Рассмотрим более подробно роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
Основное направление таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в воздействии на всех участников ВЭД, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.
Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:
1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности – таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности.
2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений, к которым относят тарифное и нетарифное регулирование.
Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности в области ВЭД, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий, а также программ, применяемых с целью обеспечения защиты экономических интересов государства, оптимизации процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.
2. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства.
Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:
1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).
2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).
3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).
4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
5. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Рассмотрим подробнее каждое из вышеперечисленных преступлений.
2.1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ)
Контрабанда, как квалифицированное правонарушение, появилась в XIV-XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой[3].
В соответствии с современным уголовным законодательством РФ, контрабандой признается:
1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:
а) товаров или иных предметов;
б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
3. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.
Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов – специальный порядок перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред, либо создается угроза его причинения:
- экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров);
- общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и других веществ, огнестрельного оружия и т. д.);
- национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);
- интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).
Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.
В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.
В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства[4], психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества[5], вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения[6]), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества[7], материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения[8], стратегически важные сырьевые товары[9], культурные ценности).
Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации, то есть в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на ее территорию (импорте), указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК РФ, товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.
Оконченным преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, то есть были ввезены на ее таможенную территорию либо вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.
При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК, поскольку согласно п. 2 ст. 30 оно уголовно ненаказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей, оборудование тайников, склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления.
В соответствии с примечанием к ст. 188 УК РФ контрабанда признается совершенной в крупном размере (ч. 1), если стоимость перемещенных товаров превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРоТ).
Субъектами контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.
Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел – лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ соответствующие предметы, предвидит опасность своих действий и желает такого результата. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).
Контрабанда предметов при наличии косвенного умысла не может служить основанием для признания в содеянном наличия всех признаков состава преступления.
Например: обвиняемый В. пытался вывезти с сокрытием от таможенного контроля ряд предметов, которые впоследствии были признаны историко-культурными ценностями. Обвиняемый пояснил, что он предполагал, что книги XVIII века могут иметь историческую или культурную ценность, но не считал, что именно эти книги имеют такую ценность[10].
При отсутствии прямого умысла лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за контрабандную деятельность. Такие лица действуют, как правило, по небрежности, либо вовсе при отсутствии вины в уголовно-правовом смысле, то есть, когда лицо используется «втемную».