Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем, что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического течения.
Так, например, Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в терроризме. Естественно, публично называют конкретные имена – Масхадов Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения Российского общества считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его агент. Хотя логика подсказывает, что так быть не может, ради собственной и общественной безопасности граждане готовы поддержать любые античеченские и антикавказские меры.
И это, к сожалению не редкость.
Мировая законодательная и идеологическая практика (за некоторыми исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:
Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.
Внутренний терроризм - место совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.
Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).
ФБР США выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и полицейских объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете ФБР, в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как терроризм. [7 с.148].
Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу, что кошмар не закончится...
За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн" террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость". Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой, сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное, боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и против граждан. В общем, мы не первые. Однако, кроме психологических последствий для отдельных людей, террористические "волны" способны спровоцировать и социальные последствия.
В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены политологами социологами, и управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся цивилизации стала конфликтология, изучающая не только гражданские войны и революции – а также и сферу терроризма. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.
Конфликтология выделяет как отдельную проблему "общество после пережитого насилия". Состояние страха, паники, гражданского гнева, стремление к самообороне и "милитанство" (создание негосударственных правоохранительных структур) являются частью этой проблемы.
Давно стало ясно, что общества, где началась "гонка вооружений" гораздо сильнее подвержены опасности нового насилия; что стремление к индивидуальной безопасности ведет лишь к тотальной опасности... Стремление испуганного общества вооружиться ведет только к нарушениям прав человека, к межобщинным и межэтническим вторичным конфликтам…”
Даже в США, где гражданские инициативы в области безопасности, как правило, поощряются, "синдром последствий насилия" рассматривается как угроза внутренней безопасности. В частности, после взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 году и других терактов, в некоторых штатах стали возникать организации "общественной безопасности", традиционно называемые в Америке "милицией". Они объявляли своей целью предотвращение террора и помощь полиции. На деле же "милиционеры" занялись самовооружением и подготовкой к этническим чисткам. Более того, они вскоре решили, в силу американской ментальности, получить легальное обоснование своей деятельности. Возникло движение "Common Law Courts" - своего рода гражданских судов, которые называли "врагов сообщества" и "приговаривали" их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем – к смерти. В докладе ФБР "Терроризм в США" "гражданские суды" рассматриваются именно как форма терроризма, поскольку их деятельность очевидно попадает под формулировку законодательства США. [8. с.24].
Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное использование страха политиками или масс-медиа.
Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку. В качестве наиболее жестокого примера можно привести Руанду, где политики и радио противостоявших друг другу племен тутси и хуту разожгли (после серии взаимных терактов) такое пламя ненависти, что страна скатилась в пропасть самой страшной в Африке гражданской войны.
Так, в Российской федерации антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после взрывов первой половины сентября стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к "очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской национальности". Московский мэр де-факто санкционирует депортации из столицы...
Показательно, что все "долгоиграющие" террористические конфликты принципиально похожи. "Повстанцы" из мятежной (как правило, близкой к метрополии) колонии (изредка - бывшей) своими взрывами, нападениями, актами в отношении представителей власти стремятся добиться независимости или "наказать" метрополию за политику, проводимую в отношении их компатриотов.
Такие террористические войны длятся годами; кроме национально-политического фактора, они, как правило, осложнены фактором религиозным. Террористы умело пользуются как внутренними противоречиями внутри метрополии, так и иностранной помощью. Нет такой колониальной (в прошлом) державы, которая не нажила бы себе внешних врагов. Принципиальной целью в такой террористической войне является стабильность общества бывшей метрополии - "повстанцы" не ставят целью (да и не могут добиться) изменение социального строя. Их взрывы и другие акты террора "раскачивают лодку", при этом их не особенно заботят горе и беды собственного народа, на который зачастую обрушивается гнев имперской правоохранительной системы. Наоборот - чем жестче ответ на их террор, чем категоричнее анти-(ирланские, баскские, арабские, чеченские) настроения - тем больше потенциальных боевиков придет под знамена террористической войны.
Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами:
никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса;
никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;
должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда, и был вынесен законный приговор;
должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;
государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.
Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются - практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь - я вооружен - мое ружье не должно простаивать - ..." [9 с.21]. Одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.
Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность (awareness), то есть - знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки, довели общество до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.
Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения - трагедия; террористы - преступники.Однако следует учитывать, что: во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12