Полномочия прокурора по делу поступившему к нему с обвинительным заключением

В тоже время недопустимо и другое: запоздалый осмотр места происшествия, несвоевременное производство обыска, нерешительность при выборе места пресечения, безынициативность в поиске свидетелей и т.д. – все может привести к невольной утрате доказательств и, в конечном счете, к провалу всего расследования.

Обе крайности опасны для правосудия. Чтобы избежать их, любая ошибка следователя должна быть исправлена тот час, без промедления. Установленные законом крайне сжатые сроки расследования не позволяют прибегать в таких случаях к обычной для прокурорского надзора инстанционной процедуре обращений и уведомлений. Требуется, и на практике постоянно осуществляется, оперативное вмешательство прокурора в процесс расследования. Но прокурорский надзор предупреждающий, выявляющий, а затем непосредственно своей властью устраняющий нарушения закона или иные упущения следователя и есть по существу руководство следствием, которое позволяет правильно определить главное направление деятельности следователя по конкретному уголовному делу.

Немаловажно и другое. В отличие от других отраслей прокурорского надзора, надзор за расследованием оказывает прямое и решающее влияние на позицию прокурора в суде в качестве государственного обвинителя – наиболее острую форму борьбы прокуратуры с нарушениями законности. Но, лишь осуществляя руководство, работой следователя, принимая непосредственное участие в  производстве важнейших следственных действий, вовремя исправляя ошибки, допущенные при расследовании, прокурор приобретает фактическую и юридическую возможность  твердо отстаивать в суде, с трибуны государственного обвинения, свою точку зрения по вопросу о доказанности  преступления и виновности подсудимого.

Итак, прокурорский надзор за следствием органически включает в себя оперативное процессуальное  руководство следствием. Более того, руководство следствием со стороны прокурора – единственный способ обеспечить законность действий следственных органов, без него не возможен эффективный надзор за исполнением законов, в стадии предварительного следствия. Процессуальное руководство прокурора заключается в том, что он не опротестовывает как в других отраслях  надзора незаконные акты предварительного следствия, а в соответствии с предоставленными ему правами принимает властно - распорядительные решения.

Распространяется ли этот вывод на следователей органов внутренних дел? Отличается ли прокурорский надзор за деятельностью этих следователей прокуратуры? Эти вопросы получили двоякое разрешение в уголовно- процессуальной литературе. Высказывалось мнение, что между надзором за следствием в органах внутренних дел и в органах прокуратуры существует качественное различие. В первом случае прокурор только надзирает, во втором – руководит расследованием.

С этим мнением трудно согласиться. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуального руководства следствием, вывод может быть  только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к следователям прокуратуры.1

Прокурор, безусловно, осуществляет процессуальное руководство предварительным следствием, безотносительно к ведомственной принадлежности органов, ведущих следствие.

Осуществляет ли прокурор процессуальное руководство расследованием, производимым этими органами, т.е. руководит ли прокурор  расследованием в форме дознания?

Рассмотрим полномочия начальника следственного отдела. Согласно ст. 127.1. полномочия начальника следственного отдела сведены к следующему: начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК.

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными Уголовно-процессуальным Кодексом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.



Существует мнение, что прокурору несвойственно руководит дознанием, что в отношение органов дознания прокурорский надзор сводиться лишь к наблюдению, т.к. органы дознания административно не подчинены прокурору.

Действительно прокурор не наделен правом административного руководства милицией. Но он осуществляет руководство милицией в той части, в какой ее деятельность входит в уголовный процесс, т.е. производством дознания. Иными словами, прокурор осуществляет процессуальное руководство той деятельностью милиции, которая носит процессуальный характер и выражается в производстве расследования в форме дознания. Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции дает письменное указание о расследовании преступлений. Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными. «Каждая из форм прокурорского  надзора в рассматриваемой сфере прокурорского надзора в рассматриваемой  сфере уголовно-процессуальной деятельности сочетает руководство расследованием и обеспечение законности действий органов дознания и предварительного следствия. Именно реализация форм надзора, обладающих властно-распорядительными свойствами, ставит прокурора в положение субъекта, осуществляющего процессуальное руководство  расследованием».1

Право на процессуальное руководство предварительным расследованием со стороны прокурора не отменяет процессуальную самостоятельность следователя. Он активный участник уголовно-процессуальной деятельности.

Итак, надзор за предварительным расследованием состоит в осуществляемом прокурором процессуальном руководстве деятельностью органов расследования; такое руководство в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на все органы предварительного следствия и дознания, за деятельностью которых прокурор осуществляет надзор, и не зависит от их ведомственной принадлежности.

В Уголовно-процессуальном Кодексе в ст.211 говориться, что, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено Уголовно-процессуальным Кодексом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

Прокурор осуществляет также и иные полномочия, предоставленные ему УПК.

В ст.212 УПК подчеркивается, что указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 уголовно-процессуального Кодекса.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать