Дело в том, что законодательством в ряде случаев коммерческие организации разных форм собственности наделяются властными распорядительными полномочиям, причем полномочия эти осуществляются иногда даже работниками коммерческих организаций, управленческих функций в этих организаций не выполняющих. Так, кассир банка выдает при приобретении валюты гражданину справку установленной формы, которая имеет чисто публично-правовое значение (является документом, предоставляющим право на вывоз определенных денежных сумм в валюте за рубеж). Выдача такой справки ничего общего с банковской и иной экономической деятельностью не имеет. Ее выдача является властным распорядительным полномочием в отношении лиц, не подчиненных по службе или по работе. Выдавая такую справку, кассир действует не в качестве собственно кассира, а в качестве представителя власти по специальному полномочию, т.е. должностного лица, и может, соответственно, нести ответственность за должностной подлог, взяточничество и иные должностные преступления. Это относится и к ЖЭО, уполномоченным выдавать справки, имеющие исключительно публично-правовое значение.
Более того, в последнее время имеется явно выраженная тенденция к коммерциализации властно-распорядительной деятельности. Особенно активно торгует властными полномочиями МВД. Так, на дискотеке началась драка, в связи с чем администратор попытался вызвать милицию по телефону. Оперативный дежурный разъяснил, что для этого необходимо было заключить договор, и милиция на место происшествия не выехала. Очевидно, что такие действия образуют ничто иное, как вымогательство взятки, однако уголовные дела в подобных ситуациях не возбуждаются. Что делает милиционер в форме и при оружии, охраняя за деньги вход в коммерческую организацию? Не торгует ли он своими полномочиями представителя власти?32
Иногда для торговли властными полномочиями создаются специализированные коммерческие организации. Ярким примером такой организации являются БТИ, почти повсеместно теперь существующие в виде муниципальных и государственных предприятий (т.е. коммерческих организаций). Предполагается, что они оказывают услуги населению. Однако фактически эти услуги есть ничто иное как осуществление властных распорядительных полномочий. Гражданам эти услуги в их собственных интересах абсолютно не нужны. Например, для регистрации сделки с жилым помещением необходимым требованием законодательства (вопрос регулируется на уровне субъекта федерации) является представление технического паспорта и иных документов, выдаваемых БТИ. Выдача таких документов, а также техническая инвентаризация (кстати, противоречащая конституционному праву на неприкосновенность жилища) и является теми “услугами”, которые оказывает БТИ. Такой подход, при последовательном своем проведении, позволит рассматривать в качестве услуг широкий круг действий. Уже сегодня можно говорить о платных услугах МВД по охране общественного порядка и пресечению правонарушений. Завтра в качестве услуг можно будет рассматривать содержание под стражей, а послезавтра - и само взятие под стражу. Заинтересованное лицо обращается с квитанцией об оплате услуги к следователю, который, рассмотрев материалы дела,
_________________________________________________________________
32 А. И. Кирпрчников Взятка и коррупция в России. Спб. 1997. С. 297.
направляет клиента к прокурору. Клиент, оплатив услугу прокурора по санкционированию постановления о взятии под стражу, арендует место в следственном изоляторе и оплачивает услугу по содержанию и охране виновного...33
Тенденция к коммерциализации властных полномочий связана с удачными попытками властей, с одной стороны, обложить граждан налогами и сборами, не предусмотренными законом и, с другой стороны, присвоить собранные в результате средства в качестве дохода коммерческой организации. Это безусловно негативное явление, однако его необходимо учитывать в практике. Поскольку современное положение дел таково, что работники коммерческих организаций нередко выполняют распорядительные функции представителей власти - таких работников следует привлекать в соответствии с Примечанием к ст. 285 УК к ответственности за должностные преступления. При этом следует учитывать, что в качестве взятки могут рассматриваться только незаконные имущественные предоставления. Если предоставление внешне выглядит как законное - получения взятки не будет ввиду отсутствия вины должностного лица. Например, если работник БТИ оказывает услугу по утвержденным органом местного самоуправления расценкам - получения взятки не будет. Если же его действия выразились в вымогательстве или получении незаконного вознаграждения за совершение законных или незаконных действий (проведение инвентаризаций, выдачу документов, их подлог) - содеянное квалифицируется как взяточничество. К сожалению, судебная практика не рассматривает (хотя и не во всех случаях) работников коммерческих организаций, выполняющих по специальному полномочию функции представителей власти, в качестве должностных лиц. Это крайне отрицательно влияет на криминогенную обстановку, создает условия для коррупции и расхищения государственного и муниципального имущества, грубо нарушает права граждан. Не основана эта позиция и на законе.
_________________________________________________________________
33 Там же.
Рассмотрим упомянутую ситуацию с БТИ: работник БТИ отказывается в течение ближайших месяцев проводить инвентаризацию вашей квартиры и, соответственно, выдать искомые документы, ссылаясь на “занятость”, перегруженность работой. Однако за вознаграждение в размере 100 долларов он обещает предоставить необходимые документы вовсе без инвентаризации в течение 2 дней. Директор БТИ подтверждает загруженность работника. Как уже отмечалось, судебная практика не признает работника БТИ представителем власти, практически никак этого не аргументируя. Привлечь вымогателя к ответственности за должностное преступление нельзя. Нельзя его привлечь к ответственности и за коммерческий подкуп, т.к. он не является лицом, выполняющим управленческие функции в организации. В организации он рядовой работник, а властные полномочия он имеет в отношении вас, а не в отношении БТИ. Остается только дать взятку, если искомые документы вам действительно нужны. Однако следует учитывать, что, если суд сочтет это все-таки коммерческим подкупом или взяточничеством - вы будете нести уголовную ответственность в качестве взяткодателя (ввиду скачков в судебной практике в толковании признаков субъекта должностного преступления уверенным тут ни в чем быть нельзя).
Следует обратить внимание также на то, что Пленум Верховного Суда указывает, что лица, выполняющие управленческие функции в фондах не могут рассматриваться в качестве должностных лиц. Это разъяснение основано на законе и относится, в том числе, и к государственным, и к муниципальным фондам (последние следует отличать от организационно не обособленных фондов, представляющих собою просто денежные средства целевого назначения). При этом следует учитывать, что работники фондов могут наделяться государством или органами местного самоуправления распорядительными полномочиями в отношении лиц, им не подчиненных. В этом случае они являются должностными лицами (представители власти по специальному полномочию) и несут ответственность за должностные преступления.
Центральный Банк РФ не является ни государственным предприятием, не учреждением. Однако он наделен властными полномочиями и является органом государственной власти. Кроме того, многие должностные лица ЦБ наделены полномочиями представителей власти (валютный, банковский контроль и др.). Все остальные банки (в том числе и Сбербанк) и кредитные организации являются коммерческими организациями и их управленцы не несут ответственности за получение взятки как за должностное преступление (возможна ответственность за коммерческий подкуп). Так, за получение взятки за выдачу кредита без залогового обязательства была осуждена управляющая отделением Сбербанка Российской Федерации. Президиум Верховного суда признал приговор не соответствующим закону, т.к. “отделение Сберегательного банка Российской Федерации является не государственным или общественным предприятием, а частным, в связи с чем управляющая отделением Сбербанка Российской Федерации необоснованно признана должностным лицом”.
Поскольку субъект получения взятки - специальный, исполнителем этого преступления может быть только лицо, обладающее признаками специального субъекта этого преступления. Иные лица могут выступать только в качестве организаторов, подстрекателей или пособников должностного лица. При этом определенные сложности связаны с квалификацией действий лица, непосредственно передающего предмет взятки. Дело в том, что действия такого лица внешне образуют совокупность преступлений: пособничество в даче взятки и пособничество в ее получении, что может привести к необоснованно суровому наказанию за такие действия. Ранее эта проблема не стояла в связи с тем, что посредничество во взяточничестве рассматривалось в качестве самостоятельного преступления. Теперь положение изменилось. Пленум Верховного Суда в п. 8 упомянутого постановления разъяснил; “Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 УК РФ”34. Однако неясным остается вопрос о том, как же следует квалифицировать действия посредника. Толкование закона позволяет прийти к следующим выводам:
1) посредник в получении взятки - это лицо, которому должностное лицо (или другой посредник в получении взятки при наличии цепочки посредников) доверило получение предмета взятки;
2) посредник в даче взятки - это лицо, участвующее в передаче предмета взятки и не являющееся посредником в ее получении;
3) действия посредника в получении взятки квалифицируются как пособничество в ее получении и не требуют дополнительной квалификации в качестве пособничества в даче взятки, т.к. пособничество в даче взятки является необходимым элементом такого посредничества;
4) действия посредника в даче взятки не требуют дополнительной квалификации в качестве пособничества в ее получении;
5) действия посредника в даче взятки, подстрекавшего должностное лицо к получению взятки, квалифицируются как пособничество в даче взятки и не требуют дополнительной квалификации в качестве подстрекательства к получению взятки, т.к. дача взятки охватывает подстрекательство к ее получению (это распространяется не только на посредников, но и на иных пособников или организаторов дачи взятки);
6) действия посредника в получении взятки, подстрекавшего к даче взятки, квалифицируются как пособничество в получении взятки и не требуют дополнительной квалификации в качестве подстрекательства к даче взятки, т.к. получение взятки охватывает подстрекательство к ее даче (это распространяется не только на посредников, но и на иных пособников или организаторов получения взятки);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13