Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Министерство образования Российской Федерации
Ставропольский государственный университет
К А Ф Е Д Р А У Г О Л О В Н О Г О П Р А В А
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: Уголовное право
_на тему: "Освобождение от уголовной ответственности в
связи с примирением с потерпевшим".
Выполнил: студент
МАМАЕВ И.К.
Проверил: доцент
КИБАЛЬНИК Г.А.
Ставрополь - 2003
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Понятие освобождение от уголовной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Классификация оснований освобождения
от уголовной ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с деятельным раскаянием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с примирением с потерпевшим . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с изменением обстановки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.4. Освобождение от уголовной ответственности
вследствие истечения сроков давности . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.5. Освобождение от уголовной ответственности
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Глава 3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . .44
3.1. Дифференциация уголовной ответственности . . 44
3.2. Средства дифференциации уголовной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….. 53
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие криминогенная обстановка в стране осложнилась и в настоящее время преступность представляет собой реальную угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности.
Рост преступности вызывает социальную напряженность, все возрастающее беспокойство населения за свою личную и имущественную безопасность. Доверие граждан к органам власти и уголовно-правовой политике государства снизилась. Преступность активно препятствует проведению экономических реформ.
Во время перестройки и проведения рыночных реформ только учтенная преступность увеличилась более чем в 2 раза[1]. Коэффициент преступности составил в 1997 году 1800 преступлений на 100 тыс. населения. Опережающими темпами выросла преступность несовершеннолетних и рецидивная преступность. Кроме того, учтенная часть преступлений в 1997 и 1998 годах составила по экспертным оценкам не более 30—40 % от уровня фактически совершенных деяний, а по отдельным видам преступлений — до 1 %.
В 1998 году было зарегистрировано 2,63 млн. преступлений. В их числе преобладают тяжкие преступления — 50-60 %, в частности, отдельные преступления против личности, против собственности, преступления в сфере экономики, коррупция должностных лиц. Опережающими темпами выросло число бандитских нападений, заказных убийств, террористических актов. Только по официальным данным в 1997 году в сравнении с 1996 годом бандитизм увеличился на 4 %, похищения людей — на 28,8 %, угрозы убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества — на 24 %. За пять месяцев 1994 года в сравнении с тем же периодом 1996 года число похищений людей увеличилось на 30,8 %, захват заложников — более чем в два раза.
Насильственная преступность становится все более опасной за счет большей технической оснащенности и вооруженности преступников. В 1997 году по официальным данным органам МВД зарегистрировано более 9000 организованных вооруженных формирований, которые контролируют коммерческие структуры, в том числе банки, легальную и нелегальную экономику. Доходным бизнесом стала торговля оружием. По официальным данным незаконный оборот наркотиков в 1997 году увеличился на 21,1 % в сравнении с 1996 годом и более чем в 5 раз в сравнении с 1990 годом. В стране более 4 млн. человек регулярно потребляют наркотики. Большая часть из них — несовершеннолетние. Спрос на наркотики породил наркобизнес, который приобрел организованный, профессиональный характер и установил международные связи.
Организованная преступность вышла на международный уровень. Особенно активна ее деятельность в экономической сфере (контрабанда, ввоз и вывоз капитала, сырья, природных ресурсов и художественных ценностей, злоупотребления с подакцизными товарами на границе, уклонение от таможенных сборов и т. п.), а также в сфере контрабанды оружия и наркобизнеса.
В целом преступность характеризуется высокой степенью организованности, криминального профессионализма, вооруженности и технической оснащенности. Преобладает корыстная направленность преступности. Для нее характерны агрессивность, крайние формы противостояния преступных группировок при разделе сфер влияния.
Основные причины резкого роста преступности с начала 90-х годов кроются в кризисном состояний экономики, резком социальном расслоении общества, политической нестабильности в стране, а равно в недостатках правоприменительной деятельности.
Поэтому в качестве первого стратегического направления деятельности государства в сфере борьбы с преступностью выделяются совершенствования законодательной базы, в том числе УК РФ, УПК РФ и ряда специальных комплексных законов, регламентирующих борьбу с коррупцией, терроризмом, организованной преступностью, легализацией преступных доходов.
Новый Уголовный кодекс более или менее удачно реализовал принципиальные направления концепции уголовного законодательства Российской Федерации. В частности, в процессе реформы уголовного права была устранена пробельность уголовного закона, которая образовалась ввиду изменения предмета правового регулирования и появления новых видов и форм преступности. В новом законе сделаны решительные шаги по деидеологизации законодательства, признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и т. д.
Значительно изменился такой институт уголовного права как освобождение от уголовной ответственности. Реформа уголовного законодательства внесла в институт освобождения от уголовной ответственности следующие изменения, закрепленные в УК РФ 1996 г.:
1) институт получил окончательное законодательное оформление и регламентирован в отельной главе (гл. 11 «Освобождение от уголовной ответственности»);
2) исключена возможность замены уголовной ответственности (общественной, административной, дисциплинарной);
3) введены новые виды освобождения — в связи с деятельным раскаянием (ст. 75) и в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76);
4) изменились и уточнились формулировки традиционных видов освобождения — в связи с изменением обстановки (ст. 77) и в связи с истечением сроков давности (ст. 78);
5) в отдельной главе, посвященной особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, закреплен лишь один вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних — с применением принудительных мер воспитательного воздействия; однако его регламентация носит более подробный, чем в УК РСФСР, характер.
В частности, появились два новых основания освобождения от уголовной ответственности:
1) освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);
2) освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
В предлагаемой работе рассматриваются особенности новых оснований освобождения от уголовной ответственности, юридическая природа этих оснований, процессуальный порядок и рекомендации для реализации этих оснований, выявление тенденций уголовной политики РФ. Также рассматривается роль института освобождения от уголовной ответственности в другом институте уголовного права как дифференциация уголовной ответственности.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие освобождение от уголовной ответственности
Общепризнанным постулатом уголовного законодательства любой страны является положение о том, что лицо совершившее преступление, обязано претерпеть меры государственно-принудительного воздействия в форме лишений личного, организационного или имущественного порядка. При этом, одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказания, а в их неизбежности[2]. Вместе с тем в ряде случаев, специально предусмотренным в законе, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности.
Досудебное прекращение уголовных дел известно с давних времен и присуще законодательству не только нашего государства, но и многих других стран. Как показал анализ основных тенденции мировой уголовной политики, проведенный ООН, отличительной чертой современных систем правосудия является «процесс убывания» уголовных дел в связи с их прекращением еще в досудебном производстве[3]. При этом, несмотря на различную процедуру осуществления данного института в различных странах, юридическая сущность остается везде одной и той же — прекращение уголовного дела при наличии факта совершения преступления. Государственное принуждение — вынужденная, крайняя мера воздействия на лиц, преступивших уголовный закон.
Освобождение от уголовной ответственности тогда можно признать обоснованным и справедливым, когда оно не препятствует охране прав и свобод личности, всего правопорядка от преступных посягательств и вместе с тем способствует исправлению виновного лица, предупреждению совершения новых преступлений, иными словами, когда оно соответствует задачам уголовного законодательства и позволяет достичь целей наказания без его реального применения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9