В публикациях идеологов ряда национальных движений современные национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского прошлого России с политической практикой 20 - 80-х гг. Стремление сохранить целостность России характеризуется, подчас, как рецидив имперского сознания, альтернативой которому объявляется не интернационализм, а гипертрофированное национальное сознание, ориентирующие народы на замкнутость и самолюбование.
Однако картина изъянов и деструкции в национальных отношениях не
может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют утверждение
интернационалистских воззрений как доминантной установки в массовом
сознании. Практика показывает наличие совокупности интересов, которая при
любых различиях принимается каждым народом России. Это повышение качества
жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном
уровне обороноспособности страны и другие. Творческие работники СМИ умеют
выявлять и показывать это общее. В современных условиях главное
предназначение средств массовой информации и их задачи стать центром
общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у
граждан России необходимого для современного цивилизованного общества
уровня культуры. Например, они могут консолидировать позиции различных
партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями,
но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим
современное общество. В обобщающих комментариях можно выделить из всех
дискуссий те предложения которые будут направлены на улучшение жизни людей,
на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности.
При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто
работает в структурах «четвертой власти». Каждому из них целесообразно не
просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и
обосновывать его.
Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно.
По моему мнению, имело бы смысл создание специальных отделов на телевидении, радио и в печати с тем, , чтобы они освещали вопросы, формирующие культуру межнациональных отношений в -контексте государственной национальной политики России.
У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов.
Россия всегда нуждалась в восстановлении в своих правах национальной
политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности
Российского государства, а не вынужденной меры в работе с национальными
меньшинствами, которые «мешают» развитию государства. В этой ситуации одной
из важнейших задач СМИ - освещать процесс формирования национальной
политики и выступать как фактор, стабилизирующий межнациональные
отношения в обществе.
Высшая цель национальной политики - это и цель, и задачи СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны.
Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально- культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов могут самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества.
Негативную, будоражащую гражданские и национальные чувства роль сыграли разочарование у части людей в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность его на фоне социально-политического, экономического и духовно-нравственного кризиса, это привело к утрате доверия к государственной власти. В этой ситуации как главные и самые понятные компенсаторным механизмом выступила национальная принадлежность человека. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом национального самосознания.
Общепризнанно, что в современном мире эффективная национальная
политика невозможна без учета этнических аспектов демографических и
миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких
показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство;
состояние здоровья населения; миграция населения как наиболее болезненное
и тревожное последствие межнациональных конфликтов (Указом Президента
Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная
миграционная программа с учетом указанных и других факторов).
В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные материалы:
1. Конституция Российской Федерации. М.: 1994.
2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М.: 1990.
3. Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992.
4. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». - Российская газета, 1995, 17 января.
5. Закон РФ «О национально-культурной автономии».
6. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного телевещания в
Российской Федерации», № 919 (25.08.97).
7. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской
Федерации», № 1019 (06.10.95),
8. Указ Президента РФ «О мерах по созданию космической телекоммуникационной системы Российской Федерации», № 111 (30.07.96).
9. Указ Президента РФ «О основах государственной политики в сфере информатизации», № 170 (20.01.94).
10. Указ Президента РФ «Совершенствование структуры государственного радиовещания», №32, М., 1997.
11. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации.
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г.
№909.
12. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: 1992. 14. Послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "России нужен новый порядок (о положении в стране и основных направлениях политики
Российской Федерации)" М.
13. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (принята
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948.)
14. Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4- й европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации. Прага, 7-8 декабря 1994.
15. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитии прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. 28 ноября 1978.
Научная литература по теме диссертации:
1. IX съезд Союза журналистов России. Материалы и документы.- . 1995.
2. Абдулатипов Р. Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России.- М.: 1994.
3. Абдулатипов Р. Г. Послание президенту РФ Б. Н. Ельцину о федеративной и национальной политике.-М.: 1995.
4. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.-М.: 1997.
5. Абдулатипов Р. Г. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М.: 1995.
6. Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм.
Этнополитический вестник №3.-М.: 1995.
7. Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славян. диалог. 1996,
8. Алаев Э. Региональные и этнические конфликты.// Федерализм, №1.-М.:
1996.
9. Алешина И. Паблик рилейшнз. М.: 1997,
10. Атаманчук Г.В. Лекция на тему: «Государство как субъект управления общественными процессами». - М.: 1995.
11. Безгодова О. В. Паблик рилейшенз в системе полит, управления. Канд. диссерт.// РАГС. 1997.
12. Блумер Г. Коллективное поведение: Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М.: 1994.
13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.:
1991.
14. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых / информационных процессов. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986.
15. Бюрократизм, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы
«круглого стола») // Вопросы философии.- 1993. №2.
16. Васильев В. П. Методология и методика конкретных социальных исследований СМИ и пропаганды. М.: 1986.
17. Власть, закон, пресса. Материалы конф. М.: Б. п., 1998.
18. Вопросы межнациональных и федеративных отношений: Материалы к учебному пособию. Вып.1. М.: 1995.
19. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность.
-Политиздат, 1988.
20. Государство и информация. М.: 1996.
21. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. М.: 1997.
22. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.: 1967.
23. Дзялошинский И., Журналист и информация. М.: МГУ, 1998.
24. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшенз. Перевод с англ. М.:
Информационно-издательский дом «Филинъ» - 1996.
25. Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док. диссертации. М.: АОН.
1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11