Хотелось бы отметить, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 УК РФ, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.
Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 УК РФ, сокращаются и соответственно равны:
а) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и Федерального закона Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать соответствующие органы системы профилактики .
По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Они непосредственно призваны обеспечивать в организационно-управленческом отношении взаимодействие на региональном уровне различных звеньев функционирующей профилактической системы.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений; внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого - педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Органы управления образованием в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; осуществляют меры по развитию сети специальных учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции: участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно - методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений..
Социально - реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально - психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно - просветительных и иных мер
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие: подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел; другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, доставляют несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции: выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних.
Уголовно - исполнительные инспекции органов юстиции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.
Органы и учреждения, исполняющие постановление судьи .
Исполнение постановления судьи обеспечивают: 1) центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел - в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа; 2) орган управления образованием - в части предоставления путевок для направления несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа в течение 20 суток со дня получения запроса о выдаче путевки; 3) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованная органом местного самоуправления, - в части применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних 4) администрация специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа - в части обеспечения исправления несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении.
В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации проводятся законодательные работы, имеющие цель: устранить противоречия в правовом регулировании Конвенцией и законодательством Российской Федерации ряда важных юридических институтов, определяющих статус несовершеннолетних; восполнить существенные пробелы, имеющиеся в данном правовом статусе, обогатив его регламентацию за счет установленных данной Конвенцией и неизвестных нашему законодательству юридических прав, использование которых существенно расширит возможности позитивного формирования личности несовершеннолетнего (право на выживание и здоровое развитие, на достаточный уровень жизни и др.).
В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов. Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, алиментах, лишении родительских прав и т. д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).
Заключение
УК РФ рассматривает в отдельной главе вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия и суды должны учитывать социально-психологический аспект жизни подростка, уровень сознания, способность осознавать происходящее и давать этому оценку.
Одной из особенностей привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.
За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, по общим же правилам — по достижении шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК).
Несовершеннолетним считается лицо до исполнения ему восемнадцати лет. Это социальное и юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого дня рождения лица. Например, лицо рождено 23 марта 1980 г., его совершеннолетие наступает в 0 часов 24 марта 1998 г. В таком же порядке исчисляется наступление четырнадцати и шестнадцати лет.
Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть признан виновным и ему может быть назначено наказание, в то же время при совершении преступного деяния он может быть и освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Литература
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г.
2. Конвенция о правах ребенка (44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. П.108 Повестки дня. Резолюция 44/25)// Семья, 1990. №22.
3. ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” //Российская газета №121 от 28.06.99
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред.от 08.12.2003.№169-ФЗ)
5. Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания. — Иркутск, 1996.
6. Арькова В. И. Принудительные меры воспитательного характера. — Иркутск, 1978.
7. Булатов И. Г. Вандализм и несовершеннолетние: (Уголовно- правовой и криминологический анализ). — Махачкала,2000
8. Гуковская Н. И., Долгова А. И., Минъковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974.
9. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. — Минск, 1997.
10. Иванов В.Д. Уголовное право. Общая часть.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.
11. Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982.
12. Криминология: Учебник /Под ред. Акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. — М.: Юрист, 1997.
13. Лубшев Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 1997.
14. Настольная книга судьи. М., 1972.
15. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. — Казань, 1993.
16. Примачонок А. А. Совершенствование уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. — Минск, 1990.
17. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. — Иркутск, 1994.
18. Сперанский К. К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. – Ростов н/Д, 1991.
19. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под общ.ред. проф. А.С. Кобликова.- М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М),2000.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Под ред. В.М.Лебедева.-М.:Юридическая литература,1998
21. Чапурко Т. М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних. — Краснодар,2000
[1] Криминология: Учебник /Под ред. Акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. — М.: Юрист, 1997.
[2] Настольная книга судьи. М., 1972. С. 665—690.
[3] См.: Гуковская Н. И., Долгова А. И., Минъковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 5—18.
[4] Лубшев Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 1997.
[5] Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982.
[6] Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под общ.ред. проф. А.С. Кобликова.- М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М),2000.- С.309-315