Третья группа. Это так называемые специализированные издания (детские, технические, научные и другие), которые вправе публиковать агитационные материалы, соблюдая принцип равных условий доступа всех участников избирательного процесса, но не обязаны это делать при условии полного неучастия в избирательной кампании. Следует заметить, что, на наш взгляд, представляется не вполне удачной формулировка условия отказа изданий этой группы от публикации агитационных материалов, а именно «полное неучастие в избирательной кампании, в подготовке и проведении референдума в какой бы то ни было форме». Подобное жесткое ограничение не вполне оправданно, ведь кроме собственно агитационных материалов речь может идти о публикации каких- то важных решений избирательных комиссий, разъяснений порядка голосования и т.п. [6]
Четвертая группа. Это периодические печатные издания, чьи редакции либо
они сами учреждены зарегистрированным кандидатом (кандидатами),
избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по
проведению референдума, а также входящим (входящими) в избирательный блок
избирательным объединением (избирательными объединением). Как следует из
конструкции статьи, на эти издания не распространяются положения,
установленные в п.1, из чего можно сделать вывод, что данные издания как
вправе публиковать агитационные материалы, так и вправе этого не делать.[7]
При этом, что существенно, на данные СМИ не распространяется обязанность
обеспечивать равные условия для всех участников избирательного процесса,
что вполне логично. Какой смысл учреждать свою газету, если в ней будут
выступать оппоненты по выборам? Не следует путать издания, специально
учрежденные кандидатами, избирательными объединениями и т.п. с изданиями,
хотя традиционно разделяющими их политическую позицию, но организационно
обособленными. Так же не относятся к данной категории издания (редакции),
хотя и финансируемые каким-либо кандидатом или избирательным объединением,
но не учрежденные ими.
Пятая группа. Она включает все остальные, т.е. «независимые» издания
(термин, понятно, достаточно условный). Однако, на правовой режим участия в
избирательных кампаниях этих изданий указание содержится в п.2 ст.39
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ» Суть его в том, что издания данной
группы вправе предоставить печатную площадь всем участникам избирательного
процесса на договорной основе. При этом ставится единственное, но
определяющее условие: оплата кандидатами, избирательными объединениями и
блоками печатной продукции должна осуществляться на равных условиях. А
поскольку ч.3 ст.37 настоящего Закона гарантирует зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям и блокам равные условия доступа к
СМИ, то, следует предположить, что и прочие, помимо финансовых, условия
публикации агитационных материалов (место на полосе, объем материала, шрифт
и т.п.) должны быть равными. Таким образом, независимые издания не
обременены обязанностью участия в предвыборной агитации, но поместив
агитационный материал кого-либо из кандидатов, они не вправе отказать в
этом всем остальным.
Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах
организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может
проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные
списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда.
Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную
агитацию через средства массовой информации.
Не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения
о назначении выборов организации телерадиовещания и редакции периодических
печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты
эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для целей предвыборной
агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными для всех
субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства
массовой информации. Организация телерадиовещания должна опубликовать эти
сведения в одном из массово распространяемых периодических печатных
изданий, опубликование в которых является официальным, например в
«Российской газете».
Законодатель весьма подробно прописал порядок дележа между
претендентами бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади,
указал, как исчисляется доля каждого, какие арифметические действия при
этом проводятся; определили порядок использования выделенных лимитов
времени и площади путем жеребьевки, производимой избирательными комиссиями
с участием заинтересованных лиц. Но всеми этими расчетами занимаются
избирательные комиссии, а редакциям СМИ только спускают полученные в
результате вычислений нормы для каждого кандидата. И здесь возникают
некоторые достаточно важные вопросы: кто должен следить за фактическим
расходованием установленных объемов бесплатных услуг, соблюдением
кандидатами выделенных им лимитов?[8] На ком лежит такая обязанность – на
СМИ, избирательных комиссиях или самих кандидатах? По закону СМИ должны
вести учет предоставленных кандидатам как бесплатных, так и платных услуг и
представлять эти сведения в соответствующую избирательную комиссию. Из
этого можно сделать вывод о том, что СМИ полагается следить только за
перерасходом кандидатом предоставленной ему печатной площади и
установленной доли эфирного времени. Все остальное должно ложиться на самих
кандидатов, которые в первую очередь заинтересованы в использовании всех
предоставленных им лимитов, и избирательные комиссии, а в частности, на
специальные контрольно-ревизионные службы при них, деятельность которых
заключается в контроле за соблюдением установленных рамок.
Также детально описан порядок распределения общего объема платного эфира и платной печатной площади между участниками избирательного процесса и определения доли каждого подобно тому, как это сделано для бесплатных услуг СМИ. Даты обнародования агитационных материалов в эфире и печати определяются жеребьевкой, проводимой избирательными комиссиями с участием заинтересованных лиц. В случае отказа кандидата избирательного объединения, блока после жеребьевки от использования платных информационных услуг, высвободившиеся эфирное время и печатную площадь СМИ может использовать по своему усмотрению, но не для предвыборной агитации. Оплата эфирного времени и печатной площади осуществляется на равных для всех условиях в течение избирательной кампании по заранее объявленным расценкам. Платежи производятся только через банк исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков.
Отдельно можно обратить внимание на оговорку законодателя о недопустимости каких-либо редакционных комментариев, сопровождающих агитационные материалы, а также не согласованных с кандидатами, избирательными объединениями и блоками заголовков и иллюстраций. Причем это правило распространяется на все издания, в том числе и независимые. В то же время, как нам представляется, сказанное не исключает права редакции высказать свое отношение к тем или иным агитационным материалам, допустим, в очередном номере газеты, поскольку указанная норма говорит о редакционных комментариях, которые сопровождают публикацию агитационного материала, т.е. совпадают с ним по времени и месту.[9]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила ведения предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей и противоречий.
. Нарушение средствами массовой информации норм о предвыборной агитации
Все нарушения, допускаемые средствами массовой информации при проведении предвыборной агитации, можно разделить на несколько больших, независимых групп.[10] Поскольку, в предыдущих главах мы уже рассматривали некоторые проблемы, возникающие на практике, и комментировали ряд норм, то в данной главе мы будем подробно останавливаться лишь на тех моментах, которые не были освещены нами ранее и требуют детального рассмотрения и пояснения.
1 3.1. Нарушение порядка предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации
1. Непредоставление государственным СМИ установленного для него общего объема бесплатного эфира и бесплатной печатной площади, предназначенных для предвыборной агитации.
2. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.
3. Превышение государственным СМИ общего объема бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, выделенных для предвыборной агитации в данном СМИ, и превышение доли бесплатного эфира и печатной площади, положенных кандидату, избирательному объединению, блоку.
4. Непредоставление государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ для предвыборной агитации.
5. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли платного эфирного времени и платной печатной площади.
6. Превышение государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ и превышение доли платного эфира и платной печатной площади, положенных кандидату, избирательному объединению, блоку.
7. Несоблюдение электронными и печатными СМИ, независимо от формы собственности, равенства кандидатов, избирательных объединений, блоков в предоставлении платных услуг.
2 3.2. Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации
1. Ведение предвыборной агитации в специализированных СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.
2. Ведение предвыборной агитации муниципальными СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.
3. Ведение предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов, нормативных актов и специальных сообщений.
4. Ведение предвыборной агитации через СМИ органами и лицами, которым такая деятельность вовсе запрещена. Так, запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы органам и учреждениям государственной власти, местного самоуправления, воинским частям и организациям, благотворительным учреждениям и религиозным объединениям, избирательным комиссиям и ее членам, а также лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, но им лишь при исполнении должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного служебного положения. Означает ли последнее условие разрешение им агитационной деятельности в нерабочее время суток или в период отпуска, или при освобождении от работы на период избирательной кампании? В законодательстве о выборах нет однозначного ответа на поставленный вопрос, что, безусловно, способно создать определенные неясности и двусмысленность на практике.[11] В частности, при проведении выборов губернатора Иркутской области были подобные случаи. Так, в судебном заседании рассматривалась жалоба об отмене регистрации кандидата в губернаторы Говорина Б.А. в связи с допущенными нарушениями в ведении предвыборной агитации данного кандидата.