Кассационная инстанция - орган, контролирующий законность и обоснованность судебных решений, определений, не вступивших в законную силу. Прокурор вправе опротестовать решение или поддержать обоснованные жалобы лиц, участвующих в деле, чтобы добиться устранения нарушений законности. Вместе с тем в его обязанности входит принятие мер по предотвращению отмены или изменения законных и обоснованных решений и определений суда первой инстанции. Эти меры состоят, во-первых, в опровержении доводов, содержащихся в жалобах лиц, участвующих в деле, во-вторых, в исправлении собственных ошибок, допущенных при опротестовании. Если протест принести неправильно, он должен быть отозван до начала судебного заседания. Участие прокурора в заседаниях суда второй инстанции допустимо по любому гражданскому делу. Форма участия - дача заключения о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Надзор за законностью и обоснованностью определений кассационной инстанции выражается в проверке соответствия их действующему законодательству и в принесении в случае необходимости протестов. Отмена или изменение незаконных и необоснованных решений и определений, вступивших в законную силу, производится надзорной инстанцией. Участие прокурора в ее заседаниях реализуется в форме поддержания принесенного им или вышестоящим прокурорам протеста и даче заключения по делу, если оно рассматривается по протесту председателя соответствующего суда или его заместителя. Осуществляется так же контроль над законностью и обоснованностью определений и постановлений, выносимых судами в порядке надзора. Прокурор вправе своим заявлением ставить перед соответствующим судом вопрос о пересмотре судебных решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Взаимоотношения прокуроров с работниками других правоохранительных органов, в функции которых входит борьба с преступностью, имеет 2 аспекта. Первый состоит в прокурорском надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Основная деятельность по обнаружению и раскрытию преступлений осуществляется должностными лицами органов Внутренних дел, органов Федеральной службы и безопасности и налоговой полицией. Оперативно-розыскная деятельность в той части, в которой она регламентирована законом, поднадзорна прокурорам. Прокурор участвует в рассмотрении дел судом в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и др. законами. Важнейшей функцией этой деятельности прокурора является осуществление уголовного преследования. Реализуется эта функция, прежде всего, в выступлении прокурора в качестве государственного обвинителя. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, даёт заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. При этом прокурор руководствуется не только требованиями закона, но и своим внутренним убеждением, основанном на рассмотрении всех обстоятельств дела, тем более, что бремя доказывания вины лежит на нём. Осуществляя свою деятельность по государственному обвинению, прокурор обеспечивает защиту личности, её прав и свобод, интересов общества и государства, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильность применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В той или иной мере с законодательными органами контактируют все прокуроры. Организуют эту работу прокуроры-руководители прокуратур. В прокуратурах могут быть созданы также специализированные подразделения либо назначены конкретные работники прокуратуры, которые непосредственно отвечают за поддержание деловых связей с законодательными органами. Прокуроры периодически встречаются с руководителями представительных органов, информируют их о целях своего прибытия и порядке предстоящей работы, истребуют от них правовые акты и др. сведения, проводят проверки исполнения законов и законности правовых актов, требуют проведения проверок в органах представительной и исполнительной власти, совершают иные действия, направленные на предупреждение нарушений законов представительными органами. Контакты с органами исполнительной власти сверху донизу прокуроры поддерживают в различных формах. Они проявляются в процессе организации и осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов. Помимо этого контакты поддерживаются по линии участия прокуроров совместно с органами исполнительной власти в разработке мер (мероприятий), направленных на предупреждение или сокращение правонарушений, и в особенности преступлений в целом или их конкретных видов.
Основная форма контактов прокуроров со средствами массовой информации – это взаимный обмен информацией. Работников телевидения, радио, периодической печати обычно интересует информация, имеющаяся в прокуратуре, о характере совершённых преступлений, о ходе расследования уголовных дел, в особенности вызывающих повышенный общественный резонанс, о динамике преступности, о мерах, предпринимаемых прокуратурой по предупреждению правонарушений, и многое другое. Давая те или иные сведения в средства массовой информации, прокуроры тем самым информируют население о состоянии законности и мерах, принимаемых по её укреплению. В свою очередь прокуроров интересуют оглашаемые в средствах массовой информации сведения о фактах нарушения законов, в особенности о действиях, содержащих признаки преступлений, о нарушении прав и свобод граждан, интересов государства. Другие формы контактов – это выступление прокуроров по радио и телевидению с разъяснениями требований законов, по вопросам профилактики правонарушений, о ходе предварительного следствия по уголовным делам, с ответами на вопросы слушателей (зрителей). Этим же вопросам посвящаются публикуемые прокурорами статьи, заметки в периодической печати.
Прокурорским работникам присваиваются в соответствии со стажем работы и должностью классные чины. Профессиональная карьера работника прокуратуры предполагает перемещения на вышестоящие должности и смену направлений работы, включая переход от общих вопросов к более узкой специализации. Быстрота и возможности продвижения ограничены самой прокуратурой (её структурой), естественным уменьшением числа мест по мере продвижения наверх. Увольнение прокурорских работников осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Оплата и социальное обеспечение прокурорских работников осуществляется в соответствии с законом, включая должностной оклад, а также выплаты за классный чин и выслугу лет. В последние годы улучшается материальное и социальное обеспечение прокурорских работников. Это позволит привлечь в прокуратуру лучшие кадры юристов.
По полному праву можно сказать, что любой прокурор, стремящийся выполнить свои обязанности, постоянно работает в условиях дефицита времени и нервного напряжения. Этот фундаментальный факт должен быть известен как лицам, желающим стать прокурорами, так и лицам, формулирующим задачи прокуратуры, а соответственно и прокуроров. Напряжённость труда объясняется: постоянным дефицитом времени; трудностями планирования работы при возникновении большого количества ситуаций, требующих быстрого решения (запросы, заявления, внезапные происшествия); нестандартностью многих задач, в особенности связанных с экономическими отношениями, поддержанием законности в банковской сфере, на фондовом рынке, в рамках конкуренции, диффузии предприятий и пр. (мнение о том, что все эти вопросы решаются только с позиции частного права, - заблуждение); конфликтностью отношений, связанной с разнообразием и даже противостоянием интересов лиц, находящихся или могущих оказаться в сфере прокурорской деятельности; лоббированием различных интересов и оказанием постоянного давления на прокуратуру. Это, пожалуй, факторы, поддающиеся в принципе не окончательному устранению, но лишь смягчению. Дополнительные трудности возникают также и в связи с отсутствием нормальной техники работы с информацией. Всё это требует значительных затрат труда и времени, высокого нервного напряжения, решения многих социально-правовых задач, причём в условиях неопределённости, а иногда и цейтнота.
Всё общество состоит из различных групп. В зависимости от интересов и положения группы возникает образ прокурорских работников. Но в целом вряд ли есть серьёзные основания считать, что авторитет прокурорского работника, его имидж, образ соответствуют задачам и месту прокуратуры в обществе. Скорее всего, именно этим во многом определяется текучесть кадров, нежелание опытных юристов заниматься этой деятельностью. К сожалению, многие поступки прокурорских работников (необдуманные высказывания, поддержка незаконных действий, уклонения от исполнения собственного долга и др.) вредят, прежде всего, самой прокуратуре, её авторитету, подрывают её возможности и снижают эффективность её работы. Разумеется, это легкоустранимые недостатки. Авторитет прокуратуры обеспечивается её реальными усилиями по обеспечению законности в Украине. Во всяком случае, работа юристов в органах прокуратуры является насыщенной, крайне интересной и полезной для страны.
Список литературы:
1. 1. «Профессиональная деятельность юриста» - А.Э. Жалинский, Издательство БЕК, 1997
2. 2. «Гражданский процесс» - под редакцией Ю.К. Осипова, Издательство БЕК, 1996г.
3. 3. «Прокурорский надзор» - В.И. Басков, Издательство БЕК, 1996г.
Страницы: 1, 2