Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.
Статья 42 УИК РФ регламентирует исчисление срока исправительных работ. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
Статья 43 УИК определяет обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: · правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; · контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; · уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 44 УИК определяет порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.
Статья 46 УИК РФ определяет ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: · неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; · неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; · прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Согласно ч.5 ст. 50 исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Существенной новеллой в новой редакции УК РФ является то, что исправительные работы назначаются только лицам, не имеющим постоянного места работы. Данная новелла направлена на увеличение эффективности применения уголовного наказания. Работающим лицам в этом случае может быть назначена более действенная мера наказания, которая окажет на них более ощутимое воспитательное воздействие. В данном случае возможно назначение обязательных работ, которые осужденный обязан отбывать во время свободное от основной работы на различных муниципальных объектах. В то же время, работающим лицам может быть назначено наказание в виде штрафа, которое по замыслу законодателя окажет более существенное воспитательное воздействие на осужденного, чем ранее применяемое наказание в виде исправительных работ, которое осужденные отбывали по основному месту работы. Назначение наказания в виде исправительных работ лицам, не имеющих постоянного места работы имеет своей целью обеспечить их социальную адаптацию с одной стороны, и оказать помощь органам местного самоуправления в укомплектовании малопрестижных вакансий на предприятиях муниципальной сферы, для работы на которые по замыслу законодателя должны направляться лица осужденные к исправительным работам. В данном случае законодатель по своему содержанию в плане места отбывания наказания приблизил исправительные работы к обязательным работам. Хотя возможно, было более бы целесообразным исключить их вообще из системы наказаний, полностью заменив обязательными работами как это делается и очень эффективно в странах Европы. В данном случае по отношению к осужденному наряду с карательной функцией выполняется социальная функция, заключающаяся в трудоустройстве. В данном случае законодатель не сделал никаких ограничений по профилю организаций, куда трудоустраивается осужденный – унитарное предприятие, коммерческое предприятие (ООО, АО и т.д.) или ПБОЮЛ. Подразумевается, что главным фактором в данном случае является факт заключения трудового договора. Весь вопрос в том, захочет ли работодатель заключить с таким работником трудовой договор.
В теории российского уголовного права исправительные работы оценивались неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом[5]. В.Д.Меньшагин также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу[6]. Вместе с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками: · По характеру исполнения - штраф, как правило, единовременное взыскание (за исключением рассрочки платежа), исправительные работы, протяженные во времени. · По социально-правовым последствиям - исправительные работы влекут за собой некоторые ограничения в трудовой деятельности, штраф таких ограничений не влечет. · По порядку исполнения этих видов наказания в случае уклонения от них осужденного - исправительные работы могут быть заменены ограничением свободы или лишением свободы, штраф этими видами наказания заменен быть не может. · Исправительные работы - только основной вид наказания, в то время как штраф может быть и основным, и дополнительным. · Исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным, штраф может быть назначен и таким лицам.
Заключение
Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем.
Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.
При характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить прежде всего ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.
Список использованной литературы
1. Дементьев С.Н. Исправительные работы как меры уголовного наказания. Краснодар.2000.
2. Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Рарог А.И. "Уголовное право", М.: Мунускрипт,2003.
3. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М.2005.
4. Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. - М.,2006.
5. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов М., 2003
6. Конституция РФ 1993. М.,2007.
7. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 1999. № 10.
8. Куринов "Научные основы квалификации преступлений. Учебное пособие для студентов", М.: Издательство МГУ 1984
Л., 2004
9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М.2006.
10. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8.
11. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. М.,2007.
12. Уголовное право. /Под редакцией Козаченко И. Я. - М.: НОРМА,2006.
13. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ
14. Уголовный Кодекс РФ
15. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.2006.
[1] с. 6 - Таганцев Н.С. Русское уголовное право./ Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 2006
[2]Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное
право. Общая часть./ Учебник для вузов
М., 2003
[3] с. 4 -
Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Пособие к лекциям. Часть общая.
СПб, 2005
[4] Уголовно- исполнительный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 N 11-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 16.03.1999 N 49-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 85-ФЗ, от 11.06.2003 N 75-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ). "Российская газета" от 16.01.1997.
[5] Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.
[6] Меньшагин В.Д. О принудительных работах по месту работы//Социалистическая законность. 1938. N 12