Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

5.Условное осуждение по своей юридической природе представляет собой специфическую форму условного освобождения от реального отбывания назначенного наказания, поэтому правильнее его называть условным освобождением от отбывания наказания, место которого в главе 12 УК РФ "Освобождение от наказания". Диссертант рассматривает условное осуждение в качестве самостоятельной меры уголовно-правового характера, формы реализации уголовной ответственности на стадиях назначения наказания и исполнения приговора и считает, что нельзя применять повторно условное осуждение к несовершеннолетнему, совершившему тяжкое преступление в период отбытия лишения свободы условно за тяжкое преступление. Для чего ч.62 ст.88 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

          Гипотеза исследования названные объект, предмет, цель и задачи позволили сделать вывод о том, что проблему повышения эффективности общественного воздействия на несовершеннолетних осужденных как средства их исправления можно решить при условии:

- глубокого изучения, обобщения и анализа позитивного опыта по проблеме исследования, накопленного юридической и психолого-педагогической наукой;

- использования имеющегося опыта участия благотворительных, общественных и религиозных организаций (объединений) в воспитательной деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних;

- совершенствования правовой базы для реализации общественного воздействия на несовершеннолетних осужденных;

- осуществления комплексного подхода к педагогической деятельности воспитательных колоний различных субъектов реализации общественного воздействия как средства исправления несовершеннолетних осужденных.

        Теоретическая и практическая значимость работы состоит в научном обосновании специфических закономерностей, проявляющихся в применении действующих норм об уголовной  ответственности несовершеннолетних. Материалы настоящего исследования конкретизируют особенности уголовного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних, что позволяет обеспечить наиболее эффективное практическое применение полученных результатов.

        Актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловили его цель – проанализировать действующее уголовное законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних.

       Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:

1)    дать общую характеристику уголовной ответственности несовершеннолетних, а также определить понятие и сущность уголовной ответственности несовершеннолетних;

2)    рассмотреть содержание уголовной ответственности несовершеннолетних: определить и проанализировать виды наказания и особенности их применения в отношении несовершеннолетних;

3)    проанализировать особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;

4)    подвести итоги проведенного исследования, определить необходимые профилактические меры, которые способствовали бы предупреждению преступности несовершеннолетних и, вместе с тем, отвечали бы требованиям современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

I.I.Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве.

       Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.

       В соответствии со ст. 87 УК "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет". Таким образом, закон придает принципиальное значение возрасту лица на момент совершения преступления. Однако следует учитывать, что в ряде случаев слово "несовершеннолетний" в УК указывает на лиц, не достигших совершеннолетия ко дню применения нормы (а не на момент совершения преступления). Например, ст. 88 УК предусматривает, что "лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях". Тут в части ограничения срока наказания правовое значение имеет возраст на момент совершения преступления, а в части назначения его в воспитательных колониях - на момент применения нормы (т.е. понятие "несовершеннолетний", данное в УК, в ряде случаев требует ограничительного толкования).

            Как основная проблема субъекта преступления, возраст уголовной ответственности и в нашем государстве, и во многих странах мира достаточно динамичен. Данное обстоятельство, как представляется, объясняется в первую очередь волей законодателя, который исходит из соответствующих исторических условий развития общества и проводимой уголовной политики государства по борьбе с преступностью на определенных этапах его развития.

         При этом, устанавливая возраст уголовной ответственности, законодатель учитывает данные медицины, психологии, педагогики и других наук, а также исходит из типичных для большинства подростков условий их развития и формирования на разных стадиях жизненного пути, что характерно для нашего государства. [ 11 ]  

       I.II.Установление возраста несовершеннолетнего.

           Проблема возраста является крайне важной для уголовного права, поскольку возраст, являясь необходимым признаком субъекта преступления, включен в структуру механизма уголовно-правового регулирования через систему уголовно-правовых отношений, возникающих каждый раз при совершении преступления. Уголовный кодекс  Российской Федерации не содержит специальной нормы, предусматривающей понятие возраста, он лишь указывает на возрастные границы наступления уголовной ответственности, если лицо совершило какое-либо преступление.[ 9 ]

        М. М. Коченов  отмечает, что понятие возраста, например, можно употреблять в законе чаще всего в одном смысле — как указание на количество прожитого человеком времени, а основаниями уголовной ответственности являются сам физический возраст и способность в момент совершения преступления регулировать свое поведение. В свою очередь, Л. В. Боровых определяет возраст через количественное понятие, хотя за количеством прожитых лет, как правило, пишет она, кроется качественная наполняемость этих периодов, а это дает возможность предположить само сущностное определение категории «возраст» как периода в развитии любого человека.

       Представляется, что наиболее емко и более содержательно сформулировано понятие возраста Р. И. Михеевым, который определяет его как в широком, так и в узком смысле. В первом случае он под возрастом подразумевает календарный период времени, прошедший от рождения до какого-либо хронологического момента в жизни человека, а во втором случае — указанный период психофизического состояния в жизни того или иного лица, с которым связаны как медико-биологические, социально-психологические, так и правовые изменения.

          Таким образом, если говорить о возрасте, с которым законодатель связывает способность лица, совершившего преступление, нести уголовную ответственность, то данный признак субъекта преступления всегда требовал более полного изучения, исследования и осмысления с позиции не только науки уголовного права, но и тесного взаимодействия с ней медицины, психологии, педагогики и других наук.

       Учет особенностей несовершеннолетнего возраста в механизме уголовно-правового регулирования возможен в двух аспектах: во-первых, при определении возрастных границ субъекта уголовной ответственности уголовной ответственности, и во-вторых, определение особенностей реализации уголовной ответственности при уже установленных возрастных границах. [9]

     Любой возраст всегда характеризуется и сопровождается осознанным волевым поведением или действием, а в момент совершения преступления и причинением какого-либо вреда. [ 11 ]  

       Важным и неотъемлемым признаком субъекта преступления является возраст вменяемого лица, совершившего общественно опасное деяние. [ 11 ]   С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечал М.Н.Гернет, возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку “физически” становится возможным совершение определенных преступлений". Процесс социализации человека начинается с раннего возраста.  По словам И.С.Кона, “человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества”. В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности . Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего. [2] Следует заметить, что как теория уголовного права, так и уголовное законодательство различных правовых систем, а также нашей страны связывают с возрастом субъекта преступления наступление уголовной ответственности. Так, согласно ст. 20 УК РФ 1996г., уголовной ответственности подлежит только совершившее преступление лицо, которое достигло установленного законом возраста 14 или 16 лет. Сам же уголовный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей понятие возраста, он только указывает на возрастные границы наступления уголовной ответственности, если лицо совершило какое-либо преступление. Следовательно, исходя из предписания уголовного закона, вытекает противоположное положение о том, что лицо, не достигшее установленного законом возраста, совершившее преступное деяние, не может быть привлечено к уголовной ответственности и, таким образом, не является субъектом преступления. [ 11 ]  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать