Проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России

Игнорирование двойного содержания  цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних,  на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.

Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

-         Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;

-         Социально-психологического состояния общества,  его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних ;

-         Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;

-         Социального контроля (формального и неформального, внутреннего  и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;

-         Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными,  правовыми) ее реформирования и развития.

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:

Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

Третий – последствия.  Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.

Пониманию взаимосвязи политики  как идеи и политики как практики способствует анализ направлений трансформации принципов политики предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права они трансформируются прежде всего в определении:

-         объема и характера уголовно-правового запрета (проблема криминализации и декриминализации);

-         видов и пределов санкций ( проблема пенализации и депенализации);

-         направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи.

Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

-         социальная профилактика (меры,  направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).

-         Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).

-         Криминологическая профилактика (меры,  направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).

-         Виктимологическая профилактика (меры,  направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).

-         Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствам уголовного права. Процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

-         разработка критериев определения профилактического потенциала права;

-         расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного

трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».

-         Увеличение числа профилактических норм в УПК и УИК РФ;

-         Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;

-         Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.[9]

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».

Цель системы правоохранения –обеспечение безопасности в обществе ( защита человека, общества и государства  от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.

Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.

-         Уважение основополагающих принципов прав ребенка;

-         Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;

-         Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;

-         Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2.Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:

-  решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.

-         последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.

-         Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.

-         Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3.Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.

-         Усиление профилактического потенциала права.

-         Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.

-         Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.

-         Специализация следователей, прокуроров, судей.

-         Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

-         Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.

-         Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.

-         Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

1.      Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

-         Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

-         Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.

-         Создание единого пространства профилактики.

-         Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.

  1. Подход к проблеме с учетом региональных условий.

-         Оценка криминогенной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать