На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально-психологические проблемы их жизнедеятельности выходят на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность этого прошлого, социально- политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.
В этой ситуации национальная принадлежность выступает как главный и самый понятный компенсаторный механизм. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом психологического состояния национального самосознания, обостренного отношения ко всему, что связано с национальным достоинством, национальным самочувствием. Нерв национальной жизни сегодня слишком болезнен.
Сказанное подводит к выводу о необходимости специальных
исследовательских программ, которые дали бы картину национально-
психологического самочувствия отдельных народов, населения конкретных
регионов и в целом национально-психологического состояния страны.
Дифференциация здесь значительная. Одни народы подверглись депортации,
другие репрессиям, третьи оказались переселенными, где насильно, а где
добровольно, представители четвертых приехали когда-то из других мест,
чтобы помочь коренным народам, представители пятых раньше ездили по всей
России и «шабашничали», то есть зарабатывали деньги, и так далее. В течение
веков сложился комплекс этнопсихологических стереотипов, накопились
взаимные обиды и предубеждения. Вот почему от органов власти всех уровней
при проведении национальной политики требуются осторожность, взвешенность и
деликатность. Особого внимания заслуживают, в частности, социально-
психологические изменения происходящие в национальном самосознании русской
нации под воздействием таких факторов, как изменение политического и
нравственного статуса русских на бывших национальных окраинах,
неблагодарная, а то и просто враждебная реакция на помощь и поддержку,
которую проявляют отдельные республики и страны, превращение русских в ряде
новых государств в «национальное меньшинство», взваливание на них
ответственности за все беды и несправедливости, причиненные центральной
властью, будь то в Российской империи или в СССР и так далее.
Национально-психологическую ситуацию следует подвергать анализу и
систематически прослеживать во всех регионах, доводя дело до создания
механизмов нравственно-психологической защиты чести и достоинства народов
России. Такие механизмы, призванные обеспечивать своевременную
нейтрализацию пагубных для этнического самочувствия и
межэтнической социально-психологической стабильности явлений и
процессов, должны встраиваться в культурно-информационную систему общества
в целом и конкретных регионов и «работать» на создание общественно-
политического и психологического климата, благоприятного для национального
развития, межнационального диалога и согласия.
Национальные меньшинства и малочисленные народы восприняли курс на демократию как шанс на получение возможности в полной мере удовлетворить свои культурно-политические и социально-экономические чаяния. Эти надежды не оправдались. Более того, народы ощутили огромную опасность для сохранения своей этнокультурной самобытности, социально-экономического выживания.
Мировой опыт показывает, что кризис экономической жизни общества, рост безработицы и социальной конкуренции ведут к усилению межэтнической напряженности. В такой ситуации начинают активно действовать этнические элиты, которые формируют образ врага из инонациональных групп, национальных меньшинств. Чтобы блокировать подобные явления, власти следует сосредоточить усилия на придании всем созидательным процессам общегражданского характера: ни один народ, ни один регион не может быть исключен из них. Социальное внимание, социальную заботу должны ощущать все национальные группы. Задача государства, гражданского общества в нынешних трудных условиях - поддерживать чувство уверенности в завтрашнем дне, создавать идейно-нравственную и психологическую атмосферу, настраивающую всех граждан, все народы нашей многонациональной страны на совместное преодоление кризисных явлений.
Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных программ и требует соответствующих средств.
«Сверхзадача» этой работы - утверждение таких принципов как защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; соблюдение законов страны и ориентация на равноправный диалог национальностей и культур, их бесконфликтное взаимодействие в режиме духовного сотворчества; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование атмосферы уважения к культурно-языковым традициям всех народов страны, культуры межнационального общения.
Задачи СМИ в области воспроизводства и миграции населения как предмета национальной политики многонационального государства.
В современном мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов, демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство с анализом региональной и национально-этнической дифференциации этих показателей; состояние здоровья населения в субъектах федерации и в масштабах всей страны; факторы депопуляции, имеющие определенную этническую специфику; положение семьи с учетом национальных традиций; миграция населения как наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных конфликтов[22].
Концепция управления демографическими процессами в многонациональной
России, отражающая приоритеты национальной политики государства, должна
исходить из трех обстоятельств:
- создание условий для развития традиционной национальной семьи;
- формирование процесса воспроизводства населения с учетом специфики состояния конкретных этносов и регионов;
- своевременное принятие долгосрочных мер (поскольку демографические процессы обладают высокой инертностью, сдвиги в этой сфере происходят лишь за период, равный длине демографического поколения).
Мировой опыт говорит о том, что демографические программы и программы
развития семьи, усилия по укреплению здоровья населения страны относятся к
числу наиболее капиталоемких. Причем они не приносят непосредственной прибыли. Поэтому соответствующие расходы ложатся в основной своей массе
на государство - на федеральный и местные бюджеты. В большинстве регионов
России происходит ухудшение демографических показателей, сокращается
средняя продолжительность жизни, ухудшается здоровье населения. Вот
почему, несмотря на переживаемые государством финансовые трудности,
важно изыскивать ресурсы для долгосрочных государственных программ,
реализация которых призвана переломить эти губительные для людей и народов
тенденции. При этом следует нацелить программы на преодоление региональной
и этнонациональной дифференциации уровня обеспеченности медицинской
помощью. Для каждого конкретного этноса должны быть составлены
программы, способствующие преодолению депопуляционного барьера и
обеспечению хотя бы простого замещения поколений. Соответственно, должны
быть разработаны и программы оптимизации процесса планирования семьи,
охраны здоровья матерей и будущих поколений.
Исходя из совокупности социально-экономических и этнополитических факторов, следует разработать концепцию формирования населения в отдельных регионах страны. Учитывая сложность этнических процессов в России, важно выработать общие принципы проведения в конкретных регионах исследований по проблемам воспроизводства, миграции и занятости населения.
В связи с этим нужно держать под постоянным контролем исследовательских центров и государственных органов власти:
- основные тенденции динамики численности, возрастной и этнических структур населения России на долгосрочный период;
- этнорегиональную дифференциацию рождаемости и перспективы воспроизводства населения; этнорегиональную дифференциацию брачности и перспективы модернизации семейной структуры населения;
- межгосударственные, межрегиональные и межэтнические миграционные процессы, их последствия для расселения этнических структур населения в отдельных регионах страны.
В связи с вышеуказанными проблемами следует существенным образом доработать законодательно-нормативную базу их своевременного решения.
Задачи СМИ в решении проблем малочисленных народов.
Одним из главных показателей состояния национальной политики страны
является положение малочисленных народов, численность которых не превышает
50 тысяч человек. Их в Российской Федерации более 60. Проблемы развития
малочисленных народов охватывают на деле весь комплекс вышеперечисленных
вопросов и программ. Как правило, малочисленные народы России образуют
самостоятельные этнические организмы, но есть и тенденции к их объединению
в большие этносы. Каждый из этих этносоциальных процессов требует
специальных государственных программ поддержки и развития. Провозглашенные
в начале демократических преобразований намерения перевести малочисленные
народы, особенно народы Севера, от иждивенческих ориентации к достойному
существованию за счет самостоятельной хозяйственно-экономической
деятельности пока не принесли ничего, кроме разрухи существовавших хозяйств
и системы обеспечения. Места проживания малочисленных народов с учетом
характеристики всего комплекса объективных условий их жизнедеятельности
фактически становятся зонами этнического бедствия. Нужны срочные программы
- микроэкономические и этнокультурные, то есть направленные не на целый
регион, как это уже делалось неоднократно и без пользы для конкретных
народов, а на локальные этнические сообщества, на выживание каждого
отдельного малочисленного этноса.
Стала ясна, в том числе и из международного опыта, необходимость обозначения малочисленных народов в качестве самостоятельных социально-политических и социально-культурных, а в некоторых случаях и экономических субъектов политики, носителей самобытного культурно- исторического и хозяйственного образа жизни на исторической территории предков. Есть опасность, что без разработки и осуществления специальных программ и дальше будут происходить нивелировка и сглаживание уникальных условий жизнедеятельности малочисленных этносов, фактически на повестку дня ставится вопрос об их социокультурном выживании. Долг государства - оградить эти народы от грубого вмешательства в их образ жизни и среду обитания, разработать и осуществить проекты их совместного проживания с другими малочисленными этносами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11