3. выдача на время (как правило, для участия в следственных и судебных процедурах).
Экстрадиция реализуется в таких формах: 1) выдача; 2) отказ в выдаче; 3) отсрочка выдачи; 4) временная выдача; 5) экстрадиционный транзит; 6) передача.
Цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала бы права, свободы и интересы государства. Цели экстрадиции направлены в первую очередь на создание и укрепление единого юридического механизма, в котором задействованы разные государства, обеспечивающие юридические гарантии соблюдения международно-признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданства в сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:
· преступление совершено на его территории;
· преступник является гражданином этого государства;
· преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. (Пример: Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений).
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
· преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
· если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Такие гарантии есть в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно предоставить убедительные доказательства совершенного преступления.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Законодательство многих государств относительно выдачи предполагаемых преступников, принятое в последние годы, направлено на укрепление процессуальных гарантий прав человека при осуществлении процедуры экстрадиции. Это нашло отражение в повышении роли судебного контроля. Роль суда при решении вопросов выдачи неодинакова в различных странах. В одних странах именно суд решает вопрос о выдаче (к ним относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Швейцария), в других - решение суда, разрешающее выдачу, носит рекомендательный характер, окончательное же решение принимает исполнительная власть. Если же суд запрещает выдачу, то такое решение обязательно для исполнительной власти. Это так называемая "люксембургская система" (Люксембург, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция и др.). Существует и третья система: решение суда во всех случаях носит рекомендательный характер.
Наряду с борьбой с преступностью и неотвратимостью наказания, целью всей системы уголовной юстиции также является обеспечение гарантий соблюдения прав человека, вовлеченного в уголовный процесс, недопустимости привлечения к уголовной ответственности невиновного лица.
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве
Гуманизация уголовного процесса, создание действенной системы защиты прав человека, является одним из основных направлений в области уголовной юстиции на международном уровне. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей содержит ряд важных гарантий защиты прав лица, вовлеченного в экстрадиционную процедуру. Главным образом эти гарантии направлены, на защиту интересов выдаваемого лица от возможных преследований со стороны запрашивающего государства и выражаются в форме отказа в выдаче.
Международно-правовой механизм экстрадиции в рамках Европейской конвенции содержит достаточно эффективную систему защиты прав выдаваемого лица от преследований и неправомерного обращения со стороны запрашивающего государства. За пределами такого механизма остаются вопросы защиты прав человека в запрашиваемом государстве. Конвенция исходит из того, что процедура рассмотрения ходатайств о выдаче запрашивающим государством международно-правовыми нормами не регламентируется.
С точки зрения национального законодательства Украины очевидно, что получение запроса о выдаче не может являться основанием для задержания подозреваемого или заключения его под стражу. Все гарантии прав человека, предусмотренные законодательством Украины и ее международно-правовыми обязательствами, должны быть строго соблюдены по отношению к иностранцу, каковым является лицо, подлежащее выдаче. Другое отношение может и должно рассматриваться как дискриминация по признаку гражданства. Считается, что момент задержания и ареста с целью обеспечения процедуры выдачи не следует устанавливать международными договорами. Это является вопросом внутреннего права запрашиваемого государства. Международно-правовое обязательство государства состоит в выполнении требования о выдаче. То, каким образом оно обеспечит выполнение своих договорных обязательств - его внутреннее дело.
В соответствии со статьей 9 Международного Пакта о гражданских из политических правах, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Основания для ареста любого лица, находящегося в сфере юрисдикции Украины является судебное решение или санкция прокурора. Никаких изъятий для лиц, в отношении которых ведется экстрадиционное производство, закон не предусматривает. Следовательно, задержание и арест запрашиваемого лица не могут быть произведены ни на основании запроса (требования) о выдаче, ни на основании постановления о заключении под стражу, поступивших от иностранного государства, без принятия соответствующего решения компетентными органами Украины.
На основании этого можно сделать вывод о том, что распоряжение о заключении под стражу, сделанное компетентными органами иностранного государства, не подлежит исполнению правоохранительными органами Украины, но является необходимым основанием для принятия ими решения об аресте. Когда речь идет об аресте с целью обеспечения рассмотрения вопроса о выдаче, такое решение выносится в соответствии с международно-правовыми обязательствами и национальным законодательством Украины и с учетом просьбы об аресте, поступившей от запрашивающей стороны.
Кроме данных, содержащихся в постановлении о заключении под стражу ("detention order"), а также иных представленных запрашивающей стороной документах, также должны оцениваться все обстоятельства, служащие основанием для избрания такой меры пресечения по национальному законодательству Украины.
Институт экстрадиции представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о экстрадиции - суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека. В любом случае, выдача преступников - не обязанность, а право государства.
В Ы В О Д Ы:
В наше время институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Так же большое влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью.
Нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще не сложилось в полном объеме: оно, как и экстрадиционная практика, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. В связи с тем, что транснациональная преступность не может быть пресечена национальными мерами, вопрос о международном сотрудничестве в сфере уголовного правосудия приобретает особую значимость.
В последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.
Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новой концепции, которая идет на смену концепции правовой помощи. Речь идет о концепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная концепция экстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативном регулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев Ю.Г. «Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве», Москва, Изд. «Зерцало», 2003год.
2. «Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957 года»
3. Конституция Украины, Харьков, Изд. «Одиссей», 2005 год.
4. Мацко А.С. «Мiжнародне право», Киев, 2003 год.
5. Международно-правовые аспекты экстрадиции, Сб. документов, М, 2000год
6. Международные акты о правах человека, Сб. документов, М, 1997 год.
7. Сафаров Н.А. «Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики», Изд. «Вольтерс Клувер», 2005 год.
8. Уголовный кодекс Украины, Харьков, Изд. «Одиссей», 2005 год.