Правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества
НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
на тему:
“ Правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества”
Студента группы К2П1-1,
Гурьева В.В.
Москва 2000 год
ПЛАН
Стр.
Введение………….…..……………..……………………………………………..…3
1. Исполнение наказания в виде обязательных работ……………………………..4
2. Исполнение наказания в виде штрафа и конфискации имущества……………8
3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной
деятельностью…………………………………………………………………....11
4. Исполнение наказания в виде лишения специального,
воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград………………………………………………………...13
5. Исполнение наказания в виде исправительных работ………………………...15
Заключение……………………..……………………….………………....………..18
Список литературы…………………………………...………………….…..…….19
Введение.
Уголовно-исполнительное право является преемником пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России еще в прошлом веке. Со второй половины 30-х гг. XX века эта сфера деятельности: в России получила название исправительно-трудовой, а с 1993 г. данное право было названо уголовно-исполнительным.
Современное уголовно-исполнительное право России зиждется на фундаменте трудов предшественников впитав в себя все лучшее и достойное из отечественного нормотворчества к практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощенный прежде всего в международных стандартах обращения с осужденными.
Уголовно-исполнительное право устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний применения иных мер угoлoвно-npaвoвoгo характера порядок и условия исполнения и отбывания наказаний применения средств исправления осужденных, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участил органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных, порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Реализация всего этого широкого круга отношений и составляет собственно уголовно-исполнительные правоотношения. Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний. Кроме того, следуя в русле требований уголовной политики и уголовного права, уголовно-исполнительное право в сферу своего воздействия включает еще исполнение иных мер уголовно-правового характера, не являющихся в собственном смысле наказанием. Совокупность всех этих отношений, нашедших закрепление в том числе в уголовно-исполнительном законодательстве, составляет предмет данной отрасли российского права.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, никакие иные ограничения или ущемление их прав и свобод не допускаются. Статья 10 УИК РФ определяет основы правового положения осужденных. Здесь провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите в равной мере со всеми другими гражданами России. Причем государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов осужденных. В последнем случае речь в основном идет о тех интересах, которые касаются не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Государство, наказывая осужденных за конкретные преступления, не вправе ущемлять интересы указанных субъектов, никоим образом не связанных с совершенными преступлениями. Это правило должно неукоснительно выполняться и в повседневной практике учреждений и органов, исполняющих наказания.
Назначение наказания как меры государственного принуждения, исходя из принципа, закрепленного в Конституции, осуществляется только судом, в чем выражается отрицательная оценка государства по отношению к лицам, совершившим преступления. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Систему видов наказаний можно разделить на две группы:
а) наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества);
6) наказания, связанные с лишением или ограничением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы).
В данной работе рассматривается правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества
1. Исполнение наказания в виде обязательных работ.
Наказание в виде обязательных работ выражается в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Это наказание будет в России осуществляться по мере создания необходимых условий, но не позднее 2001 г. Статья 49 УК РФ продолжительность обязательных работ для осужденных определяет в размере от 60 до 240 часов, в отношении несовершеннолетних осужденных —от 60 до 160 часов. Введение данного вида наказания соответствует требованиям Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (так называемых Токийских правил), рекомендующих, в частности, привлечение осужденных к выполнению общественно полезных работ.
Исполняют наказание в виде обязательных работ уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного (ст. 25 УИК РФ). Из смысла закона вытекает, что привлечение к общественно полезным работам также должно осуществляться по месту жительства осужденного. Конкретные объекты обязательных работ определяются органами местного самоуправления, т. е. администрацией органов муниципального уровня — городов, районов и равных им по статусу территориальных образований (ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г.).
В зависимости от формы собственности предприятия административными актами либо договорами устанавливается квота рабочих мест для осужденных на определенный период. К этой работе может быть подключена и служба занятости, которая согласно Закону "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 22 марта 1996 г.) не исключает незанятых лиц, осужденных к обязательным работам, из числа безработных.
Вид конкретной работы также определяется инспекциями, исходя из наличия объектов труда, с учетом общественных потребностей конкретного города, района, населенного пункта (благоустройство территории, текущий ремонт, палевые работы, сенокос, уборка урожая, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Работа в обязательном порядке должна поддаваться учету и контролю.
Не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) осужденный вызывается и ставится в инспекции на учет, где ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания. Одновременно осужденному выдается направление в конкретную организацию, где он должен работать (при этом могут быть учтены его пожелания по месту и характеру работы). В направлении помимо установочных данных на осужденного указываются время обязательных работ, порядок их исчисления, а также обязанности администрации учреждения, куда направляется осужденный для выполнения обязательных работ. Не исключается отсрочка начала исполнения обязательных работ, например в случае временной нетрудоспособности осужденных либо привлечения к выполнению общегражданской обязанности (военных сборов и др.).
По прибытии осужденного на работу администрация учреждения на основании указанного предписания издает приказ о приеме данного лица на временную работу по конкретной должности, специальности на условиях неполного рабочего дня с оплатой пропорционально отработанному времени. В приказе указывается, что данная оплата ежемесячно перечисляется в соответствующий бюджет. Копия такого приказа направляется в уголовно-исполнительную инспекцию.
Уголовно-исполнительная инспекция ведет помесячный суммарный учет времени, отработанного каждым осужденным, а также следит за правильным и своевременным перечислением заработанных осужденными финансовых средств в соответствующий бюджет.
Во время выполнения обязательных работ осужденные обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, где они работают, добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах весь срок, установленный приговором суда.
Очередной отпуск, отпуск для сдачи экзаменов, каникулы не приостанавливают исполнение обязательных работ, однако с учетом конкретной ситуации уголовно-исполнительная инспекция может предоставить
отсрочку (например, при сдаче выпускных экзаменов). В случае утраты осужденным трудоспособности (при признании инвалидом первой или второй группы) инспекция направляет в суд представление о его освобождении от дальнейшего отбывания наказания. При наступлении беременности у осужденной женщины инспекция входит в суд с представлением об отсрочке исполнения наказания в соответствии со ст. 82 УК РФ.