Подследственность уголовного дела
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ
Кафедра УП и К
Предмет: уголовный процесс
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
"ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ УГОЛОВНОГО ДЕЛА"
Содержание
лист
Введение. 3
Глава 1.Общие понятие об общих условиях предварительного
расследования. 5
Глава 2. Понятия и виды подследственности уголовных дел. 17
Заключение. 22
Литература. 23
ВВЕДЕНИЕ
Предварительное расследование – это одно из наиболее важных действ уголовного процесса. Предварительное расследование – самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.
Основанная на законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящей большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Пока еще нередки случаи нарушения сроков предварительного расследования, осуществление такового некомпетентными органами, игнорирования процессуальной самостоятельности следователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному расследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и без возбуждения уголовного дела.
Необоснованное производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговою полицию, иные правоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.
Необоснованный отказ в применении средств стадии предварительного расследования часто подрывает принцип неотвратимости ответственности, создает возможность не изобличенным преступникам совершать новые преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственных органов.
Глава 1. Общие понятия и общие условия предварительного расследования.
Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела можно говорить в разных значениях.
Так предварительное расследование это:
1) вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия уголовного процесса;
2) осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени задач, (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность следователя или (и) органа дознания;
3) уголовно-процессуальный институт;
Понятие предварительного расследования как стадии не относится к числу дискуссионных в юридической литературе и определяется всеми процессуалистами, по существу, одинаково. Под предварительным расследование понимается следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со своими задачами и границами.
Однако иногда некоторые ученые не видят различия между понятиями «предварительное расследование» и «стадия предварительного расследования».
А.А. Гарницкий считает: «Предварительное расследование – стадия… уголовного процесса, в которой органы следствия или дознания опираясь на помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводя работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава преступления или основания для направления дела в суд».
«Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий … уголовного процесса, также пишут Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткулин. Эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство следователя или органа дознания и завершается составлением и утверждением по нему обвинительного заключения или прекращением уголовного дела (в отношении невменяемых также направлением материалов в суд для применения мер принудительного лечения)». Данные определения применимы к характеристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.
Предварительное расследование рассматривается в основном как деятельность. Поэтому предварительное расследование принято считать, может осуществляться в двух формах. В форме дознания и в форме предварительного следствия.
П.С.Ефимычев считает, что существует и третья форма предварительного расследования – это протокольная форма досудебной подготовки материалов.
По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые его называют разновидностью дознания, другие – порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи – административной деятельностью, самостоятельной формой расследования. Более оптимальным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме как особого досудебного производства.
Однако как бы не именовали эту деятельность, она, несомненно, включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме – это не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно- процессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела.
Предварительное следствие ведется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службой безопасности и федеральными органами налоговой полиции. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники службы следственных отделов ФСБ, а также прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.
Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями. Он, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им санкций или согласия прокурора на совершение определенных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде (ст.127 УПК). Но закон предусматривает возможность для следователя, при несогласии с указанием прокурора, касающимися привлечения в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, направления дела для предания обвиняемого суду или его прекращения, направить все материалы вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки письменных доводов вышестоящий прокурор либо отменяет приказание нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие другому следователю.
Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в производстве следователя. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно- розыскной деятельности и другими актами. ЕЕ выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными подразделениями.
Законодатель различает две формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Оно начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности срок такого дознания – один месяц; по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания (ст. 120 УПК).