Правонарушение

Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступ­лением, содержится только в одном  законе – Уго­ловном кодексе РБ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к Уголовному кодексу РБ и подлежат включению в него.

Составы проступков закрепляются в гражданском, админи­стративном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида – административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отноше­ний, нарушаемые соответствующими проступками, а также спо­собы применения за них санкций. Так, административные про­ступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматри­ваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.

Административный проступок – это противоправное ви­новное деяние, посягающее на государственный или обществен­ный порядок, собственность, права и свободы граждан, уста­новленный порядок управления, за которое действующее зако­нодательство предусматривает административную ответствен­ность. Примерами административных проступков являются на­рушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на окружающую при­родную среду, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности и др.[4, c.20-21]

Характерная особенность административных проступков за­ключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными ли­цами, которые принимают решение о применении к нему санк­ций. Административные проступки рассматриваются специаль­но созданными органами – административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами госу­дарственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными ор­ганами и др. Там, где правонарушитель привлекается к ответст­венности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок.

Субъектами административных проступков могут быть гра­ждане и должностные лица. Последние подлежат администра­тивной ответственности за административные проступки, свя­занные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного поряд­ка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполне­ния которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юри­дические лица – предприятия, организации, учреждения – за допущенные ими нарушения законодательства об охране окру­жающей природной среды.[4,c.37]

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавли­вающие тот или иной режим деятельности.[3, c.128]

Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соот­ветствующего предприятия, организации, учреждения. В случа­ях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлече­нии к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.

Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные дея­ния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным не­имущественным благам: чести и достоинству человека, его де­ловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.[4, c.50]

Ведущим принципом гражданского права является требова­ние полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, вле­кущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских до­говоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.

В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.). Мо­ральный вред может и не влечь материальных утрат, как, на­пример, в случае распространения каких-либо позорящих чело­века сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако со­временное гражданское законодательство Республики Беларусь признает возможным возмещать его в денежной форме. Ко­нечно, такое возмещение носит практически чисто символиче­ский характер и служит больше целям наказания правонаруши­теля, нежели реального возмещения морального вреда.[4, c.80]

Субъектами гражданских правонарушений могут быть граж­дане и юридические лица, действовавшие виновно и противо­правно. Однако, как уже говорилось ранее, в гражданском праве допускается ответственность и без вины владельца источника повышенной опасности.

Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между прес­туплением и административным проступком заключается в различной сте­пени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсив­ностью посягательства, реально наступившими или потенциально опасны­ми общественными последствиями.

Вот тот критерий, по которому можно и должно разграничивать проступки и преступления. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может ква­лифицироваться как преступление, если его качественная определен­ность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его общественной опасности существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признавать­ся таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

Вопрос о том, увеличивает ли повторное совершение административ­ного проступка общественную опасность деяния и личности нарушителя настолько, чтобы повлечь за собой изменение юридической природы са­мого проступка и служить основанием для признания его преступлением, и, следовательно, для применения к виновному уголовного наказания, должен быть решен в отрицательную сторону. Совершение лицом правона­рушения повторно может быть отнесено лишь к обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, преступление не есть сумма проступков. Наличие административного взыскания за предшествующий проступок может относиться лишь к личности правона­рушителя, и никак не повышает степени общественной опасности. Кроме того, согласно общему принципу права "лицо, подвергнутое в установ­ленном законом порядке наказанию, не может быть наказано за то же деяние".[2, c.115]

Вместе с тем, имеет смысл установить новые, более четкие крите­рии разграничения преступлений от сходных административных проступ­ков, то есть должны быть учтены такие обстоятельства, которые, зна­чительно повышая степень общественной опасности правонарушения, действительно превращают его в преступление. Это позволит законодательству стать более стабильным, менее подверженным всякого рода изменениям.

Кроме приведенного выше разделения по степени общественной опасности существуют и другие основания классификации правонарушений. Основываясь на наличии экономических, социальных, политических отношений общества, различают три вида правонарушений: в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и др.), в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок), в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности). Возможна классификация правонарушений и по иным критериям (например, в научных целях). Так, можно разли­чать правонарушения, посягающие на духовные или материальные блага, общественные или личные интересы, правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и т.д.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Так, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком или несколькими людьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей законо­дательства и одновременно влечь несколько различных санкций, напри­мер, виновное повреждение здоровья гражданина собственником автомо­биля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материаль­ного вреда, административную (лишение водительских прав) и уголовную ответственность. Существует также и психологическая связь правонарушений: безна­казанность за совершение сравнительно мало опасных (гражданских, трудовых, административных) правонарушений создает уверенность в бе­зответственности и безнаказанности для правонарушителя и других лиц, повинных в них, создает почву для совершения более опасных правона­рушений, в том числе и преступлений.[2, c.121]

С учетом общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифици­руются в качестве правонарушений, и устанавливающих ответственность за их совершение, возникает вопрос о возможности рассматривать сово­купность всех правонарушений как единую сложную систему.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать