Насилие в семье

Насилие в семье

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................... 8

1. Общие положения о преступлениях, совершенных с применением насилия в семье.............................................................................. …………………………..9

2. Характеристики насилия, его формы………………….………………….15

3. Некоторые криминологические характеристики лиц, совершающих преступление с применением насилия, и характеристика потерпевшего………………………………………………………………….25

3.1 Криминологические характеристики лиц, совершающих преступление с применением насилия ………………………….…………………………..25

3.2. Характеристика потерпевшего ………………………….………………36

Заключение...................................................................................................                    …………………………………………………………………..40

Список использованных источников и литературы………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. 38 процентов от общего числа убитых на почве семейно-бытовых конфликтов составляют дети, инвалиды, женщины, неспособные себя защитить. Подлинным национальным бедствием стали убийства, с целью избавиться от больных и немощных членов семьи, завладеть их имуществом.

По данным официальной статистики, в каждой четвертой семье совершается насилие, а процесс семьи не только не ослабевает, а, наоборот, с каждым годом усиливается. В конечном счете, главные жертвы насилия в семье дети и жены. Родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда - самосуды, расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты. Разумеется, что насилие в семье явление не специфическое, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя. Каждый из нас когда-нибудь слышал крики из окон домов или встречал взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки, что было там, за стенами ее дома, ее крепости?

Задачи курсовой работы оценить ситуацию насилия в семье и предложить пути выхода из сложившейся ситуации.


1 Общие положения о преступлениях, совершенных с применением насилия в семье

         Преступление - это предусмотренное Уголовным Законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй, собственность, личность, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное, посягающее на правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом (ч.1 ст.6 УЗ)

В Латвии государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Сатверсме  и иными законодательными актами. Одним из таких актов является Уголовный Закон, предусматривающий ответственность за преступления против здоровья.

 Объектом для этой группы преступлений является право человека на пользование своим здоровьем.

Непосредственный и определяется по конкретным статьям Уголовного Закона и может быть определен как обеспечение анатомической целости тела человека и правильное функционирование его тканей и органов.

Вред здоровью[1] - это телесные повреждения, то есть нарушение анатомической целости органов и тканей или иных физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия на человека различных факторов внешней среды.

Уголовный Закон различает виды преступности, которые подразделяются на 3 категории именуемые преступлениями: менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие (ч.3,4,5. ст.7 УЗ), а также выделяют неоднократность преступлений (ст.25 УЗ), совокупность преступлений (ст. 26 УЗ) и рецидив (ст.27 УЗ). Кроме того, в законе предусмотрена ответственность за особые способы причинения повреждения: побои, мучения, истязания, установление которых не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта. Решением этого вопроса относится к компетенции следствия, прокуратуры и суда.

С субъективной стороны данные преступления могут совершаться действием или бездействием и состоят в причинении вреда здоровью другого человека. Причинение вреда своему здоровью в абсолютном большинстве случаев не является преступлением.

Тяжесть причиненного вреда здоровью определяется на основании специальных судебно-медицинских правил.

С субъективной стороны причинение вреда здоровью по большинству составов совершается умышленно. Виновный сознает, что в результате его действий причиняется вред здоровью другого человека, и желает либо сознательно допускает его наступление.

Мотивы преступления могут быть любые.

К преступным деяниям в отношении здоровья лица можно отнести следующие ст. 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132 УЗ.

Рассмотрим преступления против здоровья, сопряженные с умышленным причинением вреда определенной тяжести.

В Уголовном Законе Латвии в ст.125. предусмотрена ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств; тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах; тяжкого вреда здоровью при особо отягчающих обстоятельствах. Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью при наличии смягчающих обстоятельств и по неосторожности.

Опасным для жизни признается причинение вреда здоровью, который угрожает жизни потерпевшего в момент его причинения и при обычном его течении заканчивается смертью.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 УЗ к тяжким повреждениям относится: потеря зрения, речи, слуха, или какого- либо органа, утрата органом его функций, прерывания беременности, психическое  расстройство, неизгладимое обезображение лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее, чем на одну треть.

Ст.130 УЗ: Умышленное легкое телесное повреждение. Признаками легкого вреда, причиненного здоровью, являются: кратковременность и незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Кратковременным считается расстройство здоровья, непосредственно связанное с повреждениями, продолжительностью не свыше трех недель (21 дня), а также умышленное нанесение побоев.

Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевается продолжительная (может быть на всю жизнь) утрата общей трудоспособности, равная 5%2.

С субъективной стороны преступление совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мотивы могут быть любые.

Рассмотрим термин побои3- это нанесение потерпевшему многократных ударов, следствием которых могут быть царапины, ссадины на коже, небольшие ранки, кровоподтеки.

Если в результате многократного нанесения ударов возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести.

Многократность ударов можно понимать как нанесение определенного количества их одномоментно (в одном месте, в одно время, одному и тому же лицу), так и в течение продолжительного времени по одному удару, не повлекшему кратковременного расстройства здоровья. При такой ситуации важно установить направленность умысла лица. Отдельные удары, которые наносятся потерпевшему, например, ежедневно, могут выступать как способ совершения другого преступления- хулиганства, истязания.

Что касается истязания4 - это преступление представляет собой специфический способ причинения вреда здоровью. Он состоит в причинении физических и психологических страданий потерпевшему путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями.

С объективной стороны - это преступление также относится к материальным составом.

Способы истязания выражаются в насильственном причинении физических или психических страданий.

“Страдать означает мучиться, маяться, терпеть боль, скорбеть, болеть душою (В. Даль)5.

Страдания - не кратковременная, а мучительная длительная боль, испытываемая потерпевшим от истязания.

Физически – это может быть совершено путем многократного сечения (ремнем, розгами), таскания за волосы, кусания и т. д.

Мучительными действиями считаются умышленное длительное лишение еды, питья и тепла, загазованности, запыленном помещении, путем шумового воздействия.

Психическое страдания неразрывно связаны с физическим воздействием на потерпевшего.

С субъективной стороны истязание – это умышленное преступление, совершаемое как с прямым, так и с косвенным умыслом. Виновный осознает, что многократно наносит побои и совершает иные насильственные действия, причиняя  мучительную боль потерпевшему.

Субъект преступления – общий.

Истязанием близких, особенно детей, отличаются люди, жесткие по характеру, неуравновешенные, с низким культурным и интеллектуальным уровнем.

Рассмотрим еще одну статью, связанную с насилием это ст.131 Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по не осторожности.

Основные характеристики ответственности за неосторожное преступление даны в ст. 8 и 10, а также в ст. 123 УЗ.

Особенность анализируемой статьи Уголовного Закона состоит в том, что она устанавливает повышенную ответственность за причинение тяжкого или средней (ст.131 УЗ) тяжести вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных  обязанностей. Видами неосторожной формы вины являются как легкомыслие, так и преступная небрежность.

При наступлении смерти по неосторожности от названных действий виновный несет ответственность по ст.123 УЗ.

Одним из преступлений включающих физическое, так и психическое насилие является изнасилование ст. 159 УЗ. В 2009 году в Уголовном законе были внесены поправки к статье изнасилование, в которой говорится, что изнасиловать могут не только женщину, но и мужчину.

В это преступление входит как физическое насилие, так и психическое.

Объектом преступления по данной статье является половая свобода женщины, то есть право совершеннолетней представительнице женского пола самой решать проблему выбора полового партнера.

Факультативным объектом может быть здоровье потерпевшей и потерпевшего, ибо физическое насилие и угрозы, применяемые насильником.

Способы изнасилования: против воли потерпевшего. Здесь имеется в виду причинение физического либо психического насилия; помимо воли, то есть с использованием беспомощного состояния потерпевшей6.

К преступлениям преступного деяния против нравственности и половой неприкосновенности относятся следующие статьи: ст.160, 161, 162, 162, 164, 165,а так же ст.174 УЗ.


2 Характеристика насилия и его формы

Для начала рассмотрим термин насилие и, что оно означает.

Насилие7 в уголовном праве - это преступное посягательство на личную безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения физического или психического вреда потерпевшему вопреки (против или помимо) его воле путем энергетического (физического) или информационного (психического) воздействия на организм (органы, ткани, физиологические функции, психику) человека.

         Насилие является открытым проявлением самой структуры бытия.

Насилие связывается с целенаправленным ограничением свободы поведения, подчинением, нарушением прав и нанесением ущерба людям и их объединениям, что приводит к определению его через понятие «принуждение». Так, А. А. Гусейнов описывает насилие как внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей, «принуждение, ущерб жизни и собственности, которые осуществляются вопреки воле тех, против кого они направлены». Целью насилия является подчинение лица воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие, а потому насилие определяется им как «узурпация свободной воли, один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком». По его мнению, механизм, технология насилия состоят в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.

Насилие – это «общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения,

представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность».

Таким образом, термин «насилие» получил широкое развитие в общественных науках, что существенно затруднило его дальнейшее понимание в качестве уголовно-правовой категории. Насилие определяют как элемент политической, социальной, экономической организации общества. Мировое сообщество стремится найти и описать единую форму человеческого поведения, несущего в себе содержание разрушающей силы – зло. Так, всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».

В Особенной части Уголовного Закона категория «насилие» встречается при конструировании более сорока составов преступлений. Многие ученые отдали большое количество времени для классификации подходов (путей, позиций) законодателя к урегулированию общественных отношений, порождаемых насилием, пытаясь найти стройную систему там, где ее нет. Причина этого, безусловно, скрыта в отсутствии определенности в отношении содержания уголовно-правовой категории «насилие».

К насилию относят не только весь спектр насильственных действий, охватываемых термином «насилие», но и криминально- уголовные явления, определяемые иными терминами, описывающими действия, которые, по мнению ученых, представляют собой «насилие» в широком его смысле, либо «насилие» является одной из форм их проявления. «В ряде случаев, – пишет Л. Д. Гаухман, – предусмотрены действия, которые по существу представляют собой насилие или могут выразиться в насилии, либо указаны последствия насилия в виде причинения смерти или телесных повреждений».

Уголовный Закон не раскрывает категорию «насилие», поэтому различные авторы вкладывают в нее свое содержание. Большинство ограничивается перечислением силовых действий и их последствий, и лишь немногие пытаются дать общее толкование данной категории. В. И. Симонов разделил современные мнения на четыре группы: а) применение физической силы к потерпевшему; б) всякое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего; в) воздействие на потерпевшего, которое может заключаться в нанесении удара (ударов), причинении телесных повреждений или смерти; г) любое противоправное воздействие на организм другого лица против его воли8.

Другие авторы говорят о том, что насилие, сопровождающее всю историю человечества, не имеет однозначных оценок его истоков, причин и функций, так как всегда необходим анализ конкретной исторической ситуации с учетом особенностей каждой культуры. Исходя из данной позиции, можно выдвинуть и предположить, по крайней мере, две ценностные тенденции в развитии насилия: первая исходит из стремления подавления противоположной стороны, навязывания ей своей воли через систему власти. Вторая опирается на принцип равноправия сторон, стратегию диалога и компромисса9.

Во взаимодействии этих тенденций и выявляется эволюция форм насилия в истории, причем можно выделить два направления:

- движение от явных форм насилия к скрытым;

- стремление к ограничению насилия в контексте утверждения неотъемлемых прав человека.

Вопрос заключается в том, какое из этих двух направлений является преобладающим, главенствующим в рамках социального прогресса. Эволюция общества свидетельствует о постоянном росте значимости насилия в социальных отношениях. В традиционных обществах насилие чаще всего выступало в формах непосредственной реакции на «чужого» вплоть до его уничтожения. Индустриальное общество продолжило эту тенденцию, но здесь преобладающими становятся формы косвенного (скрытого) насилия.

С точки зрения многих ученых индустриальное общество расценивается как общество агрессии, где ее инстинктом выступает интеллект как основа рационалистического подхода к миру. Если разум устанавливает истинность, каких- либо идей, то все остальное - проблема технологии деятельности, задача которой реализация истины, посредством силового давления на объект. Наиболее явно эта логика отразилась в марксистской трактовке насилия, где насилие рассматривалось как объективный фактор социального прогресса, что на языке классовых отношений означает, что насилие имеет только социальные причины и характерно только для эксплуататорских обществ. Соответственно была обоснована идея необходимости и благотворности революционного (прогрессивного) насилия как способа утверждения общества без насилия.

Практическая реализация этих идей в XX веке показала их ограниченность и неприемлемость логики насилия, которое, будучи развязанным, в конечном итоге, выливается в  мораль смерти, убийства и террор.

Помимо всего вышесказанного, нельзя не отметить два хорошо разработанных подхода к пониманию насилия. Это социобиологический и экологический подходы.

Согласно первому насилие связано напрямую с генетической природой человека. Например, на основе этологических (наука о животных) подходов к изучению агрессии среди животного мира некоторые авторы пришли к выводу, что человек также обладает своего рода наследием внутренне присущей ему агрессии. Именно эта черта человека связана с развитием оружия и организацией войн, хотя в человеке нет биологически неконтролируемых механизмов агрессии как среди других живых существ, Лоренц пишет: «Когда человек достиг стадии обладания оружием, одеждой и социальной организацией и тем самым преодолел опасности голода, замерзания, нападения диких животных и когда эти опасности перестали быть основными факторами в процессе естественного отбора, тогда селекция на основе врожденной враждебности должна была сойти на нет. Фактором, который отныне стал влиять на процесс естественного отбора, стали войны между враждебными соседствующими племенами»10.

Что касается традиционной и современной трактовки насилия, то она сводится к следующему: насилие (агрессивность) - это применение или угроза применения силы индивидом или социальной группой (в прямом или косвенном смысле) с целью принуждения других индивидов или социальных групп к определенному поведению, господство одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни для завоевания тех или иных прав и привилегий.

Кроме того, одна из причин актуальности проблемы насилия в настоящее время - все более возрастающая тенденция общей неудовлетворенности и нарастание внутреннего напряжения, чувства агрессии со стороны внешнего мира, и все это происходит на фоне современной социально-экономической нестабильности. Рост негативных переживаний неукоснительно влечет за собой депрессивное состояние личности, апатию или, напротив, склонность к повышенной жестокости и конфликтности. Насилие незаметно становится нормой нашей жизни, ведь для России и для других стран мира проблема насилия во все времена являлась одной из первостепенных и жизненно важных.

Насилие подразделяется на формы:

- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений человеку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание.

- Психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на человека, а также предъявление пострадавшему требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

- Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий11.

- Эмоциональное насилие над ребенком — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Насилие в отношении женщин проявляется во многих формах. Оно может принимать форму физического, сексуального, психологического  насилия. Все эти формы насилия взаимосвязаны, и женщина может подвергнуться насилию в любой из этих форм в течение всей своей жизни - от рождения до самой смерти. Вместе с общественными изменениями меняются, и модели насилия и появляются новые его формы.

Некоторые формы насилия, такие, как торговля людьми, распространяются по миру, невзирая на государственные границы.

Помимо этого насилие в отношении женщин ведет к их собственному обнищанию и обнищанию их семей, общин и стран. Оно подрывает продуктивность экономики, отвлекает ресурсы государственных учреждений и нанимателей и препятствует формированию человеческого капитала.

Насилие в отношении женщин представляет собой сложное явление, которое характеризуется множественностью проявлений и влечет за собой далеко идущие и долговременные последствия и потери. Для его искоренения нужны всеобъемлющие, систематические и решительные меры.

Бытовое насилие и изнасилования являются причинами 5% всех расстройств здоровья среди женщин в возрасте от 15 до 44 лет в развивающихся странах и 19% в развитых странах.

 Насилие до и во время беременности чревато серьезными медицинскими последствиями, как для матери, так и для ребенка. Насилие ведет к повышению риска осложненной беременности и родовых патологий, в том числе выкидыша, преждевременных родов и рождения младенца с пониженным весом.

Ребенок, вынужденный наблюдать систематическое насилие в семье, с большей вероятностью допустит такое насилие в собственных межличностных отношениях, став взрослым.

Что касается детского насилия, то такое насилие, на взгляд автора, ужасно.

Рассмотрим физическое насилие над детьми.

Физическое насилие - одна из самых распространенных форм насилия над детьми. Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний. Различие между физическим насилием и физическим наказанием существует скорее в общественном сознании, чем в реальной жизни. Когда говорят о насилии, формируется обычно образ родителя-монстра, алкоголика, либо психически больного, получающего удовольствие от страданий ребенка. Когда же говорят о физических наказаниях, как правило, имеют в виду обычных родителей, беспокоящихся за судьбу своего ребенка. При этом многим кажутся вполне допустимыми наказания ребенка за провинности ремнем, избиения различными случайно оказавшимися под рукой предметами, подзатыльники, тычки.

Практика работы с детьми, пострадавшими от физического насилия, и с родителями, применяющими физические наказания, показывает, что такие наказания легко переходят в насилие и что граница между насилием и наказаниями достаточно условна. С одной стороны, действия, которые внешне выглядят, как обычные наказания, могут являться способом разрешения эмоциональных проблем родителей, с другой стороны, родители, очевидно жестоко обращающиеся с ребенком, зачастую искренне считают, что делают это для его же блага.

И то и другое может приносить серьезный вред ребенку, его развитию и здоровью. Различия в мотивации родителей в применении физических воздействий, выявляемые, как правило, в процессе психологической работы, оказываются незначительными по сравнению с физическими и психологическими последствиями применения физических наказаний.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:

Дети как источник проблем - родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.

Нетипичная семья - жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

Пьянство порождает агрессию - ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины, ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям12.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Самое обидное, что решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

 


3. Некоторые криминологические характеристики лиц, совершающих преступления с применением насилия и характеристика потерпевшего

3.1. Некоторые криминологические характеристики лиц, совершающих преступление с применением насилия

Под личностью преступника понимается совокупность ее социально-значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями на преступное поведение. Преступник как лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, привлекает внимание различных юридических наук. В уголовном праве изучается «субъект преступления», в уголовном процессе оперируют понятиями «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый», в уголовно-исполнительном праве фигурирует «осужденный». Все эти понятия закреплены в праве, а лица, которыми они обозначаются, имеют четко определенный правовой статус, юридические права и обязанности. В отличие от этого криминологическое понятие «личность преступника» в законе не упоминается. И, тем не менее, выделение преступников из всей массы людей производится, прежде всего, на основе юридического критерия, а именно - факта совершения лицом преступления.

Личность преступника в криминологии рассматривается, во-первых, как обобщенный статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения, проживающего на определенной территории в тот или иной период; во-вторых, как особый социальный тип, получивший название «криминогенный тип личности»; в-третьих, личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное деяние13.

Сущность личности, как правило, проявляется в двух аспектах внешнем, который характеризуется признаками социальной деятельности человека, и внутреннем, который оценивается на основе его социальной направленности. На внешнем уровне характеристику личности составляют ее реальные проявления в основных видах деятельности, которые закрепляются в социальном статусе и социальных функциях. На внутреннем уровне личность оценивается на основе отношений человека к основным видам его социальной деятельности, представляющей нравственно-психологические установки14.

Совершение лицом преступления свидетельствует о том, что данный индивид, раз он не в ладах с законом, охраняющим наиболее важные общественные отношения, определенно пренебрегает интересами других людей, проявляет в какой-то степени антиобщественную позицию, диапазон которой весьма широк.

Отправной точкой изучения личности преступника будет, само преступление. В нем как разновидности деятельности субъекта проявляются определенные качества, совокупность которых в криминологической литературе называется общественной опасностью личности преступника. Но человек, совершивший преступление, обладает и положительными свойствами. Они, как правило, реализуются в различных сферах жизнедеятельности и в совокупности характеризуют позитивную  направленность. Таким образом, о личности преступника нужно судить на основе соотношения негативной и позитивной направленности.

Как считают некоторые авторы, что есть немало людей, которым свойственны негативные признаки, но они не совершают преступлений. Многие специалисты и авторы полагают, что у преступника такие свойства приобретают определенную критическую массу, от которой появляется эффект нового качества т.е. способность совершать преступление. Это качество и данной науке получило название «криминогенность» и дало основание для выделения криминогенного типа личности. Криминогенность личности возникает не в момент совершения преступления и, проявившись в нем, «не исчезает» вместе с ним. Криминогенность - это свойство не врожденное, а приобретенное в процессе взаимодействия негативной микросреды с индивидуальными особенностями человека.

         Как отмечает А. И. Долгова15, тип криминогенной личности отличают следующие компоненты в их совокупности:

1) формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи);

2) наличие системы аморальных проступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после установленных мер воздействия, отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства;

3) отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения;

4) активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т. п.

Устойчивый комплекс из более чем двадцати признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и  нравственно-психологические признаки, распознается у четырех из каждых пяти обследованных преступников.

С учетом изложенного выше личность преступника можно обозначить как совокупность социально-психологических свойств, которые при определенных ситуативных обстоятельствах (и даже помимо  их) приводят к совершению преступления.

Следующим этапом познания личности преступника является изучение ее системной структуры, включающее определенным образом систематизированные группы признаков, характеризующих тех, кто совершает уголовно - наказуемое деяние. Если отвлечься от частностей в трактовке данного вопроса различными авторами, то можно предложить следующую группировку элементов структуры личности преступника: социально-демографические, биофизические, психологические, нравственные уголовно-правовые и криминологические. Любая из названных подструктур не может быть автономной, так как они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое целое16.

1. Социально-демографические признаки: пол, возраст, социальное, семейное и должностное положение, профессиональная  принадлежность, уровень материальной обеспеченности, наличие  или отсутствие постоянного места жительства и др. По существу, это анкетные данные, характеризующие любых людей, все население в целом. Но  взятые  в статистическом выражении применительно к лицам, совершившим преступления, они свидетельствуют о наличии определенных отклонений от норм и в этой, казалось бы, криминологически нейтральной характеристике.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершенные молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и в конечном счете - на образ поведения лица. Абсолютное большинство преступников имеют среднее образование.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, предприниматель, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников. Примерно каждый десятый преступник не является местным жителем, но в некоторых регионах удельный вес таких лиц достигает 30% и даже более.

2. Биофизические признаки — это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы, заболевания (в том числе наследственные) и т. д.

Биологическая природа человека — необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость. Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Обладая определенным психотравмирующим потенциалом, тяжелые хронические заболевания и врожденные физические дефекты ограничивают возможность индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других нормотипических проявлений жизненной активности. Они могут осложнять межличностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими.

3. Нравственные свойства и психологические особенности позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентирах, жизненных стремлениях и ожиданиях.

Не случайно данная группа признаков нередко подразделяется подвиды, в частности выделяются потребностно-мотивационная сфера (потребности и влечения, интересы, мотивы), ценностно-нормативные характеристики сознания (взгляды, убеждения, ценностные ориентиры). Психологические особенности анализируются применительно к интеллектуальной и волевой сферам и т.д.

Для характеристики личности преступника представляют существенное значение его социальная роль и социальный статус. Мотивационная сфера является стержнем нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим ее интересы, потребности, ведущие отношения и активность. Весьма характерным для лиц, совершающих преступления, являются недисциплинированность, своеволие, негативное отношение к труду, к исполнению общегражданских  обязанностей, пренебрежение правилами человеческого общежития.

Среди типичных черт преступников отмечаются также эмоциональная неустойчивость, импульсивность поведения, недостаточность внутреннего торможения, конфликтность. У значительной части преступников констатируются слабоволие, повышенная внушаемость, подверженность негативным влияниям со стороны. Многие наблюдения показывают, что значительная часть преступников страдает психическими аномалиями в рамках вменяемости.

Обилие конкретных нравственно-психологических признаков, характеризующих преступников, делает весьма актуальной задачу их интегрированной оценки, сведения их к некоему общему знаменателю, чем и занимаются сейчас различные ученые-криминологи.

4. Уголовно-правовые и криминологические признаки присущи преступникам. Это данные о виде совершенного преступления, его мотивации, формах вины, единоличном или групповом характере преступной деятельности, уголовном прошлом и т. д. Именно они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления.

Криминология (генетика и криминолого-генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества “по полочкам” (способен - не способен, умен - не умен, предрасположен - не предрасположен), “приговаривая” его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым каких-либо перспектив. С учетом вышесказанного, т.е. не забывая про этическую сторону, следует отличать правонарушителей по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, помня, что по тем же признакам они схожи между собой, образуя достаточно устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.

Классификация и типология личности преступников, их основания.

Для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего, следует отметить, что  классификация и типология, при всей их схожести, не одно и то же. Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием такой критерии, как статистическая распространенность  одного или нескольких признаков (группировки на основе демографических данных: пол, возраст; - некоторых социально-экономических критериях: образование, род занятий, факт наличия или отсутствия постоянного места жительства и рода занятий, проживание в городской или  сельской местности; в гражданстве, состоянии личности в момент совершения преступления (опьянение, наркотическое возбуждение), характере  преступного поведения: умышленное или неосторожное; первичное или повторное).

Типология является более глубокой характеристикой разных контингентов преступников. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением.

Термин “типология” тесно связан с содержательным характером разбиения совокупности на группы, с определенным высоким уровнем познания. При этом условно выделяются признаки-проявления и признаки-причины, обеспечивающие содержательный характер разбиения.

В пределах одного типа должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они должны отражать определенные динамические закономерности, детерминационные линии, зафиксированные в криминологических исследованиях. Например, совершение краж (признак-проявление) в результате  устойчивой ориентации лица на преступные средства обеспечения своего благополучия, его безнаказанности после совершения предшествующих преступлений из-за высокого криминального профессионализма (признаки- причины).

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:

- социологических (социально-демографических)

- правовых.

К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами. Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена.

Классифицировать преступников можно следующим образом:

1. Последовательно-криминальный тип17. Для него характерны самая высокая степень криминальной «зараженности», стойкая по охвату личности антиобщественная ориентация, достигающая уровня преступной установки. Совершение преступлений для этих лиц стало своеобразной профессией. Может совершать преступления вопреки ситуации, устраняя при необходимости все элементы, которые мешают достижению преступного результата. В рамках данного типа  выделяются  преступники с преобладанием агрессивно-насильственной либо корыстной мотивации. К последовательно-криминальному типу следует отнести и так называемых асоциальных преступников. Это лица с устойчивой линией преступного поведения, многократно совершающие преступления в силу моральной деградации, обесценения в социальном аспекте качеств личности. Большинство асоциальных преступников не имеют постоянного места жительства, не поддерживают связи с родственниками или не имеют их), занимаются бродяжничеством, нищенствуют. Их преступное поведение обычно отличается импульсивностью, примитивным характером действий, своего рода мелочностью, неквалифицированными способами совершения и сокрытия преступлений. В то же время они могут по самым ничтожным поводам совершать особо опасные преступления, вплоть до умышленных убийств

2. Ситуативно-криминальный тип. Формируется по общему правилу в противоречивой среде, соответственно как бы и раздвоена их личность: положительные качества уживаются с отрицательными, причем последние чаще преобладают. Решающее значение в генезисе преступного  поведения имеет именно взаимосвязь, взаимодействие, взаимодополнение отрицательных признаков личности с негативными характеристиками среды. В рамках данного типа также возможно выделение подтипов по критерию мотивации преступных действий и другим признакам. Характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений  непреступного характера, ненадлежащим исполнением требований общественно приемлемых социальных ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с социально-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими  лицами).

3. Ситуативный тип. По основным криминологическим параметрам противоположен первому из выделенных типов. Характерными признаками являются: идейно-психологическая слабость, социальный инфантилизм личности, отсутствие интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться со сложной  ситуацией.

4. Случайный тип. Эти преступники, встречающиеся  сравнительно редко, по своим личностным качествам практически не отличаются от тех, для кого характерно устойчивое законопослушное поведение.

Рассмотренная классификация преступников, как и любая другая, в какой- то мере условна, однако нельзя отрицать значение и пользу изложенной и других классификаций преступников, ибо они позволяют дифференцировать профилактические, исправительные и другие меры противодействия преступности.

Самым важным отличием классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая (наряду с другими методами) - его объяснение, т. е. с помощью типологии  можно  вскрыть его природу, причины, закономерности зарождения и развития, составить прогноз. Типология преступников должна создаваться, прежде всего, с целью объяснения причин преступного поведения.

Криминологическая типология позволяет выделить из  всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий.

1. Корыстный тип18. Могут быть выделены отдельные типы личности преступника, например по мотивам личного обогащения. Однако стремление к повышению материального достатка не является противоправным, и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой цели избираются. Такой тип личности традиционно называется корыстным, но это, скорее всего моральная оценка; понятие корысти обозначает здесь общую направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа приемлемо лишь с такой оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Чаще всего- это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

2. Корыстно-насильственный и насильственный тип. Сложнее определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно- насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса необходимо исходить из того, какие мотивы преступления были главными. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика показывает, что некоторые разбойные нападения, например, организуются лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров, а для того, чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. Стало быть, такие преступления могут совершаться из некорыстных побуждений.

3.Сексуальный тип. Виновных в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений можно отнести именно к этому типу.

3.2. Характеристика потерпевшего

Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.

Следует отметить, что чем значительнее роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает наиболее ярко, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие иногда до степени аффекта, так как воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости. Надо иметь в виду, что около 75—80% преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины и условия возникновения конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления.

Потерпевший19 — это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, особенно если речь идет о преступлении против личности. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не принимается личность потерпевшего, так как очень часто преступные действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями потерпевшего. Его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемого, а иногда (необходимая оборона) и исключать ее. От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений, активная оборона от преступных посягательств, оборона общественных интересов и т. д.

Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах:

«статическая область» - это возраст, пол, национальность, служебное положение и т.д.; ряд этих признаков требуется выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях) и т. д.;

«динамическая область», т. е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, и связь этого поведения с поведением преступника20.

К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относятся анализ следственной и судебной статистики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:

1) влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия, и 

2) индивидуальных особенностей личности.

Эти особенности личности характеризуются типом нервной высшей деятельности потерпевшего, чертами его характера и т. д. Жизненный опыт имеет большое значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях, преступлениях на транспорте, в области нарушений правил техники безопасности. На поведение потерпевшего оказывает существенное влияние правосознание: знание закона, своих прав дает дополнительные возможности при отражении преступного нападения, создает убежденность в правоте действий, препятствующих преступному посягательству.

При изучении преступления на уровне индивидуального преступного поведения потерпевший представляет интерес в той мере, в которой его поведение вписывается в событие преступления и несет в себе заряд криминогенности. Таким свойством обладает отрицательно оцениваемое обществом причинно связанное с преступлением поведение потерпевшего21.


Заключение

Сегодня женщины, а так же их дети все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса.

Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями и только если будет принят соответствующий закон.

К сожалению, в Латвии на государственном уровне статистика по этому вопросу не ведется. По неофициальным данным, однако, каждый год серьезные травмы в результате насилия в семье получают около 120 женщин. В 2008 году в стране насильственной смертью умерла 491 женщина и ребенок, в первой половине 2009 года - 242.

По данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), 70% от всех погибших насильственной смертью женщин умерли от рук своих мужей или супругов. В мире доля женщин, которые подвергались насилию, составляет от 30% до 60%. В ЕС жертвами насилия в семье становилась каждая четвертая женщина, ежегодный показатель составляет 6%-10%22. На сколько нам известно, что в нашем Уголовном Законе Латвии нет главы, посвященной семье. Автор полагает, что нужны поправки к Уголовному Закону, и добавить главу “Насилие в семье”, где выделялись бы отдельные статьи  с разными последствиями, как для ребенка, так и для женщин:

-         Побои;

-         Истязание;

-         оскорбление и унижение;

         И применить соответствующее наказание лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, или арестом, или штрафами.

Что касается несовершеннолетних детей, если родители регулярно наносят ребенку побои, наносят психологическую травму и привлекались к уголовной ответственности, то за такими родителями нужен особый контроль.


Список использованных источников и литературы

Нормативные акты:

1)    Уголовный Закон. Рига,  2009.

Литература:

2)       Baumanis J. Kriminalatbildiba par vardarbibu pret nepilngadigo/ Nepilngadigo drosiba un tisibu aizsardziba. Starptautiskas zinatniski praktiskas konferences materiali.- Riga: Latvijas Policijas akademija, 2008g

3)       Judins A. Lai izprotam nepilngadiga jedzienu. Kriminallikuma// Jurista 4. decembris, №. 179.

4)       Jiridisko terminu vardnica.- Riga; Nordik, 1998.

5)       Krastins U. Juridisko terminu vardnica.- Riga: Nordik, 1998.

6)       Krouss Dz. Vardarbibas un atpazisana. Informativais materials skolotajiem.- Riga: R. C. “Dardedze”, 2000.

7)       Valentija Liholaja noziedzigu nodarijumu kvalifikacija: likums. Teorija. Prakse. Otrais papildinatais izdevums. Tiesu namu agentura, 2007.

8)       Абельцев С. Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. Москва, 2000.

9)       Алексеев А. И. Криминология. Классификация преступников. Курс- лекций. Москва, 1999.

10)  Бурлаков В. Н. Личность преступника. Учебное пособие. Л., 1986

11)  Васильев В. Л. Юридическая психология. Москва,1991.

12)  Гилинский Я. И. Криминология, теория, история, социальный контроль. СПб- Москва- Харьков- Минск, 2002.

13)  Журубятьев И. В. Личность потерпевшего в современном уголовном праве. Монография- Оренбург, 2004.

14)  Криминология. Издательство Юристь. Москва, 2000.

15)  Комментарии к УЗ, Особенная часть, фирма “ AFS”, Рига, 2000.

16)  Лоренц Конрад Что есть насилие? СПб., 1999.

17)  Максимов С. С., Ревин В. Л. Насильственные преступления в сфере семейно- бытовых отношений и прблемы их профилактики. Москва, 1993.

18)  Под редакцией проф. РФ Кузнецовой Н. Ф., Миньковского Г. М. Криминология. Издательство 1994.

19)  Иншаков С. М. Криминология учебник, Москва, 2000.

20)  Под редакцией Кузнецовой И. Ф., Тежковой И. М. Курс Уголовного права. том 1. Общая часть. Учение о преступление.

21)  Раппопорт Рой Антропология насилия. Москва, 1980.

22)  Скретнева Н. В. Криминологическая характеристика насилия. Сибирский юридический вестник 2003- № 3

23)  Симонов В. И. Уголовно- правовая характеристика физического насилия. конд. юрид. наук.- Свердловск, 1972.

24)  Сердюк Л. В. Насилие: криминологическое и уголовно- правовое исследование. Издательство “ Юрлитинформ”, 2002.

25)  Токарчук Р. Е. Понятия и виды насилия. Омск, 2008.

26)  Учебник под редакцией акад. Кудрявцева В. Н., проф. Эминова Е. Ф. Криминология. Москва, 1997.

27)  Уголовное право. Особенная часть. Издательство Норма. Москва, 2001.

28)  Шестаков Д. А. Семейная криминология. Семья- конфликт- преступление. СПб., 1996.

Интернет ресурсы:

29)  #"Times New Roman">30)  http: // vidahl. gava.ru Словарь В.Даль


[1] Уголовное право. Издательство Норма. Москва, 2001.

2 Комментарии к УЗ, Особенная часть. Фирма “ AFS”, Рига, 2000.

3 Уголовное право. Издательство Норма. Москва, 2001

4 Уголовное право. Издательство Норма. Москва, 2001.

5 Словарь В.Даль http: // vidahl. gava.ru

6 Уголовное право. Особенная часть. Издательство Норма. Москва, 2001

7 Скретнева Н. В. Криминологическая характеристика насилия. Сибирский вестник 2003-№3

8 Симонов В. И. Уголовно- правовая характеристика физического насилия: конд. юрид. наук.- Свердловск, 1972

9 Скретнев Н.В. Криминологическая характеристика насилия. Сибирский юридический вестник- 2003, №- 3.

10 Лоренц Конрад Что такое насилие? СПб, 1999.

11 Токарчук Р. Е. Понятие и виды насилия. Омск, 2008.

12 Шестаков Д. А. Семейная криминология. Юридический центр. Теория и практика уголовного права и уголовного процесса. СПб-2003.

13 Сердюк Л. В. Насилие: Криминологическое и уголовно- правовое исследование. Издательство “Юрлитинформ”, 2002

14 Алексеева А. И. Криминология. Москва,1999.

15 Криминология: учебник под редакцией акад. Кудрявцева В. Н., проф. Эминова Е. Ф. 1991.

16 Сердюк Л. В. Насилие: криминологическое и уголовно- правовое исследование. Издательство Юрлитинформ- 2002

17 Алексеев А. И. Криминология. Классификация преступников. Курс лекций. “ Щит-М”, 1999.

18 Бурлаков В. Н. Личность преступника. Учебное пособие. Л., 1986.

19 Жеребятьев И. В. Личность потерпевшего в современном уголовном праве. Монография. - Оренбург, 2004

20 Васильев В. Л. Юридическая психология. Москва, 1991

21 Сердюк Л. В. Насилие: Криминологическое и уголовно- правовое исследование. Издательство Юрлитинформ, 2002.

22 http://rus.delfi.lv/news/daily/europe/8-marta-kak-evropejskij-prazdnik.d?id=30431073




Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать