Понятие и цели уголовного наказания

Предполагается, что такое построение перечня может повлиять на решение суда, ориентируя его на выбор более мягкого вида наказания. При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 8 "О ходе выполнения судами Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. N 1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы" от 25 октября 1996 г., определяя подсудимым срок лишения свободы или переходя к другому, более мягкому виду наказания, суды должны иметь в виду, что только справедливое наказание, учитывающее характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, все смягчающие и отягчающие обстоятельства, может способствовать достижению предусмотренных уголовным законом целей наказания[10].

В перечне видов наказания, предусмотренных статьей 44 УК РФ, отсутствуют увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание.

Статья 44 УК должна применяться с учетом ст. 88 УК, которая устанавливает перечень видов наказания, назначаемых несовершеннолетним.

Положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2001 года[11].

Перечень видов наказания, содержащийся в данной статье, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В статье 45 УК РФ, как и в УК РСФСР, виды наказаний классифицируются на только основные, основные и дополнительные и, наконец, только дополнительные. Перечень последних по существу остался прежним. Изменение перечней и основных видов наказаний, применяемых с дополнительными, связано с общим изменением перечня видов наказания.

Статья 45 УК РФ. Основные и дополнительные виды наказаний. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.

Только основными, как и ранее, считаются такие виды наказания, которые не могут назначаться как дополнительные к другим видам наказания и ни в коем случае не могут назначаться, если они не указаны в санкции статьи, предусматривающей ответственность за преступление, по которому выносится приговор. Это положение не распространяется на случаи назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, в случае назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

При совершении нескольких преступлений каждое основное наказание имеет самостоятельный характер. Основные наказания исчерпывающим образом перечислены в санкциях статей, устанавливающих ответственность за отдельные преступления. Основные наказания несочетаемы друг с другом, поскольку назначение двух или нескольких основных наказаний одному лицу нецелесообразно по организационно - экономическим соображениям и неэффективно.

Наказаниями, которые могут выступать в качестве основных и дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются наряду с только (исключительно) основными и рационально дополняют потенциал воздействия основного наказания. Статья 45 УК относит к ним штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса (ст. 46). Это указание закона закрепляет судебную практику, сложившуюся при применении предписаний УК РСФСР.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47). В этом случае в законе также закреплена сложившаяся судебная практика.

Дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется по усмотрению суда с учетом личности виновного и только при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (см. комментарий к ст. 48).

Дополнительная мера наказания в виде конфискации имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. Законодатель ограничивает возможности установления конфискации только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, совершенными из корыстных побуждений.

Назначение дополнительного наказания является правом суда, но не его обязанностью. Решение об этом обосновывается судом таким же образом, как и иные решения о назначении меры наказания осужденному.

Исходя  из того,  что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как  самими  осужденными,  так и иными лицами,  рекомендовано судам при постановлении  приговора  обсуждать  вопрос  о применении наряду с основным  наказанием  соответствующего  дополнительного наказания.

При этом следует иметь в виду,  что дополнительные наказания могут быть назначены к любому виду основного наказания, предусмотренного санкцией  закона.   Однако  лишение  права  занимать  определенные должности  или заниматься определенной деятельностью не может быть   применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание      предусмотрено  санкцией  статьи  Особенной части УК РФ как один из       основных видов наказания.

Если   закон,    по   которому   квалифицируется   совершенное  преступление,      предусматривает     обязательное     назначение дополнительного  наказания,  то неприменение этого дополнительного наказания   может   иметь   место   лишь   при   наличии  условий, предусмотренных  статьей  64  УК РФ,  и должно быть мотивировано в  приговоре со ссылкой на указанную статью[12].



§ 2. Отдельные виды наказаний.


Применения такого наказания как штраф обусловлено ст. 46 УК РФ, согласно которой штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного.

Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Штраф находится на первом месте в перечне видов наказаний. Уже из этого следует, что законодатель считает его эффективным видом наказания, который может с учетом обстоятельств дела и личности виновного найти широкое применение в судебной практике. Суд должен обязательно рассмотреть возможность назначения штрафа в случаях, когда этот вид наказания предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК[13].

Штраф оказывает психологическое воздействие на осужденного, подтверждая упрек государства совершившему преступление, и влечет существенные материальные последствия, которые могут сделать невыгодными и опасными для преступника многие виды имущественных и иных преступлений.


Такой вид наказания как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренный ст. 47 УК РФ, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Данный вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам.

В Особенной части настоящего УК закреплена сложившаяся практика применения данного вида наказания в качестве основного и дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности. Этот вид наказания применялся достаточно часто к лицам, совершившим преступления, связанные с врачебной или иной медицинской, педагогической деятельностью, исполнением инженерных обязанностей, а также к лицам, занимавшим должности, позволявшие принимать юридически значимые решения на государственной службе, в структурах, занимавшихся предпринимательской деятельностью.

Под определенными должностями понимается круг должностей, обозначенных нормативно или обладающих идентификационными признаками, которые позволяют точно выявить содержание судебного запрета. Суд не вправе обозначать запрет занимать должности таким образом, чтобы он допускал расширительное толкование и позволял тем или иным должностным лицам произвольно ограничивать право гражданина на выбор рода деятельности, профессии в соответствии со ст. 37 Конституции РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать