Нормативность большинством исследователей рассматривается как имманентное свойство принципов судопроизводства. Более того, в качестве норм права принципы выступают как основные, исходные положения, которые определяют характер всех других процессуальных правил. Их роль видится в том, что с "ними сравниваются все иные нормы, которые получают возможность позитивной реализации лишь при условии полного соответствия требованиям принципов. Из этого положения следует возможность толкования с помощью принципов всех остальных уголовно-процессуальных норм, ибо принципы по своей сути представляют собой обобщенную характеристику содержания уголовно-процессуального права.
Мировое сообщество в современный период разработало механизм, позволяющий на высоком уровне закрепить требования уголовно-процессуальных принципов, что является эффективной защитой от их возможных нарушений. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой среди других положений значительное внимание уделено закреплению принципов уголовного процесса. Основные положения этой Декларации вошли в действующую Конституцию Российской Федерации и отраслевое законодательство. Поскольку Россия является членом Совета Европы, то частью отечественного законодательства стала Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней.
Принципами уголовного судопроизводства являются не только нормативные положения, воплощенные в конкретных процессуальных нормах высокой юридической силы, но также и те, которые, хотя прямо не сформулированы законодателем, но вытекают из совокупности и смысла более общих законоположений. Такая возможность допускалась, например, Т.Н. Добровольской.
Если посмотреть на данную проблему с точки зрения динамики развития государственно-властных институтов, становится очевидным, что анализируемые принципы, являясь продуктом политики государства в области правосудия, первоначально формируются в виде идей, которые постепенно в результате сложного и длительного правотворческого процесса в парламенте закрепляются в виде кодифицированных законодательных норм. Обязательность, нормативность, внешняя определенность принципов способствует достижению целей судопроизводства, правосудия. Вряд ли можно подвергать сомнению тот очевидный факт, что наибольшая эффективность правоприменительной деятельности достигается при закреплении общих начал судопроизводства. В то же время даже установленные в статьях УПК нормы-принципы нередко требуют конкретизации, исходя из содержания конституционных норм или системного анализа действующих уголовно-процессуальных предписаний.
В литературе существуют неодинаковые подходы к определению количественного состава принципов; их число у разных авторов колеблется от одиннадцати до двадцати.[[3]] Действующий УПК РФ в главе второй закрепил тринадцать принципов. Однако при этом не упоминаются принципы, ранее входившие в уголовно-процессуальное законодательство: осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; независимость судей и их подчинение Конституции РФ и федеральному закону; гласность уголовного судопроизводства; принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела; принцип участия представителей народа в уголовном процессе.
Большая роль в развитии принципов уголовного судопроизводства принадлежит постановлениям Конституционного Суда РФ. Одной из причин толкования органом конституционного контроля правовых норм является диалектическое противоречие двух начал. С одной стороны, суды исходят из буквального смысла норм, к чему их обязывает ст. 120 Конституции РФ (судьи должны подчиняться Конституции РФ и федеральному закону). С другой стороны, в условиях нестабильности законодательства, пробелов и правовых коллизий суды обязаны использовать различные способы и приемы толкования, им также предоставлено право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Принципы уголовного права - основополагающие идеи, исходные положения, при помощи которых решаются задачи уголовно-правового регулирования (А.А. Нечепуренко); основные руководящие начала (идеи), закрепленные в нормах уголовного права, которые определяют его содержание в целом или отдельных институтов (Б.В. Здравомыслов).
В теории уголовного права принципы подразделяются на два вида: общие правовые (универсальные) и отраслевые (специальные). Общие принципы - принципы, характерные для всех или для многих отраслей права. В УК закреплены следующие общие принципы: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Принцип законности при производстве по уголовному делу и его интерпретация Конституционным Судом РФ
Среди базовых начал судопроизводства определяющее значение имеет принцип законности, который является также и универсальным принципом организации и деятельности всех органов государственной власти и важнейшей основой подлинного правосудия.[4] Его истоки восходят к знаменитому древнеримскому правилу: нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания. Общим условием законности является недопустимость издания в Российской Федерации нормативных и правоприменительных актов, внутригосударственных и иных договоров с антиконституционной направленностью.
Сущностные проявления законности разнообразны и многоаспектны, имеют всеобщий характер и закреплены в фундаментальных нормах: а) верховенство закона (ст. 4 Конституции РФ); б) прямое действие Конституции РФ и закона (ч. 1 ст. 15); в) всеобщее требование соблюдения конституционных и законодательных норм (ч. 2 ст. 15); г) единство общероссийской законности (ст. 4, 5, 8); д) гарантированность законов, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 17, 18, 19); е) связанность судов законодательными нормами и принятие ими решений "в соответствии с законом" (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Законность проявляется в исключительной роли действующего УПК 2001 г. при отправлении правосудия и защите прав личности, последовательном соблюдении установленных правил и стадий расследования и судопроизводства, обязательности судебных постановлений. Этот основополагающий принцип закреплен в ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса РФ, хотя и недостаточно четко. Поддержки заслуживает позиция законодателя о включении в содержание принципа законности при производстве по уголовному делу требования о недопущении использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 3 ст. 7 УПК РФ), тем более что на этот счет имеется соответствующее конституционное предписание. В то же время отсутствует такая характеристика принципа законности, как правильное применение законов и иных нормативных актов. Этот ее аспект прямо и вполне обоснованно указан в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г. (ст. 6). Объективность, всесторонность и полноту исследования обстоятельств дела, учитывая значимость данного требования и его связь с задачами расследования и судопроизводства, следовало бы отразить в самостоятельной статье действующего Кодекса, как, кстати, это было в УПК РСФСР (ст. 20), а не попутно и вскользь при регламентации частных вопросов предварительного расследования (ч. 4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК РФ).
Законность как универсальный принцип правового государства и демократического общества имеет гуманную, "всечеловеческую" направленность. Она предоставляет исходное начало судопроизводства и поэтому пронизывает все стадии процесса и оказывает направляющее воздействие на всех субъектов уголовно-процессуальных отношений.
Принцип гуманизма в уголовном законодательстве
Принцип гуманизма (ст.7 УК РФ) в юридической литературе определяется весьма широко. Однако и в этих случаях нередко упускается из виду, что сфера реализации гуманизма еще шире, ибо распространяется и на содержание диспозиций и санкций норм Особенной части УК. Гуманизм как основополагающая идея уголовного права, преломляясь в содержании каждой из таких норм, тем самым облекает себя в правовую форму, становясь при этом уже выражением гуманизма как принципа уголовного законодательства.
Из законодательного определения гуманизма вытекают два аспекта рассмотрения этого принципа. Первый из них заключается в подчинении иерархии интересов, охраняемых нормами уголовного права, гуманистическими ценностями, в наиболее полном отражении в этих нормах приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ). Второй связан с гуманным отношением к виновным при реализации норм, предусматривающих ответственность за совершенные им преступные деяния. Точное выражение принципа гуманизма в уголовном законодательстве поэтому во многом представляет собой проблему уяснения соотношения этих двух аспектов гуманизма, взвешенного подхода к человеку как объекту и уголовно-правовой охраны, и уголовно-правового воздействия.
Положение о том, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ч.1 ст.7 Конституции), в своей значительной части обладает и гуманистическим содержанием. Потому, характеризуя предмет уголовно-правовой охраны, следует иметь в виду не только обеспечение условий существования Российской Федерации как социального государства, всемерную охрану прав и интересов личности, но и обеспечение нерушимости устоев развития России как гуманистического государства, незыблемости ее движения вперед по пути к действительно гуманистическому обществу.[[5]]
Гуманистическая образующая устройства реальных общества и государства (а значит, и ее приоритетная уголовно-правовая охрана) как раз охватывает и предопределяет эффективность уголовно-правового обеспечения всех указанных аспектов гуманизма. На самом деле, чтобы обеспечить безопасность граждан как членов общества, прежде необходимо обеспечить безопасность общества и государства в целом. Всесторонняя же охрана интересов личности как минимум предполагает их достойное представительство в иерархии общественных интересов, их адекватное место в структуре общественных отношений существующего общества. Очевидно также, что именно содержание гуманистических воззрений общества и государства обусловливают как степень гуманного отношения к потерпевшим, так и меру милосердия, человеческого отношения к преступникам.
Раскрывая гуманизм по отношению к преступнику, нельзя акцентировать внимание исключительно на защите его прав и интересов, обеспечении прав человека, ибо именно наказание, будучи мерой государственного принуждения, заключающейся в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление[6], существенно ограничивает его права и интересы, нередко и соблюдение применительно к нему отдельных прав человека (к примеру, права на свободу: "Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность" - ч.1 ст.5 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).