Придавая важнейшее значение надзору за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, Генеральный прокурор предписал:
· акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления;
· следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка;
· проверять, реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов дознания;
· активно использовать, предоставленное прокурору Законом об ОРД право давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых;
· принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, должному взаимодействию следователей и органов дознания.
Прокуроры, их заместители, либо другие ответственные работники прокуратуры обязаны лично выезжать на место происшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках.
Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании пп.1 и 2 ч.1 ст. 208 УПК; принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.
В процессе осуществления надзора в стадии предварительного расследования прокурор обязан следить за:
а) правильным решением вопросов о подследственности;
б) соблюдением порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания под стражей;
в) выполнением установленных законом процессуальных сроков;
г) обеспечение представления в суд достаточных материалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ (ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и т.п., а также неприкосновенности жилища);
д) обоснованностью решений о соединении и выделении дел;
е) законностью и обоснованностью процессуальных актов, вынесенных в ходе расследования;
ж) соблюдением требований УПК при окончании расследования и др.
Генеральный прокурор специально обратил внимание прокуроров на необходимость давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с деятельным раскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетних путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, подтверждающих доказанность факта совершения преступления, и условий освобождения лица от уголовной ответственности.
Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего расследования. Кроме того, законом предусмотрено направление следователем и органом дознания прокурору копий ряда постановлений, а также уведомлений о проведенных действиях.
Следует отметить ту новеллу, которая внесена в порядке дополнения ч.4 ст.37 в связи с новыми полномочиями следователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному делу.6
В обязанность прокурора, наконец, входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя (ст. 124 УПК). Деятельность по проверке жалоб - это не только средство обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, но и способ обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования.7
Следствие, производимое органами прокуратуры и внутренних дел, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его производстве определяется характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну ___________________________________
6 Федеральный закон от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) №58-ФЗ/СЗ РФ. 2002. № 22 Ст. 2027.
7 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С.83-85.
из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.8
___________________________________
8 Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996. С.161.
§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК.
Новый процессуальный закон скорректировал понятие предмета прокурорского надзора в сфере дознания и предварительного следствия. В отличие от УПК РСФСР 1960 г., который сформулировал предмет надзора как "осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия", УПК РФ установил, что прокурор осуществляет "надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия" (ст. 37 УПК). Таким образом, если ранее прокурора интересовала лишь деятельность, связанная с исполнением законов, то теперь его внимание должно быть направлено на всякую процессуальную деятельность и ее оценку с точки зрения соответствия закону.
Последняя формулировка правильнее отражает существо предмета надзора, однако, на практическую деятельность прокуроров она, по-видимому, никак не повлияет.
Новый УПК, в отличие от всех предыдущих законов, в числе прокурорских функций на первое место ставит уголовное преследование и лишь затем называет функцию надзора.
Уголовное преследование в качестве прокурорской функции впервые назвал Закон о прокуратуре 1995 г. Новый УПК пошел дальше и зафиксировал, что уголовное преследование является обязанностью прокурора (ст.21 УПК РФ). Впрочем, это не означает, что прокурор теперь переориентирован на обвинительную деятельность, обвинительный уклон. В ч. 2 ст. 6 УПК РФ сказано, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают целям и основополагающим принципам уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Главное новшество УПК РФ - передача от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные права и свободы человека и гражданина.
Закон гласит, что в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следующих процессуальных действий:
· применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
· продления срока содержания под стражей;
· помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
· производство осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
· производство обыска и выемки в жилом помещении;
· производство личного обыска;
· производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
· наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях;
· наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или хранении в кредитных организациях;
· временное отстранение обвиняемого от должности;
· контроль и запись телефонных и иных переговоров (п.5 ч.2 ст.37 УПК РФ).
Конечно, ответственность за незаконные аресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако ответственность у него остается, так как дача прокурорского согласия на то или иное процессуальное действие - это средство прокурорского надзора и без него суд не вправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению соответствующее ходатайство.
К тому же объем работы прокурора не уменьшится, а заметно увеличится: до дачи согласия он должен будет изучить материалы дела, произвести необходимые следственные действия для того, чтобы уяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобы постановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать его исполнение.
Принципиально новое полномочие прокурора - дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. Согласно ч.4 ст.146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При этом к постановлению прилагаются материалы проверки, сообщение о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение или возвращении материалов для дополнительной проверки.
Расширены полномочия прокурора при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовым иммунитетом.
УПК предусмотрел ряд особенностей производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты; прокурора, следователя, адвоката.