Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.
Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:
- Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;
- Социально-психологического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних ;
- Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;
- Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и развития.
В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:
Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;
Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.
Третий – последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.
Пониманию взаимосвязи политики как идеи и политики как практики способствует анализ направлений трансформации принципов политики предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права они трансформируются прежде всего в определении:
- объема и характера уголовно-правового запрета (проблема криминализации и декриминализации);
- видов и пределов санкций ( проблема пенализации и депенализации);
- направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи.
Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:
- социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).
- Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).
- Криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).
- Виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).
- Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствам уголовного права. Процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.
Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:
- разработка критериев определения профилактического потенциала права;
- расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного
трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».
- Увеличение числа профилактических норм в УПК и УИК РФ;
- Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
- Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.[9]
Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».
Цель системы правоохранения –обеспечение безопасности в обществе ( защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.
Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.
Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:
1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.
- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.
2.Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.
- последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.
3.Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.
- Усиление профилактического потенциала права.
- Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
- Специализация следователей, прокуроров, судей.
- Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.
4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
- Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.
1. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
- Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.
- Создание единого пространства профилактики.
- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.
- Подход к проблеме с учетом региональных условий.
- Оценка криминогенной ситуации.