Непосредственность судебного разбирательства и устная форма его проведения создают условия для цельного восприятия судом и другими участниками процесса всех обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 242 УПК каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же судьей или одним и тем же составом судей. Если судья или кто-либо из судей лишается возможности продолжать участвовать в заседании, он заменяется другим судьей, и разбирательство дела начинается сначала. Неизменность состава суда является важнейшей гарантией непосредственности судебного разбирательства, позволяющей каждому из судей не только непосредственно воспринимать все происходящее в судебном заседании, но и активно участвовать в исследовании всех обстоятельств дела и в принятии итогового решения по нему.
Требование о неизменности состава суда распространяется не только на профессиональных судей, но и на коллегии с участием присяжных заседателей. В целях обеспечения реализации этого требования по уголовным делам, рассматриваемым судом присяжных, закон предусматривает необходимость отбора наряду с основным составом коллегии присяжных заседателей двух, а в зависимости от характера и сложности уголовного дела — и большего числа запасных заседателей, призванных заменять выбывающих из процесса присяжных заседателей. До момента введения запасного присяжного заседателя в основной состав коллегии он обязан на всем протяжении слушания дела присутствовать в зале.
Гласность судебного разбирательства обеспечивается своевременным уведомлением граждан о предстоящих судебных заседаниях (с этой целью в здании суда вывешивается список дел, подлежащих рассмотрению), обеспечивается свободный доступ в зал судебного заседания, присутствующим в открытом судебном заседании лицам предоставляется возможность вести без ограничений аудиозапись и письменную запись, а с разрешения председательствующего — и фотографирование, видеозапись и киносъемку. В качестве одного из направлений развития открытости судебного производства в настоящее время рассматривается опубликование выносимых судами по рассмотренным ими делам приговоров и некоторых иных решений в Интернете и специальных изданиях. Такой опыт имеется, в частности, в суд г.Санкт-Петербурга, в Ленинградском окружном военном суде1.
Закрытое судебное разбирательство, проводимое в отсутствие каких-либо лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства, допускается лишь в строго определенных случаях:
1) если разбирательство может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны (тайны личной; семейной жизни, коммерческой или банковской тайны, врачебной тайн и т. д.);
2) если в судебном заседании рассматривается уголовное дело о преступлении, совершенном лицом, не достигшим возраста 16 лет;
3) если рассмотрение уголовного дела может привести к разглашен сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство. Данное основание для объявления заседания закрытым применяется, главным образом, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности в целях защиты чести и достоинства потерпевших, однако закон не исключает возможности его использования и по другим категори уголовных дел, в том числе для защиты указанных интересов подсудимых, свидетелей и других лиц;
4) если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников, близких лиц (ч. 2 ст. 241 УПК).
Проведение закрытого судебного заседания требуется также при необходимости оглашения в ходе судебного разбирательства переписки, записи телефонных и иных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений лиц либо для исследования носящих личный характер материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, если соответствующие лица не дали согласие на их открытое оглашение или исследование.
В закрытом судебном заседании рассматриваются также ходатайства прокурора, следователя, дознавателя о проведении в ходе досудебного производства следственных действий, перечисленных в пп. 4—9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК.
Определение или постановление о проведении закрытого судебного заседания выносится судом, рассматривающим дело, по ходатайству сторон иных заинтересованных лиц либо по собственной инициативе. Это решение должно содержать указание на то, будет ли судебное заседание закрытым в целом или в определенной его части, а также ссылки на соответствующее предусмотренное законом основание для закрытия судебного заседания и на конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие наличие такого основания в конкретном деле.
Рассмотрение уголовного дела в закрытом судебном заседании производится с соблюдением общих принципов и норм уголовного судопроизводства, установленных Конституцией РФ и УПК. Приговор суда во всяком случае провозглашается в открытом судебном заседании, однако если дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Ознакомление сторон с описательно-мотивировочной частью приговора в таких случаях производится отдельно1.
2. Права и обязанности лиц, участвующих в судебном разбирательстве
Основным участником судебного разбирательства является суд первой инстанции, действующим либо в лице одного профессионального судьи, либо в составе коллегии из трех профессиональных судей (состав суда, в котором наряду с профессиональным судьей участвуют двенадцать присяжных заседателей, весьма условно можно обозначить как коллегиальный, поскольку коллегиально присяжными решается только вопрос о виновности подсудимого — все же остальные вопросы решает единолично председательствующий судья). Судьи, входящие в состав коллегии, пользуются равными правами по разрешению всех вопросов, возникающих в ходе заседания. При этом (на одного из судей, входящих в состав коллегии, или на судью, рассматривающего дело единолично, помимо основной обязанности — принятия решения по существу дела — возлагается дополнительная функция — председательствовать в судебном заседании.
Председательствующий руководит ходом процесса, как в зале судебного заседания, так и в совещательной комнате при обсуждении и принятии решений, принимает все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон. Он:
а) открывает заседание, объявляет состав суда;
б) принимает все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и к устранению из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к делу, направляя ход исследования доказательств в соответствии с порядком, установленным законом и принятым всем составом суда решением;
в) устанавливает личности участников судебного заседания, разъясняет им права и обязанности, обеспечивает другим судьям и иным участникам процесса возможность реализации их процессуальных прав и обязанностей;
г) обеспечивает соблюдение порядка в зале, как участниками судебного заседания, так и публикой;
д) обеспечивает правильное ведение протокола судебного заседания, подписывает его и принимает решение об удостоверении правильности или об отклонении замечаний на протокол; формулирует вопросы, подлежащие разрешению в судебном заседании и в совещательной комнате, оглашает принимаемые судом решения.
Действия и распоряжения председательствующего носят обязательный характер для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в зале заседания. При этом лица, чьих интересов непосредственно касаются эти действия и распоряжения, могут высказывать против них свои возражения, которые подлежат занесению в протокол судебного заседания и могут быть удовлетворены коллегией судей (если дело рассматривается коллегиальным составом суда).
Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания, обеспечивая при этом полное и правильное отражение в нем действий и решений суда, а равно действий иных участников судебного разбирательства. Он также проверяет явку вызванных в суд лиц, выясняет и докладывает суду причины их отсутствия, принимает меры к их вызову, обеспечивает получение истребованных судом документов и материалов, выполняет по поручению председательствующего другие действия.
Ключевую роль в судебном разбирательстве выполняют стороны обвинения и защиты, так как в большинстве случаев именно их инициатива является импульсом для тех или иных судебных действий и решений. В силу ч. 3 ст. 123 Конституции и ст. 244 УПК стороны в судебном заседании пользуются иными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам доказанности подсудимого и его наказания, а также на постановку и рассмотрение судом иных вопросов. Это предполагает, в частности, обязанность председательствующего обеспечить каждому из участников процесса возможность как; но дать необходимые объяснения и показания по делу, так и представить с предметы, документы и другие материалы, могущие быть использованными в качестве доказательств, заявить ходатайства о вызове свидетелей, назначении экспертиз, истребовании документов и т. д. Сторонам также дол быть обеспечена возможность высказать свое мнение по результатам исследования доказательств в процессе судебных прений.
Сторону обвинения в судебном заседании представляет, прежде всего, государственный обвинитель, в качестве которого может выступать должно иное лицо органа прокуратуры, а по уголовным делам, расследование по которым проводилось в форме дознания, по поручению прокурора — также; дознаватель либо следователь. Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного и частно-публичного обвинения является обязательным. По делам частного обвинения государственный обвинитель принимает участие в судебном разбирательстве в тех случаях, когда в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК соответствующее уголовное дело было возбуждено прокурором, следователем или дознавателем с согласия прокурора при отсутствии заявления потерпевшего, неспособного вследствие беспомощного состояния или по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Именуя государственным обвинителем участвующего в стадии судебного разбирательства прокурора и иных должностных лиц, действовавших на стороне обвинения в ходе досудебного производства, закон тем самым как подчеркивает особый их статус в этой процессуальной стадии, отличный их же статуса в стадии предварительного расследования, где они (особенно прокурор) обладали властными полномочиями, в связи с чем их действия и решения имели обязательную силу для других участников судопроизводства. В судебном заседании прокурор, как и любой иной государственный обвинитель, выступает лишь в качестве одной из состязающихся перед суде сторон, принимая участие в исследовании доказательств, предоставляя свои соображения по поводу наличия оснований для применения уголовно закона и возможной меры наказания в отношении подсудимого. В целях охраны прав граждан, общественных или государственных интересов прок в судебном разбирательстве может предъявлять или поддерживать предъявленный гражданский иск. Никаких полномочий, ставящих государственного обвинителя в привилегированное положение по сравнению с другими участниками заседания, выступающими как на стороне обвинения, так и на стороне защиты, и предоставляющих ему возможность принимать обязательные для других участников процесса решения, у этого субъекта нет. Мнение государственного обвинителя по вопросам, возникающим в ходе судебного задания (за исключением случаев отказа его от обвинения или изменения обвинения), не является обязательным для суда.