Теоретические основы диагностики в судебном почерковедении

Теоретические основы диагностики в судебном почерковедении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ В СУДЕБНОМ ПОЧЕРКОВЕДЕНИИ.. 6

§ 1. Предмет судебного почерковедения и задачи судебно-почерковедческой экспертизы   6

§ 2. Теория криминалистической диагностики как научное решение. 19

§ 3. Психофизиологические основы диагностики в судебном почерковедении  29

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУДЕБНОМ ПОЧЕРКОВЕДЕНИИ.. 42

§ 1. Психодиагностика почерка подозреваемых. 42

§ 2. Современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи. 46

§ 3. Диагностические и автороведческие исследования. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 61


ВВЕДЕНИЕ


Исследование подчерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, т.к. в настоящее время все чаще и чаще преступники отказываются от таких грубых средств аргументации как финка и окровавленный топор и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: «Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера».[1]

Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста «беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в последнее время.

В рамках данной дипломной работы я постараюсь раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое исследование документов, установление личности преступника по исполненному им тексту.

Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст, особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных задач при раскрытии преступления.

Развитие новейших методик криминалистики, в частности криминалистического документоведения, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать авторство исполнителя того либо иного документа.

Подобные методики позволяют определить национальность, регион проживания, регион приобретения письменных навыков, пол, возраст и даже судить о причастности лица к совершению преступления.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы совершенствования диагностических методов в криминалистике вообще, и в судебном почерковедении в частности, сейчас являются актуальными и проблемными. Особую актуальность они приобрели на современном этапе реформы системы криминалистики.

Вопросы диагностических методов в судебном почерковедении рассматривались многими криминалистами. В частности, соответствующие исследования изложены в научных работах  и других ученых. Вместе с тем, существует немало нерешенных вопросов, спорных утверждений, недостаточно развитых положений. Авторы многих работ вырабатывают свои варианты определения понятия диагностических методов в судебном почерковедении. Различны взгляды авторов и на содержание диагностических методов в судебном почерковедении

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ диагностических методов в судебном почерковедении, проведенный по следующим направления:

-                     всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования диагностических методов в судебном почерковедении;

-                     рассмотрение проблем применения современных диагностических методов в судебном почерковедении.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

-                     выявить тенденции развития диагностических методов в судебном почерковедении;

-                     рассмотрение проблем реализации диагностических методов в судебном почерковедении в рамках действующего законодательства. 

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа настоящей работы являются диагностических методов в судебном почерковедении как теоретическая категория и как явление социальной действительности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебно-следственной практики.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и структурный методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты диагностических методов в судебном почерковедении в рамках цели и задач исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа диагностических методов в судебном почерковедении.




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ В СУДЕБНОМ ПОЧЕРКОВЕДЕНИИ


§ 1. Предмет судебного почерковедения и задачи судебно-почерковедческой экспертизы


С криминалистической точки зрения, документ может быть охарактеризован как материальный носитель специально зафиксированной в нем информации, имеющей значение для уголовного судопроизводства.

Круг документов, функционирующих в уголовном судопроизводстве, весьма разнообразен: это и примитивно сработанные, низкокачественные, и мастерски исполненные на высочайшем профессиональном уровне, простые, общедоступные, понятные всем, и сложные, постигаемые лишь специалистами (клочок бумаги с записанным на нем номером телефона, потрепанная фотокарточка, трамвайный билет, фальшивая ассигнация, стена с надписью).[2]

Письмо – один из важнейших и, пожалуй, до недавнего времени единственных способов запечатления мыслей человека при посредстве некой знаковой системы.

Главной функцией письма является сохранение и передача информации зафиксированной с помощью специальных символов (иероглифы, цифры, буквы и т.д.).

Тем не менее, общеизвестно, что письмо это не только средство общения, но еще и средство передачи криминалистически значимой информации.

При исследовании письма, как правило, должен подвергаться весь комплекс индивидуальных особенностей данного текста как то.

1.     Смысловая – письменная речь (устанавливается автор документа);

2.     Графическая – почерк (устанавливается конкретный исполнитель текста).

Возможность установления автора и исполнителя документа основана на неповторимости и устойчивости письменно – двигательных и речевых навыков человека. На процесс формирования письма оказывают влияние условия обучения человека, действие окружающей среды, трудовая и социальная деятельность человека, психофизиологические способности.

Устойчивость проявления навыков письма в значительной степени зависит от глубины фиксации двигательного навыка, его автоматизации в высшей нервной системе, то есть, чем сильнее глубина фиксации навыка, тем труднее происходит изменение письменно – двигательных функций определенного лица.

При написании документа автоматизированность письма ярко выражена лишь пока оно выполняется в привычных (стереотипных) условиях. В случае резкого изменения условий письма (его целевой установки, физических и психологических нагрузок, преднамеренное искажение письменной речи и почерка) приводят к прекращению или ослаблению автоматизированности письма так как оно выполняется под усиленным контролем сознания. Но ввиду непродолжительности этих факторов, устоявшаяся манера письма не исчезает и лишь временно «притупляется». Когда привычные условия восстанавливаются автоматизация навыка вновь «просыпается».[3]

Этот феномен наблюдается даже при попытках сознательного изменения почерка и письменной речи. При этом собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, остаются и оказывают влияние на процесс создания документа.

Идентификационные признаки письма:

1) признаки письменной речи;

2) топографические признаки письма;

3) особые привычки письма;

4) признаки почерка.

Признаки письменной речи:

– стиль (некая совокупность признаков, определяющих общий вид, особенности документа);

– лексика или словарный запас (заключается в богатстве используемых слов и сильно зависит от образования человека, его профессии, привычек, образа жизни и т.п.);

– общий уровень грамотности (наличие или отсутствие различных ошибок в тексте, их количество позволяет судить об уровне образования человека, а также о том, насколько часто он ему приходится заниматься составлением разнообразных документов);

Топографические признаки письма: (особенности размещения текста в целом или отдельных его частей).

Этот класс признаков позволяет судить об аккуратности человека. Часто эти признаки формируются в результате профессиональной деятельности, так сотрудники правоохранительных органов при письме автоматически оставляют левое поле в 2 см.

– поля (слева и справа, размер, форма – прямоугольная, трапециевидная, чаще всего ярко выражены у людей, чьи должностные функции связаны с делопроизводством);

– наличие и размер абзацных отступов (служат для структурирования документа, характерны для людей, профессионально занимающихся журналистикой, литературой и иными видами творческой деятельности, связанными с письмом);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать