Под общественным порядком как объектом уголовно-правовой охраны следует понимать совокупность общественных отношений, основанных на нормах морали и нравственности, общепризнанных правилах общественного общежития и обеспечивающих нормальные условия труда, отдыха и быта, участия граждан в межличностных контактах с другими людьми и в иных формах общественной жизни. Надлежащий общественный порядок, кроме того, является необходимым условием, определенной предпосылкой полнокровного функционирования практически всех других общественных отношений, непосредственно, т.е. напрямую, не связанных с рассматриваемой социальной категорией, хотя в большей или меньшей степени и зависящей от ее состояния. Общественный порядок в значении социальной категории, будучи урегулированным юридическими нормами различных отраслей права, принимает форму правопорядка.
Общественная безопасность — это такое состояние отношений, которое исключает реальную угрозу (опасность) причинения вреда жизни и здоровью человека, материальным объектам собственности в различных сферах совместной жизнедеятельности людей, главным образом в области работы технических средств (транспорт, объекты атомной энергетики, горные и строительные работы, взрывоопасные предприятия) и с различными веществами (взрывчатых, легковоспламеняющихся, пиротехнических изделий, радиоактивных материалов и т.д.).
Впервые в истории российского уголовного законодательства УК РФ выделяет задачу охраны окружающей среды, что продиктовано современными общественными потребностями, удручающим состоянием природы и расточительным, а порой и хищническимприродопользованием, исключительно высоким уровнем экологической преступности.
Объектом правовой охраны от экологических преступлений выступает здесь специфическая группа однородных комплексных общественных отношений, сложившихся в обширной сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают собой отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения, о которой говорилось выше.
И наконец, последним объектом уголовно-правовой охраны ч. 1 ст. 2 УК называет «конституционный строй Российской Федерации». Достаточно лишь упомянуть, что защите этого важного объекта уголовно-правовой охраны в Особенной части УК РФ посвящена целая гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», десять статей которой (ст. 275–284 УК РФ) формулируют признаки составов соответствующих преступлений, отнесенных, как правило, к категории особо тяжких (п. 5 ст. 15 УК РФ)[4].
Впервые, помимо охраны системы общественных отношений, к числу задач УК РФ закон относит предупреждение преступлений, имея в виду как общую, так и частичную превенцию. Необходимо еще раз подчеркнуть, что эта важная задача наиболее успешно решается в процессе реализации регулятивной и охранительной функций уголовного права. Об этом подробно говорилось выше. Одновременно это свидетельствует о неразрывной связи задач и функций уголовного права в достижении целей уголовной политики российского государства. Часть 2 ст. 2 УК РФ определяет средства достижения задач УК РФ, указывая, что для этого он устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, круг преступных деяний, а также виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные за их совершение.
2. Наука уголовного права
Уголовное право как наука – это отрасль юридической науки, представляющая систему взглядов, идей представлений об уголовном праве, как отрасли российского права, его институтах, путях развития, проблематики, как общетеоретического значения, так и в правоприменительной практики. В предмет изучения уголовного права как науки входит не только предмет регулирования уголовного права как отрасли права, но и иные предметы, требующие своего изучения в рамках курса уголовного права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю, и развитие, как уголовных законов, так и самой науки, а так же законодательный и научный опыт других стран.
Наука уголовного права призвана решать следующие задачи:
1) определять социальную обусловленность и эффективность действия уголовно правовых норм;
2) определять основания и критерии в отношении применения институтов криминализации или декриминализации деяний, а так же перевод одного деяния в рамки регулирования уголовного права, совершенствует уголовное законодательство и практику его применения;
3) изучать зарубежное законодательство, выявлять и обобщать положительный опыт законодательного обеспечения борьбы с преступностью, готовить рекомендацию по его внедрению в отечественную законотворческую и правоприменительную практику;
4) анализирует исторический опыт для возможного избежания повторных ошибок, а так же прогнозирует пути развития уголовного права, разрабатывает концептуальные основы уголовного законодательства, правового демократического государства, и возможные пути построения гражданского общества.[5]
Отличия отрасли уголовного права, от науки уголовного права:
1. Уголовное право имеет четкую законодательную регламентацию, в отличии от науки уголовного права, в которой могут содержаться, как теории, предположения и иных философские категории, которые каждый из изучающих уголовное право определяет по своему.
2. Толкование уголовного право осуществляет законодательно определенный круг субъектов, в отличии от науки уголовного право, которое насыщено толкованием закона разных, всевозможных субъектов права.
3. Наука уголовного права может изменяться без обязательной своей законодательной регламентации, в отличии от этого уголовное право изменяется по средствам специальных, законом закрепленных процедур.
4. Наука уголовного права служит помощником в понимании самого уголовного права.
В заключении данного вопроса необходимо отметить, что уголовное право, как отрасль права и наука уголовного права соотносятся, как теория и практика. Так как практически все начинания в процессе проведения каких либо новел в уголовном законе, в первостепенном своем выражении определяются именно в рамках науки уголовного права, где проводится его анализ и совместимость с принципами и институтами уголовного права.
3. Принципы уголовного права
Под принципами права понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, отражающие экономические, социальные, политические закономерности общества, на которых построена вся его правовая система. Под принципами уголовного права понимаются выраженные в уголовном законодательстве и правоохранительной деятельности руководящие начала, отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития общества, а также этические и правовые представления людей по вопросам уголовной ответственности за совершение преступления. Эти принципы заключены в нормах уголовного права и определяют его поддержание в целом и отдельных институтов.
Это определение охватывает собой как объективный аспект принципов, которые нашли отражение и закрепление в нормах объективного уголовного законодательства, так и субъективный аспект, который выражается в общественном и индивидуальном правовом сознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов. Совокупность различных принципов уголовного права образует систему принципов, на которых основывается уголовное законодательство. Они принизывают всю систему норм уголовного законодательства. Образуя определенную единую и целостную систему, принципы уголовного права не только тесно связаны, но и взаимодействуют друг с другом, проявляют себя вовне в правоприменительном и правоисполнительном процессах именно как неделимое руководящее начало. Каждый отдельный принцип не действует изолированно сам по себе.
Принцип законности. Статья 3 УК РФ, формулируя основное содержание принципа законности, гласит:
«1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».
Как видим, закон выделяет лишь суть, основное свойство принципа законности применительно к уголовному праву, указывая, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия (например, судимость, сроки ее снятия или погашения) определяются только Уголовным кодексом.
Правоприменитель не может по непроизвольному, а тем более, произвольному усмотрению дополнить или домыслить закон такими положениями, которые в нем не содержатся. Закон и только закон определяет преступность и наказуемость деяния. Любой открытый или завуалированный выход правоприменителя за пределы этого императива — грубейшее нарушение принципа законности. Он должен руководствоваться не духом закона, а его буквой.
Принцип равенства граждан перед законом. Принцип равенства граждан перед законом, выражающий суть любой отрасли права, сформулирован в ст. 4 УК РФ. Статья 4 УК РФ почти текстуально точно воспроизводит аналогичный принцип, зафиксированный в гл. 2 Конституции РФ. Данный принцип применительно к уголовному праву требует некоторых дополнительных пояснений. Во-первых, он несет в себе определенные противоречия: к любому гражданину, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д., закон, с одной стороны, предъявляет абсолютно одинаковые требования и устанавливает одинаковые меры уголовной ответственности (в рамках санкции статьи УК), а с другой — он же, учитывая личность правонарушителя и иные конкретные смягчающие обстоятельства совершенного преступления, допускает возможность назначения наказания ниже низшего предела или вообще освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во-вторых, уголовный закон, и в этом его специфика, в определенной мере корректирует действие принципа равенства граждан перед законом нормами трех институтов уголовного права — назначение наказания (гл. 10, ст. 60–70, ст. 73 УК РФ), освобождения от уголовной ответственности (гл. 11, ст. 75–78 УК РФ) и освобождения от наказания (гл. 12, ст. 79–83 УК РФ). За рамками предписаний правовых институтов, обязывающих учитывать личность и иные обстоятельства, уголовный закон к любому лицу предъявляет абсолютно одинаковые требования (запреты или веления), которые предопределены принципом равенства граждан перед законом. И эти положения уголовного законодательства ни в коем случае не противоречат конституционному принципу равенства граждан перед законом, ибо право всего лишь равный масштаб оценки аналогичных поступков, которые, однако, совершаются разными людьми, действующими в разных жизненных ситуациях и при не совпадающих конкретных обстоятельствах. [6]