Прокурор в уголовном процессе

§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция


Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протя­жении всего производства по делу.

Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследова­ния. Здесь он может принимать следующие решения: о воз­буждении дела или отказе в этом; его расследовании и пер­спективах передачи в суд либо прекращении уголовного дела. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; имеет право истре­бовать уголовное дело, давать указания о его расследовании, отменять или изменять постановления органов предваритель­ного расследования. Прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование подчиненным ему лицам, передать дело от одного следователя другому.

Прокурор обязан немедленно освободить своим постанов­лением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона задержан, подвергнут предварительному заключению или помещен в судебно-психиатрическое учреждение.

Процессуальное положение прокурора в суде существен­но меняется — он утрачивает властно-распорядительные пол­номочия по разрешению дела.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер­живает перед судом государственное обвинение.

Государственный обвинитель принимает участие в пред­ставлении и исследовании доказательств как равноправная сто­рона процесса, высказывает суду свое мнение о квалифика­ции содеянного и мере наказания в отношении подсудимого.

От всех остальных участников процесса прокурор отлича­ется тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.

В случае несогласия с вынесенными в суде решениями, в том числе и с приговором, не вступившим в законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетенции принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный про­курор может опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддер­живает протест и высказывает свое мнение по поводу закон­ности и обоснованности пересматриваемого решения.

Аналогичными полномочиями обладает прокурор и при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.


§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия


Полномочия прокурора по осуществлению надзора за ис­полнением законов органами дознания и предварительного следствия представлены в статье 211 УПК РСФСР.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одно­го раза в месяц исполнение закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избра­нии, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступле­ния, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, со­вершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержа­нии, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемке, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следствен­ных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и ” необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительно следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое fi6 ' передает дело or одного органа предварительного следствия другому от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11)  возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

украшает либо приостанавливает производство по уголовным делам;

дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом;

утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уго­ловные дела в суд.

Прокурор осуществляет также и иные полномочия, представленные ему Уголовно-процессуальным кодексом.


Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляю­щими дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения опера­тивно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также закон­ность принимаемых этими органами решений (ст. 29 закона “О прокуратуре РФ” от 17.11.95).

Перечень органов дознания, надзор за исполнением законов которыми возложен на прокурора, дан в статье 117 УПК.

В соответствии с действующим законодательством органами предвари­тельного следствия являются: следственные подразделения (следователи) про­куратуры, в том числе следователи военных и других специализированных прокуратур; органов внутренних дел, органов ФСБ и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК). Кроме того, в отдельных случаях предварительно следствие вправе проводить лично прокурор (ст. 31 закона “О прокуратуре РФ”).

Полномочия по надзору за исполнением законов ОД и предварительного следствия у всех прокуроров одинаковы. Пределы компетенции различаются по кругу (уровню) поднадзорных органов предварительного следствия и до­знания, а также по положению конкретного прокурора в структуре органов прокуратуры.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие на транспорте, в воинских частях и учреждениях, закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах, в местах исполнения уголовных наказаний, возложен Генеральным прокуро­ром РФ, соответственно, на транспортных, военных прокуроров, прокуроров поисковых частей и прокуроров по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. Надзор за исполнением законов, направлен­ии на защиту окружающей среды, экологических прав граждан осуществляют природоохранные прокуроры (приказ ГП РФ № 24 от 09.04.96).

Особенностью процессуального положения прокурора на данном этапе производства по делу является то, что надзор включает право решать по существу все процессуальные вопросы, возникающие в процессе дознания и предварительного следствия.

Прокурор проверяет законность действий как лиц, производящих дознание, так и лиц, руководящих ими. Надзирая за действиями следователя, прокурор, вместе с тем, обязан осуществлять надзор за действиями следственного отдела и его заместителя по руководству следствием  вправе отменить указания начальника следственного отдела, следя за тем, чтобы он  действовал в рамках требований ст. 127 УПК и не ущемлял самостоятельности следователя.

На стадии дознания и предварительного следствия (кроме производств по делам, подследственным прокуратуре) Ген. прокурором РФ предписано всем прокурорам осуществлять не процессуальное руководство, а надзор за законностью мер по раскрытию преступлений, обеспечением всестороннего и объективного расследования, соблюдением прав всех участников процесса (приказ ГП РФ № 20 от 28.05.92).

Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего периода предварительного расследования и использовать всю полноту предоставленных ему пол­номочий для своевременного выявления и предупреждения нарушений закон­ности, прав граждан.

В соответствии с законом (п. 1 ст. 211 УПК) прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации учете заявлений и сообщений о преступлениях. Чтобы эти проверки проводить квалифицированно, прокурору необходимо знать ведомственные норматив­ные акты, в которых детально расписаны действия по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. Такая регламен­тация содержится, в частности, в Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшестви­ях, утвержденной приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90, в указаниях МВД РФ № 1/3782 от 11.08.94,

Обладая властно-распорядительными полномочиями, прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. При этом прокурор в первую очередь должен обращать внимание на постановления, влияющие на движение дела и нару­шающие права граждан, например, о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (ст. 116 УПК), о привлечении гражданина в качестве обвиняемо­го (ст. 144 УПК), об избрании меры пресечения (ст. 92 УПК), о прекращении дела (ст. 209 УПК), о приостановлении предварительного расследования (ст. 195 УПК) и некоторые другие.

Письменные указания прокурора о квалификации преступления (п. 3 ст. 211 УПК) обязательны только для органов дознания (п. 3 ст. 120 УПК); следователи вправе не выполнять подобные указания (ч. 2 ст. 127 УПК).

Давать поручения органам дознания о выполнении отдельных следственных действий целесообразно только тогда, когда это действительно обусловлено необходимостью скорейшего расследования по делу, обеспечения сохраннос­ти доказательств, предотвращения возможного сговора подозреваемых, сви­детелей.

Поручения должны быть даны в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы у органа дознания было правовое основание выполнять следственные действия по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры и при этом не возникали какие-либо неясности или двусмысленности

Участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия является одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений направленных интересов граждан, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений и быстрого раскрытия преступлений. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры лично выезжали на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, а также совершенных в условиях неочевидности и по другим делам о тяжких преступлениях, исходя из конкретной ситуации (п. 1.7 приказа Ген. прокурора РФ № 10 от 21.02.95).

В соответствии со ст. 23 Конст. РФ прокуроры лишены права санкционировать наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку. Ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Порядок обращения в суд за разрешением на проведение оперативно-розыскных или следственных действий, ограничиваю­щих это право, определен пост. пленума Верх. Суда РФ № 13 от 24.12.93.

Помимо обыска и отстранения обвиняемого от должности, прокурор санкционирует выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ч. 2 ст. 167 УПК); применение залога (ч. 2 ст. 89 УПК); заключение под стражу (ст. 96 УПК).

Правда, в п. 2 ст. 22 Конституции РФ указано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Однако в заключительных и переходных положениях Конституции РФ говорится, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок.

Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным заключением или постановление о прекращении дела, обнаружив нарушения закона, возвращает его в орган дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

В качестве оснований для возвращения дела на дополнительное расследование чаще всего являются: существенное нарушение норм УПК (например, когда рассле­дование проведено лицами, подлежащими отводу; вместо предварительного следствия, когда оно обязательно, проведено дознание и т. п.), неполнота предварительного рассле­дования, которая не может быть восполнена в судебном заседании, наруше­ние права обвиняемого (подозреваемого) на защиту и др.

Указания прокурора о производстве доп. расследования должны быть мотивированными, конкретными, содержать ссылки на нормы УПК, которые были нарушены, предложения о восполнении пробелов в расследовании, о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.

Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным ему прокурорам в целях предупреждения незаконных решений при окончании расследования устано­вить обязательную проверку всех уголовных дел, исключить факты приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказа­тельств и изобличения преступников. Законность прекращения уголовных дел и приоста­новления расследования должна проверяться не позднее одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

Решение прокурора об изъятии дела и передаче его другому долж­ностному лицу или государственному органу должно быть изложено в письменной форме, указанием мотивов передачи дела.


§ 4. Обязательность указаний прокурора

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствий в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном Уголовно-Процессуальным кодексом, являются для этих орга­нов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК.

Дача указаний прокурором — это процессуальное действие. Его порядок регла­ментирован п. 3 ст. 211 УПК, который предусматривает оформление данного действия прокурора в письменном виде. Письменная процессуальная форма названного документа, определяющая порядок деятельности органа дознания и следователя по конкретному уголовному делу является гарантией их процессуальной самостоятельности от возможного произвола.

Указания могут быть даны прокурором по любому делу, находящемуся производстве поднадзорного ему органа предварительного расследования. При этом указание может быть дано на любом этапе следствия или дознания, а также в связи с возбуждением уголовного дела.

Прокурором могут быть даны указания по расследуемому делу как общего  (о проверке версий, выяснении тех или иных обстоятельств и т. п.), так частного (о выполнении конкретных следственных действий, устранении допущенных нарушений закона и т. п.) характера.

Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенции вопросов (в т. ч. и даче указаний) и несет всю полноту ответственности за организа­цию и осуществление надзора. Отменить его указания может лишь вышестоящий прокурор, решения которого обязательны для нижестоящего прокурора.

Прокурор вправе давать указания, не принимая решения по существу дела, а также формулировать указания в принятом им решении. К примеру, в постановлении об отмене постановления о прекращении дела. В таком случае эти указания будут составной частью данного постановления прокурора.

Установив обязательность указаний прокурора, закон, вместе с тем, выявляет те из них, которые следователь вправе не выполнять, если он с ними не согласен и принес возражения вышестоящему прокурору (ч. 2 ст. 127 УПК). К ним относятся указания прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, о направ­лении дела для предания обвиняемого суду (следует понимать — направление дела в суд), о прекращении дела.

Данное положение не распространяется на орган дознания (п. 3 ст. 120 УПК), обжалование которым указаний прокурора, не приостанавливает их исполнения.

Указания прокурора обязательны не только для следователя, но и для начальника следственного отдела, с позицией которого прокурор не связан.

Помимо прокурора, указания органу дознания и следователю могут давать его заместители и помощники при осуществлении ими надзора по поручению прокурора за расследованием конкретного уголовного дела.

Действенность указаний прокурора обеспечивается проверкой их исполне­ния. Установив, что указание не выполнено, прокурор вправе продлить срок его исполнения либо принять иное решение в пределах своих полномочий.




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать