению компании, продукция которой попала под «шквальный обстрел» негативной информации в СМИ, обвинения в недоброкачественности и других грехах способны не только лишить торговую марку доброго имени и имиджа, но привести к резкому сокращению объемов продаж и даже расторжению контрактов. Антиреклама - один из «воинственных» и не очень чистоплотных приемов конкурентной борьбы, после которого пострадавшая компания долго залечивает боевые раны и подсчитывает средства, выделенные на ответную рекламную компанию. По оценкам специалистов, капиталовложения в «оправдательную» кампанию могут составить 100—200 тысяч долларов. Поводом для «начала боевых действий» служит, как правило, заказной журналистский материал антирекламного характера. Антиреклама — явление интернациональное. К сожалению, зачастую СМИ становятся инструментом манипуляции.
После публикации в прошлом году в «Аргументах и фактах» статьи «Электронная приставка к ребенку», в которой критиковалось качество игровых приставок фирм «Кенмасз» и «Битман», объемы продаж компаний сократились на 55%. После того, как компании представили подтверждение качества своей продукции, в газете было опубликовано опровержение. Производители также провели «разъяснительную» пресс-конференцию и инвестировали немалые средства в рекламную кампанию. Через три месяца ситуация с продажами начала стабилизироваться.
По словам экспертов, для того чтобы «воссоздать» благоприятную конъюнктуру на рынке сбыта, компания может выбирать различные виды маркетинговой политики: разработку рекламной кампании, реабилитационную кампанию, организацию пресс-конференций, обращения в судебные инстанции, и тактику игнорирования. Успех «реабилитационной» кампании зависит от многих факторов. Важно то, насколько успешна деятельность «пострадавшей» компании на рынке, крепка ли ее репутация, насколько привыкли потребители к этой продукции и насколько талантлива сама «утка». Агентства не только дают рекомендации по управлению компанией в момент «антирекламного» кризиса, но и выбирают тактику и стратегию ответветных действий. А для проведения «контратаки» необходимо мерить глубину нанесенного вреда. Анализируются многие факторы: тираж издания, его популярность, привлекательность заголовка, расположение самой статьи, так как если она размещена в одной из наиболее читаемых рубрик, то и вред от нее будет больше.
Кроме того, для пострадавшей фирмы немаловажно узнать, является ли материал частью развернутой конкурентами антирекламой кампании или же это единичный «бросок камнем». Если на голословные заявления, не содержащие данных экспертизы, опросов и сравнительных наблюдений, ответить достаточно просто, то опровергнуть исследование какого-либо института гораздо сложнее. Но и в этом случае можно восстановить справедливость, проведя повторную экспертизу. К примеру, АОЗТ «Бенитекс», когда ее продукцию (водка «Кремлевская») в СМИ обвинили в несоответствии показателям ГОСТа для этого сорта водок, провело в разных лабораториях пять независимых экспертиз своей водочном продукции.
Разумеется, компании, подвергшиеся нападению конкурентов, могут требовать сатисфакции в судебных инстанциях, однако практика показывает, что пострадавшие производители предпочитают долгим судебным тяжбам обращение к общественности. Та же компания «Бенитекс», помимо проведения альтернативной экспертизы, обратилась к СМИ и образовала целую серию пресс-конференций. Массированная рекламная кампания позволила «Бенитексу» не только восстановить статус в глазах потребителя, но даже увеличить объемы продаж.
Тактика игнорирования, по мнению экспертов, в области отношений с общественностью, выбирается компаниями и в том случае, если нападение на их продукцию несет явно, провоцирующий характер и опубликовано в «желтой» прессе, к примеру, московское представительство компании «Макдоналдс» выбрало именно эту тактику, когда в одной из Московских газет, фирменные бутерброды были безапелляционно обвинены в провоцировании геморроя у потребителя. Наиболее часто пользуются методом антирекламы производители продуктов питания, так как конкуренция на этом сегменте рынка достаточно велика.