До недавнего времени многие ученые считали, что поскольку в нашей стране существует «дружба народов», то шовинизм в явных, да и тем более острых проявлениях попросту невозможен. Жизнь показала наивную иллюзорность подобных самообманных уверений. Возрождение и усиление шовинизма - это суровая действительность.
На это есть свои причины. К ним относятся прежде всего просчеты в национально-территориальном самоопределении, необоснованное подталкивание процесса «сближения наций». Это и замалчивание межнациональных трений, и возведение порой в ранг местного «национализма» здоровых чувств. Это и перекосы в кадровой политике, и просчеты в системе образования в деятельности прессы, телевидения, радио.
Обострению межнациональных отношений и росту шовинизма, несомненно, способствовали тяжелый кризис экономики, резкое ухудшение социального положения большинства населения, общее состояние общественной жизни.
На этом фоне и активизируют свои действия национальные экстремисты.
Наряду с оживлением стародавних предрассудков, питающих претенциозность и
необоснованные амбиции, в ход идут концепции об «этнической стерильности»,
«национальном приоритете» и т.п. идеи, согласия и компромиссы почти
невозможны. Здесь кроется одна из причин неэффективности многих из прежних
лозунгов и доводов интернационалистского характера, рассчитанных на
однозначное рациональное восприятие ситуации. В этом же секрет популярности
многих лидеров популистского толка, взывающих к эгоистическому инстинкту
тех, кто заранее ориентирован на враждебное отношение к «чужакам»?
Вероятно, этим можно объяснить, что в схватках по национальным проблемам
среди возбужденных, нередко сбитых с толку граждан любой страны
преимущество далеко не всегда на стороне логики.
Сейчас нередко перекрашиваются в «национальный цвет» представители самых разноликих образований. По сути дела, это вновь возникающие самодеятельные структуры политического, культурного, этнографического, природоохранного и тому подобного характера. Имеющиеся в их рядах экстремисты, демагоги, популисты охотно используют национальную проблематику для овладения массовым сознанием. Их преимущество заключается в умении воздействовать не только на сознание, но и на эмоции масс.
Немаловажной проблемой сегодня становится также и противодействие политическому и религиозному экстремизму, что предполагает принятие конкретных мер по повышению ответственности руководителей и главных редакторов СМИ за пропаганду политического и религиозного экстремизма, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Важным инструментом регулирования в сфере электронных средств массовой информации с позиций противодействия экстремизму является эффективное использование лицензирования на вещательную деятельность.
Предупреждение, выявление и пресечение проявлений политического и религиозного экстремизма в деятельности средств массовой информации обеспечивается в процессе их государственной регистрации, осуществления контроля за их деятельностью, включая прекращение деятельности средств массовой информации в порядке, установленном федеральным законом[18].
Значительную роль в противодействии политическому и религиозному экстремизму в средствах массовой информации могло бы иметь максимально возможное использование потенциала Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
Представляется также целесообразным создание межведомственной экспертной комиссии по правовой оценке кино-, фото-, аудио-, видео-, продукции, печатных изданий и текстов публичных выступлений на предмет наличия в них признаков политического и религиозного экстремизма.
В целях обеспечения соответствия деятельности средств массовой информации Конституции Российской Федерации и действующему законодательству возникает необходимость усиления руководящего и организующего начала в этой сфере со стороны государства на основе возможного воссоздания Министерства печати и информации.
Задачи СМИ в формировании национальной политики.
В современных условиях задачи и главное предназначение средств массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Как уже отмечалось, в идеале они могли бы консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях им следовало бы выделять из всех дискуссий, предложений то, что будет направлено на улучшение жизни людей, изменение негативной ситуации в различных областях нашей жизнедеятельности. При этом исходить они должны из понимания высокой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти», быть не просто «транслятором» информации, не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.
Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно.
Представляется, что, имело бы смысл создание в СМИ специальных отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики.
Россия нуждается, как подчеркивает Р.Абдулатипов, «в немедленном восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не вынужденной меры в работе с нацменьшинствами, которые «мешают» развитию государства[19]».
Концептуальные основы такой политики, как известно, созданы. Еще в
1992 году Совет Национальностей отработал и утвердил концепцию национальной
политики, согласовав ее с республиками, краями и областями, автономиями. И
лишь в 1996 году этот документ был одобрен Правительством и Президентом
Российской Федерации. Есть в стране и мощный координирующий центр по
законодательному и исполнительному сопровождению национальной политики -
специализированное Министерство. Очень жаль конечно, что оно не располагает
собственными издательскими возможностями, СМИ и даже сайтом в «Интернете» и
т.д. Но в этой ситуации тем большее значение приобретает обязанность
государственных и негосударственных СМИ - освещать ситуацию объективно и
реально быть фактором, стабилизирующим межнациональные отношения в
обществе, а не разрушающим многонациональный общественный организм. Сегодня
национальные духовность, культура, традиции оказались под диктатом средств
и субъектов западной культуры - массовой культуры, в нашей стране еще не
научились охранять общество от подобных «ценностей». Надо заметить, что
Совет Национальностей Верховного Совета России, а затем и Миннац России
приложили немало усилий для создания газеты «Федерация», для того, чтобы
она стала газетой народов России, однако из-за отсутствия средств она
прекратила свое существование. Нет возможности у Миннаца и проплачивать
выпуск специальных телепередач по вопросам национальной политики.
У России нет и не может быть будущего без политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов - без четкой национальной политики.
Доктор исторических наук, профессор Михайлов В.А. определяет
национальную политику, с одной стороны, как искусство соединения
национальных интересов, а с другой - как обеспечение «торжества прав
человека для всех народов, вне зависимости от их численности.
Удовлетворение жизненных нужд, специфических социальных культурных
потребностей населения всех субъектов Федерации должно при этом
осуществляться на основе глубокого знания истории, каждого конкретного
региона, традиций и верований его населения. В таком смысле , считает
ученый, можно говорить о правомерности «нескольких национальных политик».
Национальная политика в сегодняшних условиях - это политика конкретного
решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в
конкретном месте[20]».
Основной закон Российской Федерации позволяет гуманистично и демократично решать национальные проблемы, строить отношения между народами. Устранен и ранее существовавший «ранжир» народонаселения, согласно которому граждан страны классифицировали по категориям: нация, народ, народность, национальная группа. В нынешней четко говорится о равенстве всех народов независимо от их национальности и численности.
В этой связи отметим и новой подход к определению национальности.
Национальная принадлежность - это вопрос прежде всего самоопределения
человека на индивидуальном, личностном уровне. Только признание права на
такую самоидентификацию по духовному самоощущению является истинно
демократичным. Такая практика в Конституции зафиксирована впервые в нашей
истории-теперь определение национальности зависит не от фатального стечения
обстоятельств, а является следствием мироощущения человека, его духовных
потребностей, способа самовыражения, его отношением к языку и культуре.
В средствах массовой информации до настоящего времени в
опосредованной, неявной форме бытует сталинская формулировка о том, что нет
нации без общности языка, территории, экономической жизни, психического
склада и культуры. Это вносило раньше и вносит теперь определенную путаницу
и при встречах с зарубежными учеными, так как в мировой практике понятие
«нация» обычно тождественно понятию «государство». Между тем даже в том
случае, когда нация в силу разного рода обстоятельств оказывается
разбросанной по свету, она сохраняется и развивается через сохранение общей
культуры, духовных традиций. Недооценка этого явления всегда играла роковую
роль в первую очередь в многонациональных государствах.
На основе проекта Государственной программы национального возрождения
и межнационального сотрудничества народов России, разработанной
коллективом авторов под руководством
Р.Г.Абдулатипова,[21] национальная политика определяется как система мер,
направленная на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной
жизни народов России, независимо от их численности, а также на создание
равноправных и многосторонних отношений между всеми народами страны, на
формирование демократических механизмов постоянного диалога между
государством и национальностями.
В демократическом государстве национальная политика строится на
основе тщательного и своевременного учета национально-специфических
интересов конкретных народов, их согласования друг с другом, а также с
общенациональными, общегосударственными интересами развития всего
сообщества народов России и страны в целом. Соответственно,
национальной политике присущи определенные основополагающие ценности
(принципы), которые должны быть проведены на всех уровнях ее формирования и
осуществления в системе органов государственной власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11