Обыск по постановлению следователя без судебного решения проводится в нежилых помещениях - административных и хозяйственных помещениях (площадях) организаций любой формы собственности, государственных учреждениях. Данная норма отсутствовала в УПК РСФСР. Существующая норма значительно расширила полномочия следователя в процессе расследования порученного ему уголовного дела. Вместе с тем, анализируя ст. 183 УПК "Основания производства выемки", следует обратить внимание на некоторые ограничения прав следователя по изъятию документов, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Целью обыска может быть отыскание документов, заведомо отнесенных к данной категории. Кроме того, обыски могут проводиться в государственных учреждениях, работающих с секретными документами, материалами, изделиями. По нашему мнению, в подобных случаях при вынесении постановления о производстве обыска следует получить санкцию прокурора. Однако сказанное не относится к проведению обыска в случаях, не терпящих отлагательства.
В случаях, не терпящих отлагательства, обыск в жилище (равно как и выемка) может быть проведен без получения судебного решения с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи и прокурора. Признание судом обыска незаконным влечет утрату полученных доказательств.
К охраняемым от разглашения сведениям о личной и частной жизни обыскиваемого лица и его близких относятся данные личного, интимного характера, сведения о состоянии здоровья, усыновлении, совершении нотариальных действий, имущественном положении, записи актов гражданского состояния.
Под их разглашением понимается огласка в устной или письменной форме, в том числе через средства массовой информации.
В производстве обыска (за исключением оговоренных в законе случаев) принимают участие понятые (ст. 60, ст. 170 УПК).
Следователь вправе привлечь к участию в обыске потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их участие обязательно оговаривается в протоколе следственного действия. При необходимости привлекаются подразделения силовой поддержки. Их сотрудники участниками обыска не являются и протокол следственного действия не подписывают.
Участвующим в обыске защитнику и (или) адвокату, которые вправе присутствовать при производстве данного следственного действия, но не требовать его отложения на неопределенное или длительное время, может быть на это время запрещено общаться с обыскиваемыми, а также покидать место производства обыска до его окончания.
В помещении, занимаемом несколькими семьями, обыску подвергаются и места общего пользования (ванная, туалеты, балконы, кухня, коридоры).
Обыск не может производиться в ночное время (с 22.00 до 6.00 по местному времени), кроме случаев, не терпящих отлагательства, а повторный обыск проводится на общих основаниях.
Выемка (ст. 183) - принудительное следственное действие, направленное на изъятие определенных предметов, когда известно их местонахождение.
Выемка в жилище, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, требует судебного решения. Выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится по постановлению следователя с санкции прокурора.
Государственная тайна - это сведения, отнесенные к таковым в порядке, предусмотренном Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Помимо государственной тайны существует понятие конфиденциальной информации - документированных сведений, доступ к которым ограничен государством или собственником информации. Разновидностью конфиденциальной информации являются служебная, коммерческая, врачебная, семейная, личная, а также профессиональная тайна (судебная, адвокатская, депутатская, медицинская, нотариальная). Примерный перечень конфиденциальных сведений содержится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" . К таковым в силу ст. 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" относятся персональные данные, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями на основании лицензии .
Выемка документов, содержащих такие сведения, производится с санкции прокурора.
Не требуется санкции прокурора на получение документов, содержащих личную (конфиденциальную) информацию, от ее собственника, если эта информация не затрагивает интересы третьих лиц.
Личный обыск (ст. 184) - это следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов, документов, ценностей, могущих иметь значение для уголовного дела и находящихся при обыскиваемом лице, в том числе в принадлежащих ему сумках, портфелях, свертках и т.п.
Как самостоятельное следственное действие, личный обыск может быть произведен при наличии достаточных данных полагать, что при обыскиваемом лице такие предметы могут находиться.
Это следственное действие проводится только в отношении подозреваемого и обвиняемого.
Личный обыск, не связанный с задержанием, арестом или обыском в жилище, производится на основании судебного решения (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК), выдаваемого в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК. Без судебного решения личный обыск может быть произведен в трех случаях: 1) при задержании лица в порядке ст. 91 УПК - в отношении задерживаемого; 2) при заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого в порядке ст. 108 УПК; 3) в процессе производства обыска в жилище или помещении при наличии оснований - в отношении любого присутствующего лица.
В случае задержания или заключения под стражу личный обыск может быть произведен органами дознания, следователем, а также администрацией мест содержания под стражей.
В соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску как в процессе приема и размещения в местах содержания под стражей, так и при наличии достаточных оснований подозревать их в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.
В процессе производства обыска в жилище или в помещении, производимого по постановлению следователя или на основании судебного решения, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, либо было замечено, как кто-то из участников обыска спрятал при себе предметы или документы, подлежащие изъятию, следователь вправе обыскать это лицо с занесением его результатов в протокол обыска.
От личного обыска следует отличать досмотр, предусмотренный ст. 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который не является следственным действием и производится уполномоченными на то должностными лицами. Личный досмотр проводится в присутствии двух понятых и также сопровождается составлением протокола. Его результаты, полученные законным путем, могут служить доказательством по уголовному делу.
В отличие от досмотра, личный обыск (ст. 170 УПК) может быть проведен без понятых. Однако следователь по ходатайству участников или по собственной инициативе может принять решение об их участии в обыске.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185) - следственные действия, выраженные в ограничении прав граждан на тайну переписки. Арест на корреспонденцию накладывается в целях: а) получения фактических данных, которые могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу; б) создания препятствий для обмена информацией в процессе расследования между заинтересованными лицами.
Понятием "почтово-телеграфная корреспонденция" охватываются не только сами отправления (сообщения), но и почтово-телеграфные сведения о них.
Виды почтово-телеграфных отправлений - бандероли, посылки и другие почтово-телеграфные отправления. Под "другими почтово-телеграфными отправлениями" в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в качестве почтово-телеграфных отправлений, на которые может быть наложен арест, понимаются посылки, бандероли, денежные переводы, письма, телеграммы, телетайпограммы, факсимильные и иные виды документальных сообщений, передаваемые по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, в том числе и электронная почта .
Учреждения связи - юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие на основе лицензии услуги связи в качестве основного вида деятельности. К учреждениям связи относятся также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе лицензии деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Арест может накладываться как на входящую, так и на исходящую корреспонденцию.
Задержанная почтово-телеграфная корреспонденция может быть осмотрена и изъята. Осмотр и выемка корреспонденции хотя и производятся на основании единого судебного решения, представляют собой разные следственные действия, которые сопровождаются составлением протокола в соответствии с требованиями ст. 166 УПК. Особенностью осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции в учреждении связи является то, что проводятся они с участием понятых из числа работников данного учреждения. Выемка и осмотр могут сопровождаться снятием копий.
Осмотр почтово-телеграфной корреспонденции (в том числе повторный) как самостоятельное следственное действие после производства выемки может быть произведен и вне стен учреждения связи.
Для осмотра и выемки корреспонденции следователь вправе привлечь специалиста и переводчика.
Контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц (ст. 186) допускаются лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Под тяжкими и особо тяжкими преступлениями в соответствии со ст. 15 УК РФ понимаются преступления, за совершение которых судом может быть назначено наказание на срок свыше 5 лет лишения свободы. При этом следует иметь в виду, что тяжесть преступления не всегда определяется статьей, по которой возбуждено уголовное дело или предъявлено обвинение. Иногда в процессе расследования уголовного дела могут стать известными сведения, факты, прямо свидетельствующие о совершении или приготовлении к совершению подозреваемым, обвиняемым или иными связанными с ними лицами, деятельность которых проверяется в ходе расследования возбужденного уголовного дела, другого, ранее не известного деяния, подпадающего под категорию тяжкого или особо тяжкого преступления. Все эти обстоятельства будут являться предметом рассмотрения в судебном заседании.