Федерации. В частности, при формировании данных принципов следует принять во внимание следующие особенности государственно-национальной жизни России, присущие ей неизменно во все времена:
- преимущественно мирное сосуществование самого крупного народа
России - русского и других российских этносов, терпимое отношение государства ко всем религиозным конфессиям, к традициям, культуре, особенностям уклада жизни нерусских народов;
- приоритетное значение для русских, других народов России духовных и нравственных ценностей по сравнению с экономическими, материальными;
- государственническо - национальный менталитет подавляющего большинства россиян, независимо от их национальности и вероисповедания: сильное единое государство, коллективные права этноса, народа для них не меньшая, а может быть, даже большая ценность, нежели права и свободы человека и гражданина.
С учетом сказанного, можно сформулировать следующие принципы национальной политики Российского государства:
- уважение прав и основных свобод человека, независимо от его национальности, происхождения, социального положения и места проживания;
- уважение и равенство всех народов, в том числе их права на различные формы своего конституционного самоопределения при условии сохранения территориального единства страны, целостности российской государственности, спокойствия, мира и сотрудничества со всеми народами своего региона и всей страны;
- равная суверенность и ответственность перед населением своих республик, краев и областей, национальных автономий. Сохранение по их желанию традиционного статуса в составе федерации, закрепленного Федеративным договором и Конституцией Российской
Федерации;
- единство многонационального народа Российского государства как сообщества равноправных народов и граждан страны;
- развитие многонационального российского общества на основе свободного, открытого, демократического диалога между гражданами, народами - с одной стороны, и властью всех уровней - с другой;
- гарантированная защита со стороны государства личной безопасности человека, обеспечение безопасной жизни каждого этноса;
- защита от любых форм дискриминации по национальному признаку, пресечение политических, идеологических и пропагандистских акций, разжигающих расовую, национальную вражду и рознь;
- государственная поддержка национальных меньшинств, малочисленных народов в деле сохранения их культуры, языка, традиций и среды обитания;
- создание механизмов международных гарантий защиты прав и свобод этнических россиян в иностранных государствах.
Эти принципы образуют фундамент национальной политики Российской
Федерации, но они по сути являются и принципами деятельности российских
СМИ, и неуклонное следование им определяет и эффективность реализации
стратегии национальной политики.
Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны.
Свободное национальное развитие того или иного народа в сотрудничестве с другими народами не только не исключает, а, напротив, усиливает его национальную консолидацию на основе общности культурно- исторического прошлого, национальных ценностей и интересов. Как для национального развития конкретного этноса, так и для межнационального сотворчества вредны противопоставление одного народа другому или другим, проявление агрессивного национализма и шовинизма, культивирование психологии национальной исключительности и предвзятости.
Экономическое и культурное обособление наносит огромный ущерб
экономике и культуре каждого народа, региона и всей стране в целом.
Преодоление кризисных явлений в жизни конкретного народа и всего
государства, движение к все более высоким ступеням материального и
духовного прогресса возможны только на пути всемерного развития
рациональной экономической и культурной интеграции.
Настоящее и будущее российских народов, межнациональных отношений в
России в решающей мере зависит от социально-экономического положения и
национального самочувствия русского народа. Поэтому первоочередными
являются задачи решения накопившихся в течение десятилетий социально-
экономических и этнокультурных проблем русской нации ее
подлинного национального возрождения и расцвета.
Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов:
- противостояние (сдерживание) процесса направления высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло.
Отсюда необходимость подъема национальной культуры, которая повсеместно находится в тяжелейшем положении. Кризис культуры, особенно ее инфраструктурной базы, затронул все народы, проявляется во всех областях социокультурной деятельности. В этих условиях от государства требуется принятие специальных практических мер, обеспечивающих преемственность развития и выживаемость национальных культур;
- публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов в условиях демократии. Свобода творческой деятельности человека, осознание каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в цивилизационно- культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения других культур мира, в духе сотрудничества и созидания - эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально- культурного развития и межнационального сотворчества культур;
- ключевое значение для духовного развития многонационального российского народа, формирования духовного облика россиянина имеет русская культура. Исторически сложилось так, что невозможно говорить о духовном возрождении любого народа
России, всего Отечества в отрыве от возрождения, сохранения и развития русской культуры;
- поддержка СМИ требуется также для сохранения и развития культурных ценностей малочисленных народов. Состояние финансирования учреждений культуры и искусства, издательств, средств массовой информации на языках малочисленных народов ныне таково, что сохранение их культуры в современных условиях находится под вопросом.
- ориентация на создание четких правовых гарантий защиты и развития этнокультурной самобытности народов, сдерживание этнокультурного нигилизма, питаемого безнациональной массовой культурой, которая распространяется по всему миру. Проведение в жизнь идеи создания условий для сохранения и развития своей культуры в такой общественно-политической среде, которая благоприятствует духовному сотворчеству народов.
Особенно актуальна задача повышения уровня культурно-исторического
сознания россиян. Ее решение требует ясного осознания каждым народом,
каждым гражданином ценности своей самобытной национальной культуры,
ценности культуры других народов, общности духовного мира соотечественников
- россиян. Это в свою очередь требует соответствующей перестройки
деятельности систем образования, воспитания, всей социокультурной сферы
Ставится разработка целого ряда федеральных и региональных программ, направленных на выравнивание социально-культурной инфраструктуры народов и территорий. Плюралистический, многокультурный характер должны обрести культурно-информационная система государства в целом и субъектов Федерации. Важно расширить объем радио- и телевещания на языках народов России. Нужен специальный межнациональный канал на телевидении.
Действенной формой реализации культурных потребностей дисперснопроживающих национальностей может стать экстерриториальная культурно-национальная автономия. Осуществляя реализацию социально-культурного и шире - духовного облика национальных групп, национально-культурная автономия будет способствовать их межнациональному согласию и сотрудничеству.
Для учета и реализации культурных потребностей людей различных
национальных групп следует создавать соответствующие учреждения в органах
государственной власти в центре и на местах, обеспечивать их тесное
взаимодействие с национально-культурными ассоциациями. На смену жестко
регламентированной языковой политике должна прийти мобильная
многовариантная языковая стратегия, функционирующая в соответствии с
реальными потребностями на различных уровнях. Здесь важно реализовать два
комплекса мер. Во-первых, меры, направленные на поддержку русского и других
национальных языков, и, во-вторых, меры, способствующие удовлетворению
специфических потребностей носителей иных языков, не являющихся
государственными. Придача в ряде республик статуса государственного двум
или нескольким языкам должна сопровождаться правовой проработкой
проблем взаимодействия языков в процессе их функционирования, соблюдения
государственными органами, должностными лицами и гражданами законов о языке
(языках).
В разработке и реализации специальных федеральных и региональных программ нуждаются языки многих народов России. Важно преумножить имеющийся позитивный опыт культурно-языкового развития народов, их культур и литератур, издательского дела на национальных языках. Стоит подумать над разработкой и принятием субъектами Федерации совместных программ развития языков и национальных культур. Следует взять под государственную опеку продолжение работы по созданию письменности для бесписьменных народов.
Анализ состояния основных тенденций и особенностей этноязыковых процессов в СМИ подскажет органам власти и управления в Центре и на местах другие необходимые меры. Но в любом случае следует помнить, что этноязыковые ситуации, традиции сохранения, развития и адаптации родных языков являются важным фактором национального самосознания и этнополитического самочувствия населения конкретных регионов.
Реализация задач этнокультурного развития и сотворчества народов
включает в себя принятие законов, регламентирующих деятельность национально-
культурных ассоциаций. Требуются также соответствующие законодательные акты, касающиеся функционирования средств массовой информации,
библиотек, музеев, развития национального искусства, определяющие
порядок редакционно-издательской деятельности на языках народов России.
Актуальным остается вопрос правовой защиты культуры, языка, среды обитания,
традиций и форм хозяйствования конкретных народов. Остро ощущается
потребность в пакете законодательных актов по охране культурно-
исторического и природного наследия народов страны. Они могли бы быть
подготовлены на основе осуществления специальных исследовательских
программ, обеспечивающих комплексное изучение этнокультурных и языковых
процессов развития наций и их культурное взаимодействие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11