В законотворческой и правоприменительной практике важно в полной мере учитывать данные о состоянии преступности в экономике из максимально возможных источников информации. Эти данные необходимо использовать на всех стадиях правоприменительного процесса.
Необходимо своевременно прогнозировать развитие криминальной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполнительные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.
Значительную роль в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло бы сыграть принятие закона "Об информационных банках данных", изменение Закона "О банках и банковской деятельности", что позволило бы правоохранительным органам осуществлять проверку законности возникновения первичного капитала, законности операций, проводимых субъектами кредитно-финансовых отношений, проверку добросовестности этих субъектов по ранее осуществленным сделкам[[14]].
Актуально принятие более эффективных мер по укреплению взаимодействия различных государственных органов в сфере экономической деятельности, а также этих органов с общественными организациями, детективными и охранными структурами и службами безопасности хозяйствующих, объектов. При этом важно решение задачи по декриминализации территорий и объектов экономики. В тесном взаимодействии служб указанных органов они проводились на АвтоВАЗе, портовых сооружениях Северо-Западного региона и Азово-Черноморского бассейна и г. Находки, угледобывающих предприятиях Кемеровской области.
В поле зрения подразделений по борьбе с экономической преступностью должны находиться: противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом, наличном и валютном рынках, во внешнеэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами, мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке. С целью пресечения вывоза валютных средств из региона необходимо во взаимодействии с органами валютного контроля (органы ВЭК, региональные ГУ ЦБ, территориальные таможенные управления) проводить проверку подозрительных внешнеэкономических сделок, проверять все имеющиеся факты не возврата валютной выручки, контракты на оказание маркетинговых услуг и пр. Особое внимание уделять сбору (взаимодействуя с правоохранительными органами зарубежных стран и НЦБ Интерпола в России) неопровержимых улик, свидетельствующих об умышленном вывозе валютных средств, розыску и задержанию виновных, наработке практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.
Подразделения по борьбе с экономической преступностью, по борьбе с организованной преступностью участвуют в выявлении каналов финансирования бандитских формирований и террористических "группировок. Основной удар наносится по экономическим объектам, контролируемым ими, с целью лишения финансовой подпитки, выводятся из-под криминального контроля продовольственные рынки, обеспечивается свободный доступ на них региональным сельхозпроизводителям.
Итак, основные усилия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с экономической преступностью направляются на:
· проведение мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, в экспортно-импортных операциях, особенно с сырьевыми ресурсами, в процессе приватизации, при обеспечении государственного регулирования оборота подакцизных товаров, при защите бюджетных средств, в том числе направляемых на социальные цели;
· проведение общероссийских мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и проверку законности перевода валютных средств в оффшорные зоны;
· проведение комплексных оперативно-розыскных мероприятий в отдельных отраслях экономики, на хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются основания полагать, что они подконтрольны организованным преступным группам; сообществам либо на них совершаются тяжкие экономические преступления;
· осуществление во взаимодействии с налоговыми и регистрационными органами комплексных проверок достоверности регистрационных данных фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих "нулевые" балансы;
· выявление, предупреждение и пресечение деятельности этнических и иных преступных формирований, действующих в сфере экономики, а также перекрытие каналов поступления материально-технической и финансовой помощи незаконным вооруженным, бандитским и международным террористическим формированиям;
· укрепление взаимодействия и координации всех правоохранительных органов, чёткое закрепление их компетенции и ответственности за конечные результаты правоохранительной деятельности с учетом федеративного устройства Российской Федерации.
Рассмотрев вышеизложенный материал, мы можем сделать некоторые выводы по данной теме:
1. Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.
2. В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.
Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
3. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации / - М.: «НОРМА», 2004. – 47 с.
2. Уголовной кодекс Российской Федерации / – М.: Издательская группа ИНФРА. М-Норма, 2004. – 196 с.
3. Абалкин Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегства капитала из России // Вопросы экономики. 2002. – №2. – 52 с.
4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. / - М., 2001. – с. 462.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. / - СПб., 2002. 128 с.
6. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы с преступностью» Сб. материалов, В 3ч. Ч3. – Воронеж: ВИ МВД России, 2003. – 162 с.
7. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. - М., 2003. – 461 с.
8. Долгова А.И. Криминология. / - М.: НОРМА, 2002. – 848 с.
9. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая часть / - М.: Издательская группа ИНФРА, 2003. – 813 с.
10. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. – СПб., 2003. – 891 с.
11. Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2002. – 713 с.
12. Криминология: Курс лекций / Под ред. В.А.Лелекова, С.Т.Гаврилова, А.П.Ильяшенко, А.В.Долгова. – Воронеж: ВИ МВД России, 2004. – 142 с.
13. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – 734 с.
14. Уголовное право России. Общая часть. Учебник / - М.: Юристъ 2002. – 512 с.
[1] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – С. 238.
[2] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – С. 385.
[3] Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2002. – С. 438.
[4] Долгова А.И. Криминология. / - М.: НОРМА, 2002. – С. 139.
[5] По состоянию на январь 2003 г. в 8 регионах подобные центры были созданы, в 41 их было решено создать. В ходе проведенных сотрудниками Центра мероприятий пресечена преступная деятельность начальника отдела международных расчетов одного из московских коммерческих банков, который по системе электронных расчетов "СВИФТ" неоднократно направлял в банковские учреждения других стран (США, Францию, Чехию) фиктивные аккредитивы. Своевременно принятые меры позволили предотвратить готовившееся хищение в сумме свыше 113,8 млн. долларов США.
[6] В ходе проверки выполнения Федеральной целевой программы "Сахарный диабет" и деятельности предприятия по производству инсулиновых препаратов ОАО "Российский инсулин" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, ущерб составил несколько миллионов долларов США. Выявлены тяжкие экономические преступления, связанные с хищением и нецелевым использованием пенсионных средств в отделениях пенсионных фондов республик Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Ставропольского края, Астраханской, Воронежской, Смоленской и Иркутской областей. Общая сумма ущерба, причиненного их противоправной деятельностью, составляет свыше 800 млн. рублей.
[7] В результате проведенной в 2003 г. правоохранительными органами операции "Бумеранг-2" по противодействию незаконному вывозу валютных средств и ценностей из России возвращено свыше 185 млн. долларов США, взыскано штрафов на сумму 130 млн. рублей. На территории сопредельных с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан областей Российской Федерации МВД, ГТК, ФСНП проводилась специальная операция "Граница-99" тю пресечению деятельности организованных групп.
[8] По уголовному делу в отношении президента корпорации "Голден АДА, Инк." возвращено ценностей на 12,5 млн. долларов США. Наложен арест на имущество на общую сумму 144 млн. долларов США.
[9] Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. – СПб., 2003. – С. 500.
[10] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – С. 349.
[11] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – С. 233.
[12] Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2002. – С. 417.
[13] Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. – СПб., 2003. – С. 481.
[14] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – С. 653.