доклады командиров воинских частей о состоянии режима секретности и об утраченных документах;
отчеты военных комиссаров о призыве граждан на военную службу указание данных о лицах, уклоняющихся от призыва;
отчеты комендантов о состоянии дел в гарнизоне с указанием количества и характера нарушений.
Для получения сведений о других правонарушениях необходимо использовать все формы прокурорской деятельности.
В свою очередь военные прокуроры информируют командование о выявленных преступлениях и других нарушениях законности и их причинах в своих представлениях, протестах, справках, обзорах, в выступлениях на совещаниях, в личных беседах с командирами, а также при проведении правовой пропаганды.
Немаловажное значение имеет и взаимная информация о задачах, которые по своей линии решают войска и органы прокуратуры. Военному прокурору следует хорошо знать требования приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других органов военного управления, определяющих основные задачи обслуживаемых ими войск, для того, чтобы учитывать их в своей работе. При необходимости он должен ставить в известность командование о важнейших приказах Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора, касающихся надзора за исполнением законов в войсках и борьбы с преступностью, что облегчает выработку согласованной линии в данном вопросе.
Обмен такой информацией помогает и командованию и военному прокурору более глубоко разобраться в истинном положении дел, целеустремленно проводить профилактические мероприятия по укреплению правопорядка и дисциплины в войсках. На основе информации о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках, полученной по всем указанным каналам, командование обслуживаемых частей определяет профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений и укрепление воинской дисциплины и законности. Военный прокурор должен добиваться включения в планы командования своих мероприятий по наиболее актуальным вопросам, вытекающим из фактического положения дел с преступностью в обслуживаемых войсках. Содержащиеся в таких планах мероприятия, которые относятся к деятельности военной прокуратуры, должны обобщаться и учитываться при разработке перспективных и текущих планов ее работы и включаться в число мероприятий, подлежащих выполнению.
Важной формой взаимодействия является непосредственное участие военных прокуроров и следователей в рассмотрении командованием внесенных в его адрес предложений, оказание ему всемерной помощи в выработке конкретных мер по устранению причин и условий способствовавших правонарушению, с последующим активным участием в их реализации.
Взаимодействие с командованием необходимо и при проведении предупредительно-воспитательных мероприятий в связи с расследованием уголовных дел. В этих случаях вся профилактическая работа согласуется с командиром части и его заместителем ( начальником штаба ). В ней участвуют военные юристы, дознаватели, командиры - каждый по своей линии, но совместный план придает их усилиям общую целенаправленность и согласованность. Этим достигается основная цель : недопущение повторения подобного негативного явления как в данной части, так и в других частях.
Командованием и военной прокуратурой практикуются заранее запланированные совместные выезды в отстающие по состоянию воинской дисциплины части. В этом случае каждая из взаимодействующих сторон выполняет комплекс мероприятий, относящихся к ее компетенции, чем достигается всестороннее воздействие на причины и условия, порождающие правонарушения, на сознание военнослужащих, склонных к нарушениями воинской дисциплины. Работники военной прокуратуры при этом проводят прокурорские проверки, ознакомление с состоянием сохранности, учета и расходования имущества, соблюдением в подразделениях требований воинских уставов, распорядка дня, снабжения положенным довольствием, условиями быта и отдыха военнослужащих, их медицинскими обслуживанием; уделяют внимание осуществлению борьбы с недоброкачественными поставками продовольствия, материалов, медикаментов в войска и осуществляют другую профилактическую работу.
В ходе этой работы военные прокуроры знакомятся с состоянием дисциплинарной практики военных комендатур и других воинских частей, проверяют законность содержания арестованных на гауптвахтах, проводят при необходимости другие мероприятия . На выявленные нарушения законности военный прокурор реагирует присущими ему правовыми средствами и при возможности через представителей командования, входящих в состав комиссии, осуществляет меры по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.
Работа военных прокуроров по укреплению законности и правопорядка и борьбе с преступностью осуществляется в тесном взаимодействии с соответствующими военными судами.
Наиболее распространенные формы этого взаимодействия:
- совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.);
- совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначения наказаний;
- участие совместно с командованием в выездах в части, отстающие по состоянию дисциплины;
- совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.
Военный прокурор должен поддерживать деловые связи и с другими правоохранительными органами. Важное значение имеют, например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников. Примером такого взаимодействия может служить деятельность военной прокуратуры Пограничных войск Российской Федерации. Всего в 1995 году на основе информации, представленной органами ФСБ, возбуждено 118 уголовных дел на 137 военнослужащих и гражданских лиц; в группе погранвойск в Республике Таджикистан , в результате тесного взаимодействия с органами военной контрразведки привлечено к уголовной ответственности и осуждено 34 военнослужащих; в 17 случаях сотрудники отделов ФСБ принимали участие в мероприятиях по возбужденным уголовным делам и выполняли поручения военных прокуроров о проведении оперативно - розыскных мероприятий в отношении лиц, проходивших по материалам дел.
Правильная координация усилий вышеуказанных органов и военной прокуратуры позволяет не только раскрывать уже совершенные преступления, но и предотвращать преступления и тяжкие последствия путем совместного проведения проверок и выявления грубых нарушений закона При этом работа военной прокуратуры и отделов ФСБ не дублируется и не подменяет друг друга. Используя свои специфические формы и методы работы, сотрудники органов ФСБ оперативным путем получают сведения о нарушениях закона, информируя о них работников прокуратуры, помогают объективно закреплять их.
В частности, по информации 8 отдела Управления военной контрразведки ФСБ России военной прокуратурой Федеральной пограничной службы совместно с оперативными сотрудниками ФСБ в декабре 1994 - январе 1995 г. проведены проверки исполнения должностными лицами Тихоокеанского пограничного округа, Дальневосточного пограничного округа и центрального аппарата Федеральной пограничной службы России уставных обязанностей по обеспечению боевой готовности техники и вооружения, обучению личного состава. Выявлены многочисленные нарушения, повлекшие направление из этих пограничных округов в составе мотоманевренных групп в район боевых действий в Чечне неисправной боевой техники и необученного личного состава. Только в связи с принятыми Директором Федеральной пограничной службы России по информации 8 отдела Управления Военной контрразведки ФСБ России и представлению военного прокурора Федеральной пограничной службы мерами по замене и ремонту боевой техники, доучиванию личного состава удалось избежать тяжких последствий в войсках.
Военной прокуратурой Тихоокеанского пограничного округа и отделом ФСБ по этому округу в связи с имеющими сигналами в сентябре-октябре 1995 г. проведена проверка исполнения законодательства о сохранности оружия и боеприпасов. Выявлены многочисленные нарушения, которые могли привести к их хищению: комнаты для хранения оружия и склады РАВ были оборудованы с серьезными нарушениями, периодические проверки наличия оружия начальниками пограничных застав, начальниками службы РАВ отрядов и начальниками отрядов не проводились, учет оружия и боеприпасов в ряде частей не соответствовал действительности, допускались факты безучетной выдачи оружия, передачи его гражданским лицам для охоты и др. По представлению военного прокурора и информации начальника отдела ФСБ командующим войсками Тихоокеанского пограничного округа приняты меры к устранению этих нарушений.
Вместе с тем есть и примеры неудач, причина которых заключалась в разобщенности и несогласованности действий военной прокуратуры и оперативных работников вышеуказанных органов.
Порой информация из отделов ФСБ о совершенных или готовящихся правонарушениях поступает в военную прокуратуру с опозданием, что не позволяет оперативно закреплять доказательства в установленном уголовно-процессуальном порядке и ведет к их утрате, создает предпосылки к затягиванию сроков проведения следствия. Иногда материалы, представляемые в военную прокуратуру содержат поверхностные и не конкретные объяснения, а явки с повинной получены с нарушением требований закона и не оформляются протоколами, изъятие вещественных доказательств производится ненадлежащим образом и т.п.
При выезде в военную прокуратуру Группы пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан вскрыты факты когда сотрудники ФСБ уклонялись от оперативных мероприятий по поручениям следователей. В частности, 20 декабря 1994 г. из военной прокуратуры Северо - Западного пограничного округа в адрес начальника отдела военной контрразведки 48-го пограничного отряда подполковника Потемкина А.П. поступило отдельное поручение с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия с целью установить связи обвиняемого Кормагина с местным населением и возможным получением им от них вознаграждений за отключение участков сигнализационной системы. Несмотря не неоднократные напоминания со стороны помощника военного прокурора Группы пограничных войск в Республике Таджикистан капитана юстиции Усарова Б.Ш. данное отдельное поручение выполнено не было и только в апреле 1995 г. поступило в прокуратуру сообщение о невозможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, без разъяснения каких-либо причин.
Допускались случаи когда военные прокуроры неохотно принимали к производству материалы о злоупотреблениях должностных лиц в сфере хозяйственно-финансовой деятельности. В частности, из направленных в 1995 г. военному прокурору Дальневосточного пограничного округа 4-х информаций о фактах злоупотребления с признаками хищения материальных ценностей со стороны должностных лиц 75-го и 78-го пограничных отрядов, прокурорские проверки до сего времени не окончены и законного решения не принято.
Контакты с местными территориальными прокурорами и милицией осуществляются при решении таких вопросов, как взаимоотношение военнослужащих с местным населением, поддержание порядка в общественных местах, посещаемых военнослужащими, безопасность дорожного движения и т.д.
Эффективность прокурорских проверок значительно повышается, если они осуществляются одновременно военным и территориальным прокурорами. Такое взаимодействие дает хорошие результаты при осуществлении надзора за исполнением законов об ответственности за выпуск и поставку в войска недоброкачественной продукции (военные прокуроры по заранее согласованному плану проводят проверку в военном представительстве, а территориальные - на предприятиях); при надзоре за исполнением Закона Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” (военные прокуроры занимаются проверкой в военкоматах, территориальные - в поднадзорных им учреждениях, учебных заведениях, предприятиях).
Большое значение в организации взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с преступностью и другими правонарушениями, имеют территориальные (районные, городские) межведомственные координационные совещания, состоящие из руководителей правоохранительных органов и возглавляемые соответствующими прокурорами. Являясь одновременно и формой взаимодействия, координационное совещание - межведомственный, постоянно действующий орган, все члены которого имеют равные права и обязанности.
Координационное совещание в пределах своей компетенции решает задачи во всех направлениях ведомственно - отраслевого взаимодействия. На этих совещаниях обсуждаются актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями, разрабатываются совместные планы проведения согласованных мер, направленных на укрепление законности. Проведение таких мер для участвующих органов намечается с учетом их возможностей и компетенции. Контроль за проведением профилактических мер, намеченных координационными совещаниями, осуществляется руководителями тех органов, которые непосредственно входят в то или иное мероприятие. Результаты совместных действий обсуждаются на координационных совещаниях с тем, чтобы оценить их эффективность и на этой основе наметить пути совершенствования совместной профилактической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, с возрастанием роли законности, как фактора, оказывающего влияние на состояние боеготовности войск, возрастает и значение военной прокуратуры, призванной обеспечить законность в Вооруженных Силах Российской Федерации. И чем активнее и наступательней осуществляют свою деятельность военные прокуроры, тем выше эффективность их деятельности, тем более положительное влияние она оказывает на законность, и, следовательно, на боеготовность частей и соединений.
Однако, до сих пор нет единства мнений по ряду важных теоретических и практических вопросов взаимодействия, не изжиты полностью оттенки ведомственных различий в понимании задач, прав и обязанностей взаимодействующих субъектов. Вместе с тем, прокурорские и следственные работники военной прокуратуры активно взаимодействуют с командованием, военными судами и различными территориальными правоохранительными органами, особенно с милицией, которая в нашем государстве является основным органом дознания общей компетенции.
Изучение практики расследования преступлений в войсках показывает, что, если организация взаимодействия с военными органами дознания не вызывает у прокурорско - следственного состава военной прокуратуры серьезных затруднений, то при осуществлении совместной правоохранительной деятельности с милицией и иными территориальными правоохранительными органами имеется еще немало негативных моментов. Например, если в орган внутренних дел на осмотр места происшествия выезжает, помимо следователя, еще и оперативная группа, то в военной прокуратуре всю техническую работу по осмотру места происшествия делает сам следователь. Потеря “ мозгового центра “ в лице следователя тормозит начальный этап расследования. Особенно ярко все это выражается в осмотрах места происшествия по делам о дорожно - транспортных происшествиях, когда присутствие сотрудника Государственной автомобильной инспекции, порой, просто необходимо. То же самое можно сказать и о получении оперативной информации работниками военной прокуратуры.
В известной мере эти моменты объясняются тем, что законодательство отношения взаимодействия указанных субъектов регулирует в общем виде, что не может не отразиться на практической стороне этих отношений. В новой редакции Закона Российской Федерации “ О прокуратуре Российской Федерации “ от 17 ноября 1995 года отсутствует такая форма взаимодействия, как правовая пропаганда (указанный закон содержал в старой редакции подобную форму в статье 3). Возлагая на прокуратуру обязанность осуществления координации деятельности правоохранительных органов, вышеуказанный закон установил, что она должна осуществляться федерального закона, то есть его самого, и утверждаемого Президентом Российской Федерации Положения о координации деятельности по борьбе с преступностью. Однако, увы, данное Положение находится лишь на бумаге, тогда как необходимость законодательного регулирования данного процесса просто необходима, ибо статья 4 Положения о военной прокуратуре закрепляет взаимодействие с вышеуказанными органами в качестве принципа организации деятельности военной прокуратуры. На деле же данный принцип остается лишь декларированным утверждением и ни подкреплен, ни гарантирован законодателем.
С другой стороны, подобная ситуация объясняется недостатками в специальной подготовке военных юристов, незнанием структуры, правовых основ, форм и особенностей взаимодействия.
Совершенствование взаимодействия военного прокурора с командованием и правоохранительными органами является одной из предпосылок повышения эффективности работы военной прокуратуры. Совершенствование взаимодействия военной прокуратуры с названными органами при осуществлении ею своей деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в первую очередь должно идти по следующим направлениям :
более тесного согласования действий ( мероприятий ), направленных на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, в особенности в войсковых частях, неблагополучных по состоянию воинской дисциплины и законности ;
улучшения личных контактов военных прокуроров с вышеуказанными органами ;
совершенствования взаимного обмена информацией о преступлениях и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области ;
более частого проведения совместных проверок исполнения законов, других совместных мероприятий ( совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений и т.д. ) ;
более активного применения предоставленного военным прокурорам права требовать проведения проверок, а также ревизий от ОВУ в подчиненных им воинских частях, организациях, учреждениях ;
участия военных прокуроров в координационных совещаниях, проводимых территориальными прокурорами ;
совместного обсуждения протестов, представлений, других актов прокурорского реагирования с лицами, которым они адресованы ;
согласования вопросов привлечения к совместной работе специалистов ;
усиления правовой помощи ОВУ, контролирующим органам и органам общественности, инструктирования их ;
проведения совместных занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений законов, и обстоятельств, способствующих им.
Объединение усилий военной прокуратуры и других органов позволяет избежать параллелизма в их деятельности по укреплению законности, создать единый фронт борьбы с нарушениями законов, добиваться в этом деле лучших результатов, обеспечить комплексный подход к проблеме укрепления законности.