Организация работы следователя по расследованию преступлений

Структурный анализ исследует саму структуру расследования, определяет ее составные элементы, расчленяет их на более мелкие. «Структура расследования состоит из таких основных элементов, как цели расследования и действий участников расследования по достижению эти целей».[38] Формирование целей охватывает определение предмета расследования и конкретизацию предмета доказывания. И.М.Лузгин[39] цели расследования подразделял на общие, специальные (возникающие на различных этапах расследования: розыск подозреваемого, проверка доказательств т. д.), особенные (получившие отражение в круге обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу), частные (задачи, возникающие при подготовке и производстве отдельных следственных действий). Вся деятельность следователя представляет собой деятельность по достижению целей расследования: от частных до общих. Данные, полученные при решении частных задач используются для достижения общих целей.

В целом, посредством структурного анализа исследуются объекты. на которые направлено воздействие при расследовании, изучаются связи между ними. Все это значительно упрощает расследование, исключает ошибки при проведении следственных действий.

Функциональный анализ предстоящей деятельности по расследованию преступления используется для наиболее целесообразного распределения функций среди участников расследования в зависимости от качеств, необходимых для выполнения каждой функции (объем необходимых знаний, физических навыков, специальных навыков, специальных инструментов).

В криминалистической литературе современного периода[40] много внимания уделяется проблемам организации функций следователя. Функции следователя – это «камень преткновения» взглядов многих ученых-криминалистов в вопросах современного состояния предварительного следствия и его реформирования. Существуют три точки зрения по определению функций следователя:[41]

1. Следователь должен выполнять только функции уголовного преследования. Следователь расследует преступление, стремится обнаружить лицо, его совершившее, и заканчивает дело, составляя обвинительное заключение. Таким образом, следователь является органом уголовного преступления, но на которого возлагается обязанность собирать не только доказательства, обвиняющие кого-либо в совершении преступления, но также и доказательства, оправдывающие это лицо.

2. В соответствии со второй точкой зрения, следователь выполняет множество процессуальных функций. Кроме трех основных процессуальных функций (обвинение, защита и разрешение уголовного дела), следователь может выполнять такие функции, как раскрытие преступлений, уголовное преследование, предупреждение преступлений, исследование обстоятельств дела, пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и т. д.

А.В.Дулов считает, что следователь выполняет функции сбора необходимой информации, поиска, исследования и обобщения собранных фактов, их проверку, организации деятельности других участников, контроля за их действиями, защиты их прав, воздействия, фиксации всех полученных фактов в материалах уголовного дела, формулирование результатов и выводов расследования.[42]

3. Исходя из третьей точки зрения, функция следователя определяется, как особая комплексная функция – функция расследования (или предварительного следствия). В процессе своей деятельности следователь выступает и как представитель обвинительной власти, так как обязан собирать доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, но вместе с тем он должен собирать и оправдывающие доказательства, он может возбудить уголовное дело, но в то же время может отказать в его возбуждении, он проводит следственные действия и по собственной инициативе, и по ходатайству обвиняемого и его защитника.[43]

Таким образом, функции следователя, на наш взгляд, это большое организационное начало расследования преступления, требующее процессуального закрепления в уголовно-процессуальном законе. Кроме того, функции следователя требуют более конкретной организации.

Расследование преступлений необходимо анализировать и как процесс развития. Для этого применяется генезисный анализ, что дает возможность углублено исследовать этапы расследования. Это позволяет следователю устанавливать очередность выполнения своих функций, контролировать выполнение предыдущих следственных действий, фиксацию их результатов.

В качестве управленческих средств организации расследования закономерно, на мой взгляд, использовать и методы организации. Любая целенаправленная деятельность человека должна осуществляться при помощи совокупности методов. Понятие метода можно сформулировать как «сознательно избранный (рекомендованный) способ осуществления теоретической или практической деятельности, обеспечивающий предельную упорядочен-ность ее осуществления, достижение целей благодаря применению определенных приемов, их комплексов». [44]

Подробно на проблеме методов я остановлюсь в главе 3 своей работы.

4. Тактические средства.

Необходимо отметить, что в тактических средствах организации расследования находят свое воплощение и процессуальные, и психологические, и управленческие средства. К тактическим средствам организации расследования можно отнести тактические средства самого процесса расследования (тактические приемы, комбинации, операции). Так, тактическую операцию можно рассматривать как: 1) форму взаимодействия следователя с оперативно-розыскными службами, различными инспекциями, общественными формированиями; 2)средство алгоритмизации процесса расследования; 3) средство реализации методов расследования.[45]

Методы расследования организуют весь процесс расследования в целом, мыслительную деятельность следователя. Взаимодействие следователя с другими органами является, по своей сути, так же средством для повышения уровня организации расследования.

5. Технические средства.

Деятельность следователя по организации расследования в настоящее время невозможно представить без применения различных технических средств. Они используются для решения трех основных задач: 1) организации и координации действий в процессе расследования преступления; 2) организации труда следователя; 3) накопления и выдачи информации о совершенных преступлениях, лицах их совершивших, об изъятых с мест происшествия следах и т. п.

Технические средства сконцентрированы в специальных следственных чемоданах; рабочие места следователя, по мере финансовых возможностей, оснащаются техникой связи, фиксации, обработки информации. Кроме того, ведение различного рода учетов, картотек выступает в качестве вспомогательных средств организации.

Говоря о техническом оснащении организационной деятельности следователя, следует признать, что в данной плане правоохранительные органы нашего государства сильно уступают соответствующим органам государств Западной Европы, США. Поэтому, возможно, в перспективе и у нас для целей организации будут созданы различные автоматизированные информационные системы для накопления данных о содержании расследования, решения встающих перед следователем множества информационно-поисковых и других задач при расследовании преступлений.


Подводя некоторые итоги данной главы, представляется необходимым решить вопрос о месте организации расследования в криминалистике.

Организация расследования использует данные нескольких наук: криминалистики, уголовного процесса, общей теории организации и управления, прокурорского надзора, судебной психологии и другие, которые в своей основе являются криминалистическими.

Решая вопрос о месте организации расследования в криминалистике, надо исходить из того, что организация – это аспект расследования и, кроме того, является частной криминалистической теорией, «предметом которой являются закономерности формирования структуры расследования как деятельности. Объектом деятельности по созданию структуры расследования и условий для его оптимального производства.»[46]

В настоящее время получили развитие новые формы взаимодействия следователя с иными структурами правоохранительных органов, и иными структурами гражданского общества, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности.

Оправдала себя практика организации специализированных подразделений оперативных службах и следствии.

В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел – раскрытие тяжких преступлений.

В работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы.

В связи с создавшимся положением необходимой и важной главой данной дипломной работы является проблема взаимодействия следователя с иными структурами.





ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ДРУГИМИ СТРУКТУРАМИ


§ 1. Организация взаимодействия следователя с органами дознания


С точки зрения науки философии взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – объективная и универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.[47] Переходя на более низкий уровень можно рассматривать конкретно взаимодействие органов внутренних дел так, как это делает наука ОРД: Взаимодействие – деятельность, заключающаяся в наиболее целесообразном выборе и реализации организационных и тактических мер, направленных на создание оптимальных условий для решения задач борьбы с преступностью путем осуществления упорядоченных и взаимоувязанных действий двух или более субъектов. Еще более конкретизируя понятие и оставаясь в рамках науки ОРД можно вывести что: Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников. Там же приводятся формы взаимодействия вышеуказанных органов. Это: 1. Законность 2. Научность 3. Плановость 4. Общность интересов 5. Нормативность 6. Равенство прав субъектов. Основным нормативным актом, регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений».[48] Данный иормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы как то:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать